Interested Article - Монументальная живопись

Роспись потолка, . Зал Прославленных, Капитолий, Тулуза , Франция
Джатаки из Аджанты , современная Махараштра , VII век н. э.

Монумента́льная жи́вопись , или мурализм , — разновидность монументального искусства , живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.

Иногда для обозначения произведений такого рода используется термин « » (от исп. mural — настенная живопись). Также возможно определение «монументально-декоративная роспись» . Анонимные рисунки и надписи на сооружениях, не имеющие художественной ценности, относят к граффити .

История

Спас Вседержитель . Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде Великом . Феофан Грек . 1378 год

Монументальная живопись — древнейший вид живописи , известный с эпохи палеолита (росписи в пещерах Альтамира , Ляско и других). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные её образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру , и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения , монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных ( Древний Рим ) сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта , в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хрисоэлефантинной скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества.

В Древнем Риме , в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ. Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии , оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства.

В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники. Ведущими мастерами эпохи Возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

Выдающиеся произведения монументальной живописи остались от доколумбовых цивилизаций Американского континента (в частности Майя ). В искусстве дальневосточных цивилизаций монументальная живопись занимает особое место, вплотную соприкасаясь с декоративной живописью (искусство Японии ).

В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.

Основные техники

Галерея

См. также

Примечания

  1. . Грамота.ру . Дата обращения: 19 декабря 2018.
  2. . Дата обращения: 2 декабря 2023.
  3. Если живопись относится к композициям, рассчитанным на автономное восприятие, относительно изолированно от окружающей среды (станковая картина), то роспись, как и мозаика , витраж , является частью более широкого целого: архитектурного ансамбля. Близкий смысл имеет роспись поверхности керамического изделия или изображение на шпалере. В последних случаях мы говорим просто о декоративной росписи. В. Г. Власов . Роспись // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб. : Азбука-Классика, 2004—2010. Т. 8. 2008. C. 287—288
  4. / Крючкова В. А. // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 646—647. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8 .

Ссылки

  • Отто Демус. / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.
Источник —

Same as Монументальная живопись