Институт марксизма-ленинизма
- 1 year ago
- 0
- 0
Маркси́зм-ленини́зм — господствовавшая в СССР коммунистическая идеология , позиционируемая как основанная на наследии ленинизма ; в XX веке была господствующей коммунистической идеологией, будучи поддерживаема руководством Советского Союза и связанными с ним силами.
В 1920-е — 1930-е годы была установлена как официальная идеология Союза ССР и Коминтерна , а после Второй мировой войны и на протяжении всей холодной войны также стала официальной в странах Второго мира и в ряде стран Движения неприсоединения . Марксизм-ленинизм подвергался критике со стороны других марксистских течений , в том числе « западного марксизма », из-за противопоставления которому первый стали называть в том числе и «восточный марксизм» ; одним из его наиболее частых названий стал «советский марксизм» . Марксизм-ленинизм описывается как, с одной стороны, догматическое учение, а с другой, как инструмент государства и правящей партии, развивавшийся в соответствии с прагматическими задачами и текущей ситуацией . Свои господствующие позиции марксизм-ленинизм утратил после распада СССР .
С точки зрения его последователей, марксизм-ленинизм разрабатывался как учение В. И. Лениным , развившим учение К. Маркса и применившим его на практике . В странах «второго мира» официально объявлялся «идеологией рабочего класса » . Идеология видоизменялась, также включая в себя учения региональных коммунистических лидеров, имеющие значения преимущественно для руководимых им государств . В советской парадигме марксизм-ленинизм — единственная истинно верная научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, интегрирующая концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму и строительстве социалистического и коммунистического общества .
Согласно другому подходу, марксизм-ленинизм был государственной идеологией однопартийных режимов в странах Второго мира, развитие которой началось в 1920-е годы, уже после смерти Ленина, и основным теоретиком которой был И. В. Сталин ; начало развития идеологии относят к периоду внутрипартийной борьбы .
В настоящее время марксизм-ленинизм является идеологией ряда коммунистических партий, в том числе правящих партий Кубы , Китая , Лаоса и Вьетнама . Государственная идеология Северной Кореи спорно считается производной от марксизма-ленинизма. Выше упомянутые марксистско-ленинские государства в западной академической традиции зачастую именуются коммунистическими государствами.
Марксизм-ленинизм отвергает анархизм и левый коммунизм , реформизм и социал-демократию ; он же утверждает теорию о необходимости стадии капитализма перед переходом к социализму . В марксизме-ленинизме важную роль играет идея диктатуры «партии – авангарда рабочего класса», которую Владимир Ленин выдвинул уже после Октябрьской революции как свою интерпретацию идеи диктатуры пролетариата . Согласно идеологии, именно партия осуществляет пролетарскую революцию, организовываясь через демократический централизм ; после прихода к власти она устанавливает государственный контроль над средствами производства , подавляя конкуренцию, контрреволюцию и буржуазию, прокладывая тем самым путь к бесклассовому и безгосударственному коллективистскому коммунистическому обществу .
В Советском Союзе термин «марксизм-ленинизм» вошёл в оборот как название обобщённого учения Ленина, с одной стороны, сохраняющего преемственность по отношению к теории классиков марксизма , а с другой стороны — развивающей таковую в силу революционной практики большевиков и опыта построения социалистического государства и его последующего экономического развития.
Как разновидность идеологии , марксизм-ленинизм лежал в основе программ правящих партий других социалистических стран, а в капиталистических и развивающихся — программ многих партий международного рабочего движения . Советско-китайский раскол повлёк за собой раскол в международном коммунистическом движении, изначально связанный с тем, что обе стороны заявляли о своей приверженности марксизму-ленинизму, взаимно обвиняя друг друга в отступлении от такового. В дальнейшем, несмотря на эволюцию взглядов в КНР , некоторые партии, организации и движения как на Западе , так и на Востоке , продолжают ссылаться в своих программных документах на «марксизм-ленинизм», толкование которого в каждом конкретном случае требует самостоятельного изучения.
Ленин принадлежал к числу сторонников «очищения» Маркса от элементов ненаучной « спекулятивной философии ». Ленин не считал, что отступает или прибавляет к идеям марксизма что-то существенное.
В марксизме-ленинизме метод материалистической диалектики получил дополнение в виде ортодоксальной формы взглядов, малейшее отступление от которых считалось ревизионизмом и каралось .
В ходе этой эволюции марксизм—ленинизм приобрёл ряд следующих основных элементов :
Таким образом дискурс этого учения, ясный и простой, начинался с:
Такая схема являлась руководством для всех, кто занимался теоретическими проблемами философии и идеологии и вошла во все учебники по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму . Р. Арон дал существовавшей системе такой отзыв: «В Москве и в так называемых социалистических странах создали определённую доктрину, идеологический катехизис, возведённый в ранг государственной истины» . «Марксистско-ленинская теория есть не догма, а руководство к действию», — отмечал « Краткий курс истории ВКП(б) ».
В классическом марксизме отсутствовало понятие « партии нового типа». Диктатура пролетариата , согласно марксистскому учению, является необходимым средством в революционный период борьбы за власть во время перехода от капитализма к коммунизму. Учение марксизма-ленинизма о «партии нового типа», должной стать авангардом рабочего класса в ходе революции и строительства социалистического строя.
Другим важным моментом, в котором марксизм-ленинизм отошёл от классического марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, победа социалистической революции возможна только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Теория перманентной революции , развивавшаяся Л. Д. Троцким начиная с 1905 года, отрицала промежуток между антифеодальной (буржуазной) и антикапиталистической (социалистической) революциями и утверждала неизбежность перехода от национальной к международной революции: начавшись в России как буржуазная , революция обязательно начнётся и в промышленно-развитых странах, но уже став социалистической. Сталин выдвинул идею о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если эта страна является отсталой, по-преимуществу крестьянской страной. Однако он приписал идею Ленину, для чего фальсифицировал высказывания как Ленина, так и Троцкого. Это позволило Сталину получить возможность резко противопоставить «ленинизм», утверждающий, что построить социализм в одной стране возможно, «троцкизму», преподносимому им как пораженческая, антиленинская позиция .
Сталинизм, будучи победившей идеологией в ВКП(б) , взял на себя преемственность, заявлял тождество с идеологией марксизма-ленинизма. Было объявлено о строительстве социализма в отдельно взятой стране . Ещё Ленин на III конгрессе коммунистического интернационала (1921 год) утверждал: «Получилось, хотя и крайне непрочное, крайне неустойчивое, но всё же такое равновесие, что социалистическая республика может существовать — конечно, недолгое время — в капиталистическом окружении» . Этот отход позиционируют по-разному: троцкисты как ревизионистское явление, сталинисты как продолжение идей Ленина.
Сам марксизм-ленинизм характеризуют в некоторых публикациях как идеологию сталинизма, главным теоретиком которой выступил сам Сталин, формирование которой началось в 1920-е годы после смерти Ленина: так, например, в Большой российской энциклопедии говорится, что в основу философии марксизма-ленинизма лёг раздел вышедшего в 1938 году « Краткого курса истории ВКП(б) » « О диалектическом и историческом материализме », написанный Сталиным ; сама книга стала основой идеологии марксизма-ленинизма, и Сталин, выступавший в роли главного теоретика этой идеологии, назвал «Краткий курс» «манифестом — песнь песней марксизма»; эта книга и закрепила термин марксизм-ленинизм . Официально при жизни Сталина идеология государства называлась марксизм-ленинизм , поскольку слово сталинизм в СССР не использовалось и было легализовано только в Перестройку, как слово ленинизм не использовалось при жизни Ленина. Хотя слово сталинизм и предлагалось, Сталин и сталинисты от него отказались, предпочитая позиционировать Сталина как ученика Ленина и «Ленина сегодня». Сторонники такого взгляда на марксизм-ленинизм критически относятся к идеологии, считая, что Сталин и его сторонники начали разрабатывать её как вульгарное прочтение марксизма и взглядов Ленина в угоду политической конъюнктуре, для теоретического обоснования политики сталинизма и утверждения победы Сталина во внутрипартийной борьбе . Согласно такой трактовке, хотя Сталин и стал основным теоретиком марксизма-ленинизма, сталинизм и марксизм-ленинизм не тождественны, так как в то время как сталинизм прочно связан с личностью самого Сталина и оканчивается с началом «десталинизации» , марксизм-ленинизм был сохранён как государственная идеология стран « Второго мира », подвергшись переработке .
Лев Троцкий развивал марксистские идеи в теории перманентной революции . Троцкисты считают себя «большевиками-ленинцами», говорят о своей принадлежности к ленинизму , ссылаясь на цитаты Ленина о мировой революции. При этом самих троцкистов, как и Троцкого, сталинисты называют ревизионистами , утверждая, что их видение и взгляды Ленина разнятся. Связано это с поражением во внутрипартийной борьбе левой оппозиции перед сталинистским блоком.
Говоря о своей преемственности к ленинизму, термин марксизм-ленинизм троцкисты по отношению к себе не используют.
После XX Съезда и нарастания противоречий между СССР и КНР сторонники Мао Цзэдуна в международном коммунистическом движении объявляют себя носителями традиций марксизма-ленинизма в его сталинистском понимании в противовес (как считали они) обуржуазившейся партийной бюрократии КПСС .
Обосновывая предложенные Мао Цзэдуном теоретические тезисы (критика партийной бюрократии — « огонь по штабам ») и ставка на аморфные группы революционной молодёжи ( хунвэйбины ); осознание партизанской войны как единственной революционной практики в условиях колониального и полуколониального государства; акцент на идее культурной революции ), маоисты объявляют их творческим развитием марксизма-ленинизма в форме марксизма-ленинизма-маоизма , которая является официальной идеологией правящей Коммунистической партией Китая .
Коммунистическая партия Китая утверждает, что руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, что обговорено и в её уставе: «Марксизм-ленинизм открыл законы исторического развития человеческого общества, его основные положения остаются верными и обладают могучей жизненной силой» .
Официальная идеология правящей Трудовой партии Северной Кореи , возникшей в 1955, в результате трансформации идей марксизма-ленинизма и идей Ким Ир Сена .
Конституцией 1977 года марксизм-ленинизм был закреплён официальной идеологией Советского Союза . До этого в конституции СССР 1936 года была формально закреплена роль руководствовавшейся идеологией марксизма-ленинизма КПСС как доминирующей партии .
Тома полных собраний сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина) стояли на почётном месте во всех советских библиотеках (одно время рядом с ними были также собрания сочинений Сталина). Существовала также официально одобренная интерпретация трудов классиков, которая менялась с ходом времени .
С 1925 г. в СССР во всех вузах введён курс «Основы марксизма-ленинизма», составной частью которого являлась «История ВКП(б) ».
Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма. Издательская деятельность в СССР по теме «Марксизм-ленинизм» в 1979—1990 гг. характеризовалась следующими цифрами:
1979 | 1980 | 1981 | 1985 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кол-во книг и брошюр, печатных единиц | 597 | 771 | 545 | 529 | 460 | 453 | 326 | 308 |
Тираж, млн экз. | 20,600 | 25,6618 | 22,3762 | 21,0629 | 13,4011 | 12,7307 | 10,7185 | 5,6562 |
Печатных листов-оттисков , млн | 294,2552 | 293,8961 | 222,3956 | 280,6508 | 214,1762 | 206,5520 | 116,7927 | 68,9841 |
Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов; любые попытки усомниться в базовых положениях марксизма-ленинизма сурово пресекались.
Дополнением к трудам основоположников были решения и постановления съездов и пленумов КПСС; эти документы также подлежали обязательному изучению в учебных заведениях СССР.
Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире; при этом СССР и другие социалистические страны должны были служить исходной базой для распространения коммунизма на другие страны (на Западе это называли « экспортом революции »). СССР также претендовал на роль руководителя всего мирового коммунистического движения, что создало основу для конфликта с Югославией и позже с Китаем .
Это привело к тому, что коммунистический энтузиазм для многих сходил на нет. Первым глубинным свидетельством этого явилась новая Третья программа Коммунистической партии Советского Союза, провозгласившая в 1961 году, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» . Вера в реальность построения коммунизма для многих стала угасать с конца 1970-х гг.
Одним из признаков нарастающего кризиса марксизма-ленинизма стало то, что начиная с 1960-х гг. стали появляться работы, посвящённые философии науки, логике, истории философии и не связанные непосредственно с традиционной проблематикой диалектического и исторического материализма. Понятия «марксистско-ленинская философия» и «советская философия» уже не были идентичны и продолжали расходиться с течением времени. Целый ряд советских философов 1970—1980-х гг. не имел уже к марксизму-ленинизму отношения .
К началу перестройки два основных постулата марксизма-ленинизма — убеждение в том, что коммунизм способен опередить капитализм в сфере экономики, и убеждение в нравственном превосходстве идеалов коммунизма — для многих оказались подорванными. Даже вопрос о том, построен ли в Советском Союзе социализм, о полном утверждении которого так много говорилось со второй половины 1930-х гг., для многих так и остался без ответа. К началу 1990-х годов в СССР произошло постепенное отступление от марксизма-ленинизма как от доминирующей государственной идеологии .
После распада СССР КПРФ , фактически отойдя от марксистско-ленинской и коммунистической в целом теории, остаётся значимой политической силой, представленной в парламенте . Также, с 1990-х годов и до 2000-х, в России неоднократно появлялись марксистско-ленинские партии и организации ( РКРП , Рот Фронт и т. д.).
Критики марксизма-ленинизма относят к основным ошибкам учения марксизма-ленинизма его теоретическое положение, согласно которому коммунизм будет способен обеспечить более высокую производительность труда, чем капитализм .
Также, критика относится к авторитарным методам государств, чьей идеологией признавался марксизм-ленинизм.
/ Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. ОГИЗ / Государственное издательство политической литературы. 1939. Стр. 135—147