Гаёвое (Александровский район)
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндровский дворе́ц (устар. Новый Царскосельский дворец ) — один из императорских дворцов Царского Села (ныне Пушкин, Санкт-Петербург ). Построен в стиле палладианского классицизма в 1792—1796 годах, по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича . Проект дворца составил Джакомо Кваренги , строительство велось под руководством архитекторов Ильи Васильевича и Петра Васильевича Нееловых .
Дворец находится в Александровском парке и представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют сквозную колоннаду коринфского ордера . Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды , перекрытой сферическим куполом .
В начале XX века при императоре Николае II Александровский дворец стал основной императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались послы , праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села .
Екатерина II 22 мая ( 2 июня ) 1792 года повелела:
«В почивальне прибавить места на четверть для кровати; в фонарике в бане вынуть из купола стёкла; у обоих спусков ступеням не быть; цветного садика и решётки прибавить и осенью засадить; в уборной вставить зеркало в трюмо; на колоннаде устроить решётку; для Шуваловой сделать особую лестницу в садик; исполнять все приказания государя великого князя Александра Павловича и вести всему особый счёт, дабы после ассигновать на все таковые работы потребную сумму»
Внутренняя отделка дворца была выполнена в 1794—1795 годах. Росписи плафонов в внутренних помещениях были выполнены Джакомо Феррари . В 1800 году была выполнена внешняя отделка фасадов. В 1838 году перед колоннадой дворца были установлены скульптуры — «Юноша, играющий в бабки » (по модели Н. С. Пименова ), «Юноша, играющий в свайку » (по модели А. В. Логановского ) .
Залы парадной анфилады , облицованные белым искусственным мрамором , располагались по садовому фасаду дворца. В центре анфилады располагался зал с полуротондой , разделённый на три части широкими арками . Средняя часть помещения получила название Полукруглого зала, с восточной стороны — Портретного зала, к которому примыкал Зал с горкой, с западной — Бильярдного (или Малиновой гостиной). Крыло с левой стороны дворца занимала Угловая гостиная, соединённая с библиотечными комнатами , крыло с правой стороны — дворцовая церковь . В левом флигеле дворца располагались « Концертный зал », непосредственно примыкающий к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат. Исторические интерьеры помещений первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты .
Чугунная ограда -решётка была изготовлена на Александровском литейном заводе в Петрозаводске .
12 ( 23 ) июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехал в Новый дворец.
Император Николай I также любил бывать в Александровском дворце. Здесь он часто бывал со своей семьёй и родственниками. Именно здесь скончалась его вдова, императрица Александра Фёдоровна . Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III , Александровский дворец был великокняжеской резиденцией. Его апартаменты располагались в правом крыле дворца.
С восшествием на престол Николая II Александровский дворец стал перестраиваться. В частности, перестройки 1896—1898 годов уничтожили свитскую половину: на её месте появились личные апартаменты императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны . В левой анфиладе — Спальня, Сиреневый кабинет и Палисандровая гостиная императрицы, в правой — Столовая (Приёмная Николая II), Рабочий кабинет, Уборная императора и другие служебные помещения. В 1903 году был уничтожен Концертный зал Дж. Кваренги , занимавший всю ширину левого корпуса. Архитектор С. Данини предлагал несколько вариантов приспособления корпуса под жилые и парадные покои для императорской семьи. В одном из проектов 1901 года он предусматривал сохранение Концертного зала, однако в ходе работ, выполненных фирмой Ф. Мельцера по проектам Р. Мельцера в 1903—1906 годах, Концертный зал был уничтожен, и на его месте в первом этаже левого флигеля Александровского дворца появились Кленовая гостиная Александры Фёдоровны и Парадный (Новый) кабинет императора Николая II , а во втором — комнаты детской половины; коридор, разделяющий личные апартаменты императора и императрицы, был продлён до Угловой гостиной. Также под правой половиной открытого дворика был устроен подвал и в цоколе колоннады прибиты окна для его освещения .
После революции 1905 года Александровский дворец становится главной резиденцией императора Николая II , родившегося в Царском Селе. В этом дворце прошли 12 лет царствования последнего российского императора и его семьи. Здесь семья находилась под арестом после Февральской революции. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала этого дворца царская семья Романовых была отправлена на станцию Александровская в тобольскую ссылку, откуда затем они были переправлены в Екатеринбург , где летом 1918 года расстреляны .
В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей . Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания и жилые апартаменты семьи Романовых в правом флигеле дворца. В 1918 году по инициативе наркома просвещения А. В. Луначарского на базе дворца был создан Детский дом имени Юных Коммунаров. К его организации Луначарский привлёк свою супругу , которой для этих целей была отведена комнатка на антресолях дворца. Утверждения о том, что она якобы там поселилась, не имеют под собой оснований, поскольку, по свидетельству К. Чуковского , Анна Александровна с сыном по приезде в Петроград поселились в квартире, где жил сам Луначарский , «в доме Армии и Флота — в паршивенькой квартирке — наискосок от дома Мурузи, по гнусной лестнице» .
6 ноября 1937 года хранителем дворца стал искусствовед А. М. Кучумов . В марте 1938-го он стал директором . К тому времени дворец сильно обветшал, к тому же в его левом корпусе располагался дом отдыха сотрудников НКВД , а на втором этаже правого крыла, где ранее располагались комнаты детей Николая II — детский дом . Музейные залы сохранились лишь в центральном корпусе. Кучумов решил восстановить исторический облик дворца, создав в нём мемориальный музей последнего русского императора и его семьи. Несмотря на уговоры коллег, Кучумов решил искать поддержки у И. В. Сталина , написав ему личное письмо. Сталин идею одобрил. Началась реставрация и восстановление облика дворца. Они были нарушены Великой Отечественной войной .
Эвакуация коллекций целиком была невозможна, приходилось вывозить лишь самые ценные предметы и те, которые могли служить образцами при восстановлении убранства . Планом предусматривалась эвакуация только 12 предметов из коллекции дворца. Кучумов в течение недели организовал упаковку 800 предметов, включая люстры, ковры, фарфор, мебель и произведения из мрамора. Но всё вывезти было невозможно, поэтому, предвидя разграбление музея, Кучумов прошёл по залам дворца и сфотографировал их убранство, а также вырезал кусочки штофной обивки стен, мебели, портьер, вклеил всё это в альбомы, которые хранил у себя до самой смерти. Впоследствии они помогли восстановить убранство дворца .
30 июня предназначенные для эвакуации ценности дворца были погружены в эшелон, ответственным сопровождающим которого был назначен А. М. Кучумов .
Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо , в подвалах — тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС .
По окончании войны во дворце располагалось Центральное хранилище музейных фондов пригородов Ленинграда (ЦХМФ), которое возглавил А. М. Кучумов . Он же руководил правительственными комиссиями по розыску похищенных германскими оккупантами сокровищ, в результате деятельности которых удалось вернуть в Александровский дворец 1542 экспоната .
Затем дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина . В связи с этим в 1947—1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II. Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Фёдоровны , а также Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены. Эти залы дворца восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908—1963) «согласно архитектурным нормам периода Кваренги и Пушкина».
В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей .
В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF) и начались работы по ремонту кровли здания. Ещё через год по инициативе военного института, занимающего дворец, в правом крыле здания, где прежде находились личные апартаменты Николая II и Александры Фёдоровны, была создана постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания. На этой выставке в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, утративших художественную отделку во время войны, представлены предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи .
В октябре 2009 согласно распоряжению Росимущества здание дворца было передано на праве оперативного управления Государственному музею-заповеднику «Царское Село» . С этого времени начались масштабные работы по реставрации фасадов и интерьеров Александровского дворца.
В 1947—1949 годах произведена реставрация фасадов и парадных залов, росписей . К 1997 году левое крыло дворца было частично отреставрировано и превращено в экспозицию «Воспоминания в Александровском дворце», повествующую о жизни последней царской семьи. В работе нуждается весь фасад дворца, постепенно планируется дополнить выставку и правым крылом, пока закрытым. В числе анонсированных восьми залов первого флигеля Александровского дворца, полностью закрытого на реставрацию в 2015 году, – личные покои императрицы Александры Федоровны и императора Николая II, включая знаменитую Мавританскую уборную, в 1918 году возмутившую первых экскурсантов из числа пролетариата . Интерьеры было решено воссоздавать на 1905 год, когда Александровский дворец стал главной императорской резиденцией .
23 июня 2010 г. состоялось торжественное открытие трёх парадных залов, расположенных в центральной части дворца: Портретного, Полукруглого и Мраморного. Их реставрация была осуществлена в рекордно короткие сроки — всего за полгода. Среди прочих подлинных предметов музею был возвращён считавшийся утраченным портрет императрицы Александры Фёдоровны .
Официальный «проект реставрационных работ», реализуемый со 2-й половины 2010 года, привёл к грубой перестройке и уничтожению подлинных конструкций здания — кирпичных и каменных, что несовместимо с принципами научной реставрации .
Помещения первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты; в XIX веке они использовались как запасные комнаты для временного пребывания императорской семьи; здесь часто жил великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна . В 1870 году здесь останавливался герцог Эдинбургский и великая княгиня Мария Александровна .
В настоящее время из десяти личных интерьеров последних венценосных владельцев дворца только в трёх помещениях частично сохранилась внутренняя отделка и фрагментарно воссоздано убранство .