Ном (Древний Египет)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иуну
иероглифами |
|||
---|---|---|---|
|
Гелио́поль , Гелио́по́лис , Илио́поль ( греч. Ἡλιούπολις или греч. Ἡλίου πόλις , егип. ỉwnw иуну , копт. ⲱⲛ Он или копт. ⲡⲉⲧⲫⲣⲏ Петпфре, в Библии — ивр. אן , греч. Ὂν Он ) — один из древнейших и важнейших городов в Древнем Египте , расположенный к северо-востоку от современного Каира . Центр 13-го нижнеегипетского нома Хека-анджу. В Гелиополе находился главный центр поклонения верховному богу солнца (первоначально Атуму , затем Атуму- Ра ) и циклу связанных с ним божеств — « Великой Девятки Иуну ». Греки отождествляли Атума и Ра с Гелиосом , откуда и греческое название города — 'Ἡλιούπολις («город солнца»). Древнеегипетское название, транскрибированное ỉwnw , чаще всего передаётся как Иуну или Он ( Ὂν в эллинизированном варианте и אן или און в еврейском тексте Библии ).
По Диодору город был основан Актием , сыном Гелиоса , вынужденным бежать с острова Родос после убийства брата . Город он назвал в честь отца .
Гелиополь известен с додинастического периода . В период Раннего и Древнего царства наряду с Абидосом и Мемфисом принадлежал к числу наиболее застраиваемых городов. Первоначально Гелиополь был основным центром почитания Атума , считающегося первым общеегипетским солярным божеством. Однако уже к началу Древнего царства Атум был вытеснен схожим гелиопольским богом Ра и отождествлён с ним в образе Ра-Атума (кроме Ра и Атума, в Гелиополе также был распространён культ быка Мневиса ). Приход к власти V династии египетских правителей утвердил гелиопольское жречество в качестве наиболее влиятельной политической группировки при фараоне .
Несмотря на возвышение культа Амона в результате политического доминирования Фив , Ра сохранял своё значение и авторитет как древний верховный бог. Гелиопольское жречество адаптировалось к новым политическим условиям, развив представления о синкретических божествах Ра-Хорахте (Ра + Хор ) и Амоне-Ра (Ра + Амон). Тем не менее, теологическое преобладание гелиопольской космогонии , с которой сопоставлялись другие мифологические схемы, не помешало фиванским жрецам стать главной опорой агрессивной внешней политики фараонов XVIII династии Нового царства . Последняя попытка восстановить былое политическое могущество Гелиополя была предпринята в начале правления Эхнатона , планировавшего проводить радикальные преобразования, используя недовольство жрецов Ра-Хорахте укреплением позиций жречества Амона-Ра. В это время в Гелиополе был воздвигнут храм Ведж-Атон, посвящённый солнечному диску Атону.
Гелиополь был хорошо известен древним грекам и римлянам . В 332 до н. э. в городе на короткое время останавливался Александр Македонский ; храмы Гелиополя, известные своими успехами в астрономии и философии, неоднократно посещались Солоном , Пифагором , Платоном и другими выдающимися мыслителями античности . Манефон , по всей видимости, бывший верховным жрецом Гелиополя, в начале III века до н. э. на основании храмовых архивов подготовил «Египтику», считавшуюся в античном мире основным источником по истории Древнего Египта. Однако к I веку до н. э. интерес Птолемеев к гелиопольским древностям угас, и Страбон обнаружил храмы города заброшенными. После установления римского владычества по приказу императора Августа в 19 году н. э. из Гелиополя в Александрию римским префектом Барбаром были вывезены так называемые «иглы Клеопатры» — пара обелисков , установленных перед храмом Ра Тутмосом III и бывших одними из высочайших в Египте. В 1819 году Мухаммед Али Египетский подарил британцам одну «иглу» , в сентябре 1877 года перевезённую в Лондон . Другая в 1880 году увезена в США и с 1881 года украшает Центральный парк в Нью-Йорке . Многие храмы и остальные крупные постройки древнего Гелиополя впоследствии использовались как строительный материал для постройки Фустата , позднее переросшего в Каир .
Гелиополь был центром провинции Гесем . Был одним из трёх городов со складами пищи, во время семилетнего голода при Иосифе . Иосиф, ставший визирём и соправителем фараона в Древнем Египте, имел тестем жреца Гелиополя .
Септуагинта рассказывает, что Гелиополис вместе с городами Пифом и Раамсес , строили по приказу фараона порабощённые евреи, что и спровоцировало Исход евреев из Древнего Египта .
Во времена библейских пророков, Исаиа упоминал Гелиополис как один из пяти египетских городов, сообщавшихся с евреями. Но он сделал лингвистическую ошибку в слове «город солнца» (’ir hašemeš), записав его как Ир-га-герес (’ir haheres) — «город разрушения». . Эта игра слов позже утвердилась у Иеремии и Иезекиля . : еврейское слово «бет-шемеш», означающее «храм» ( бет ) «солнца» ( шемеш ) использовал Иеремия — он пророчил судьбу городу, заявляя что царь Вавилона Навуходоносор сокрушит обелиски ( столбы, статуи ) в Гелиополисе ( Бефсамисе , «доме бога солнца» ) и сожжёт храмы египетских богов. . Иезекиль, современник Иеремии, укрепил это сообщение, заявив что «молодёжь Она […] падёт от меча и будет порабощена» . Иезекиль тоже играл словами используя топоним «Он» — библейское имя Гелиополиса во времена Иосифа; В других переводах Библии фигурирует в этой строке не топоним «Он» , а слово иврита «авен» , означающее «безумие, несправедливость», и значит место называют «храмом жестоких сумасшедших».
Ныне Гелиополисом также называют современный пригород Каира ( араб. مصر الجديدة , Маср эль-Гедида — «Новый Египет»), расположенный вблизи древнего города. Сам древний Гелиополь находился на территории современных окраинных каирских районов * и Айн-Шамс . В районе Эль-Матария сохранился обелиск Сенусерта I , вокруг которого организован небольшой музей под открытым небом (у площади эль-Массала).