Interested Article - Халил-бек Мусаясул
- 2020-12-17
- 1
Халил-бек Мусаясул ( авар. Халилбег Мусаясул ; 1896 , Чох , Гунибский округ , Дагестанская область , Российская империя — 1949 , , Коннектикут , США ) — первый аварский ( дагестанский ) художник, получивший профессиональное художественное образование, автор многочисленных картин и автобиографической повести «Страна последних рыцарей» .
Мусаясул окончил Мюнхенскую академию художеств . Удостоен многочисленных государственных наград западных государств, академик живописи, почетный член многочисленных академий художеств .
Биография
Халил-бек Мусаясул (Мусаев) родился в 1897 году в высокогорном аварском ауле Чох Гунибского округа Дагестанской области . Его отец был полковником царской армии, наибом округа Исрафил Манижал-Мусаясул. После потери отца Халил-бек остался на попечении старших братьев.
В 1912 году его отправляют в Тифлис , где он поступает в Тифлисское училище изящных искусств (филиал Петербургской академии художеств ) . В 1912—1913 годах за подписями «Халил Муссаев», «Муссаев-Чохский», «Х.М.» были опубликованы множество карикатур художника в азербайджанских журналах « Молла Насреддин », « » и «Барабан» .
В 1913 году Халил-бек поступает в Мюнхенскую Королевскую академию живописи , где обучается в классе живописи Габриэля фон Хакля . Однако во время Первой Мировой войны интернирован на родину, по дороге домой в декабре 1914 года остановился в Саратове , где год проучился в Боголюбовском рисовальном училище (филиал Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Санкт-Петербург ). Устроившись в Красный Крест , к 1915—1916 годам из Саратова попадает на Кавказский театр военных действий , «помощником командира санитарного батальона» (со слов самого художника) .
С 1916 года живёт в Чохе и по 1920 год он занимается художественной и просветительской деятельностью в Дагестане. В 1917 приехал в Темир-Хан-Шуру , где работал художником-оформителем в типографии М.М. Мавраева, преподавал изобразительное искусство в реальном училище. С 1917 года иллюстрировал первый кумыкский журнал «Танг-Чолпан» — печатный орган дагестанской демократической интеллигенции .
В 1919 году , в период проживания во Владикавказе , знакомится с писателями Ю. Слёзкиным (впоследствии художник станет прототипом главного героя романа «Столовая гора») и М. Булгаковым .
В 1920 году назначен заведующим отделом внешнего образования и искусств Народного комиссариата просвещения Дагестана (по рекомендации С. Габиева ) .
В 1921 году Халил-бек вновь едет в Мюнхен для продолжения образования в том же учебном заведении, где, как свидетельствуют источники, учится он по высшему разряду.
«Меня считают образцовым студентом, и профессора Академии с гордостью говорят про меня», — пишет юноша старшему брату.
В 1926 году Халил-бек завершил учебу и получил диплом профессионального художника, а в 1927 году получил отказ органов СССР в получении разрешения на продолжение обучения в Германии, началась его эмигрантская жизнь .
В 1930 году благодаря своим личным связям и знакомству с Мохаммедом Реза Пехлеви — будущим шахом Ирана , получает гражданство Персии . Таким образом, в удостоверении, выданном Мюнхенской академией в 1930 году, в графе «гражданство» будет указана Персия . В том же году был принят в знаменитое «Мюнхенское товарищество художников» .
В 1939 году женился на поэтессе и журналистке баронессе Оливии Мелани Юлии фон Нагель.
С 1941 года в составе эмигрантской «Северокавказской национальной комиссии» (с 1944 года переименованной в «Национальный комитет Северного Кавказа») помогает советским военнопленным в концлагерях.
В 1944 году квартира художника сгорела во время бомбёжки Мюнхена. Семья вынуждена переехать в поселок Амбах на озере Химзее , южнее Мюнхена (с 1945 года территория оказывается в американской зоне оккупации ) ..
В 1945—1947 годах семья переехала на постоянное местожительство в США , занимается живописью. Продолжает благотворительную деятельность, которая заключалась в передаче списков (до 30–90 человек) интернированных в Германии кавказцев, состоятельным лицам (обычно землякам) в США, с целью обеспечить необходимые для переезда специальные рабочие контракты.
В 1949 году в возрасте 52 лет художник скончался от сердечной болезни в госпитале города Коннектикут , США .
штатаТворчество
C 1913 году в журнале «Молла Насреддин» за подписями «Халил Муссаев», «Муссаев-Чохский», «Х.М.» (подписи сделаны как кириллицей , так и арабской вязью ) было опубликовано около 20 карикатур художника. Они отражали разные стороны тогдашней мусульманской жизни. Одновременно невозможно было не заметить в них традицию «Моллы Насреддина» и влияние его учителя Оскара Шмерлинга . В 1912—1913 годах карикатуры художника, наряду с «Моллой Насреддином», печатались также в бакинских сатирических журналах, как азербайджаноязычный «Келният» (издатель Сеид Гусейн , редактор ) и русскоязычный «Барабан» (издатели И. Ашурбеков и Б. Шахтахтинский , редактор А. Азимзаде ) .
В 1916 году с целью издания красочных плакатов и художественного оформления книг и журналов художник Халил-бек Мусаясул был принят на работу М.-М. Мавраевым. До наших дней сохранился ряд его произведений. К их числу относятся красочно выполненный цветной портрет имама Шамиля, разные учебные плакаты. Халил-бек работал художником издававшегося в типолитографии Мавраева на кумыкском языке журнала «Танг Чолпан». На его страницах он опубликовал большое количество рисунков, сюжетов, зарисовок, портретов людей . первые десять номеров журнала оформлял сам, остальные – совместно с Е.Е. Лансере , приехавшим в Дагестан в том же году .
В 1930 году произошло ещё одно важное событие в его творческой судьбе, он был принят в Мюнхенское товарищество художников . В 1933—1945 проживал на территории Германии (Мюнхен). В этот период проводит ряд персональных выставок в «Доме германского искусства» (Мюнхен).
В 1936 году в Мюнхене вышла его автобиографическая повесть «Страна последних рыцарей» ( нем. Das Land der letzten Ritter ), которая покорила читателей литературными версиями народных преданий Дагестана, а также ностальгическими чувствами художника по своей родине — Дагестану .
Первый представитель народностей Дагестана , получивший профессиональное художественное образование ещё до революции. Его произведения хранятся в ДМИИ им П. Гамзатовой , НМ РД им. А.Тахо-Годи ( Махачкала ), а также в частных собраниях, архиве семьи Мусаевых (Дагестан) .
Галерея
-
«Я написал эту комедию, а теперь в растерянности, не знаю, кто её сыграет, ведь все наши артисты — „трагики“!..», карикатура на А. Ахвердова из журнала «Молла Насреддин» № 18, 26 июня 1913
-
Ума-хан Аварский с грузинским царевичем Александром , иллюстрация из журнала «Танг Чолпан» № 6, 28 ноября 1917 г.
-
Картина «Убитый Кази-Мулла....», иллюстрирующая смерть имама Гази-Мухаммада в ходе Гимринского сражения . Рядом с имамом лежит имам Шамиль , из журнала «Танг Чолпан»
-
Избрание Нажмудина Гоцинского Имамом в Анди , иллюстрация из книги «Страна последних рыцарей». В толпе изображён и сам Халил-бек
-
«Аварка из села Чох », портрет маслом, 1939
-
1935. Дагестанский Объединённый Краеведческий Музей
-
Портрет Узун-Хаджи . 1919
-
Портрет Узун-Хаджи. 1919-1920. Ныне хранится в марсельском архиве
-
Нажмуддин Гоцинский и Узун-Хаджи Салтинский в Гергебиле . Смотр войск. 1919
Выставки, отличия
В период с до и послевоенных лет выставки его картин с успехом проходили в Англии , Германии , Франции , Америке , Испании , Италии , Турции , Швейцарии и в других странах:
- 1925 год — выставка в Швейцарии;
- 1926 год — выставка в Мюнхене ;
- 1929 год — поездка в страны Ближнего Востока и сбор материала для иллюстраций к «Тысяче и одной ночи», которые признаны самыми лучшими в мире;
- 1929 год — выставка в Берлине ;
- 1930 год — выставка в Стамбуле ;
- 1930 год — выставка в Риме и Флоренции ;
- 1934 год — выставка в Мадриде ;
- 1934—1944 — вторая выставка в Мюнхене ;
- 1942 год — выставка в Тегеране ;
- 1944—1947 — ряд выставок в Швейцарии;
- 1947 год — выставка в Нью-Йорке .
Семья
Отец — Исрафил Манижал-Мусаясул, полковник царской армии, наиб Гунибского округа Дагестанской области. Брат — Магомед-бек Мусаев, генерал турецкой армии, один из руководителей генерального штаба турецкой национально-освободительной армии .
В 1939 году женился на поэтессе и журналистке баронессе
.Память
- В Нью-Йорке, в Метрополитен музее, хранятся мраморные слепки рук художника .
- В честь Халил-бек Мусаясула названы улицы в Хасавюрте и Буйнакске .
- Художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета носит имя Халил-бека Мусаясула .
Примечания
- ↑ Halil-Bey Mussaijassul // — 1998.
- Khalil-Beg Musai︠a︡sul //
- Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
- . Дата обращения: 24 июля 2021. 18 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 24 июля 2021. 26 ноября 2020 года.
- . Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
- ↑ Вилаят Гулиев . // « Литературный Азербайджан » : журнал. — 2019. — № 10 . — С. 35—43 . 24 августа 2023 года.
- ↑ Джамиля Дагирова. . "Дагестанская правда" (10 марта 2021). Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
- ↑ Солтанмурад Акбиев. . "Дагестанская правда" (10 января 1970). Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
- ↑
- Зарема Абдурагимова. . «МК в Дагестане» (23 мая 2014). Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
- Акбиев С.-М. Братья Мусаясул. — Махачкала, 1995.
- . Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
- ↑ (недоступная ссылка)
- Муртазали Дугричилов. murtazali.livejournal.com (18 сентября 2007). Дата обращения: 15 декабря 2022. 14 декабря 2022 года.
- Давыдов Алил Нуратинович. . "Дагестанская правда" (10 января 1970). Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
- Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
Ссылки
- . Кавказ.Реалии (9 апреля 2017). Дата обращения: 24 июля 2021.
- 2020-12-17
- 1