Райт, Патрисия
- 1 year ago
- 0
- 0
Джо́зеф Райт , обычно известный как Райт из Дерби ( англ. Joseph Wright , Wright of Derby ; 3 сентября 1734 , Дерби , Англия — 29 августа 1797 , там же) — один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия.
Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма , в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена .
Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества , группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе , и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.
Многие из картин Райта и рисунки являются собственностью городского совета города Дерби и выставлены в Музее и художественной галерее города Дерби .
Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката — Джона Райта ( 1697 — 1767 ), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс ( 1700 — 1764 ). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.
Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон. Три года ( 1751 — 1753 и 1756 — 1757 ) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона , у которого также учился Джошуа Рейнольдс . До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби).
В ранний период творческих исканий — с 1760 по 1773 год — художник жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом ( англ. Josiah Wedgwood ), основателем компании « Веджвуд », и химиком Джозефом Пристли . Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант — Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражающие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром».
Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле , регулярно выставляя свои картины (напр., Мираван ) в Королевском Обществе Искусств в Лондоне . Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.
В период с 1773 по 1775 год Джозеф находился в Италии , где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия ), изучал прорисовку ландшафтов (« Человек, закапывающий норы »), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме .
В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий , который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.
На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.
Два года ( 1775 — 1777 ) художник работал в Бате , где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо . Потерпев неудачу, вернулся в Дерби.
Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780—1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Йельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии , членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года , а в 1784 году — полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу ).
В последние годы жизни он часто болел и лечился у своего друга Эразма Дарвина .
Умер Джозеф Райт в Дерби 29 августа 1797 года в кругу семьи, и был похоронен в основании церкви святого Алькмунда .
В 1968 году церковь была разрушена, чтобы освободить место для нового крупного раздела внутренней кольцевой дороги, проходящей через центр города, и, в настоящее время, находится под дорогой. Останки Райта были вывезены на кладбище Ноттингем Роад.
У Райта и его жены было шестеро детей, трое из которых умерли во младенчестве.
Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход. Однако, в первую очередь, он известен своими научными и индустриальными работами, полными драматизма, что отличало его от других современников, ставя в один ряд с другими великими британскими художниками.
Впервые героями больших композиций стали рабочие и ученые, а не античные и библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры. Местопроживание художника в Дерби как раз способствовало этому, так как именно здесь проявилась Индустриальная революция через кузницы, стекольные и глиняные магазинчики и местные фабрики. Дух этих мест нашел отражение во многих работах художника, например, в «Лекции о солнечной системе» (ок. 1763 — 1765 , Художественная галерея Дерби); « Опыт с воздушным насосом » ( 1768 , Галерея Тейт Бритейн, Лондон), « Две девочки, одевающие котёнка при свете свечи » (1768—1770, Кенвуд-хаус), «Кузница» ( 1773 , Эрмитаж , Петербург ), « Алхимик, открывающий фосфор » (1771—1795, Художественная галерея, Дерби).
До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.
Творческое наследие Райта собрано, главным образом, в Йельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене , в Уодсворт Атенеум в Хартфорде , в галерее Тейт в Лондоне и в музее Дерби , включая значительное собрание рисунков и акварелей.