Вокзал потерянных снов
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Стиль этой статьи
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
Колена Израилевы |
---|
Колена
|
Связанные темы
|
Де́сять поте́рянных коле́н — племена потомков десяти из двенадцати колен Израиля , которые после гибели Северного Израильского царства попали в ассирийский плен . Исторические сведения о потерянных коленах весьма отрывочны, и на протяжении многих веков местонахождение их потомков оставалось загадкой: множились теории, предположения и мистификации, связанные с отождествлением потомков потерянных колен среди других народов — в центральной Азии , Африке и даже среди американских индейцев.
После смерти царя Соломона единое Израильское царство под властью царя Ровоама распалось на два царства: Иудею на юге и Израиль на севере. Впервые о десяти коленах говорится в речи пророка Ахии к Иеровоаму , будущему царю Северного Израильского царства ( 3Цар. ). Иудейскому царству со столицей в Иерусалиме и царём из династии Давида подчинились только колено Иуды и колено Вениамина ( 3Цар. ). К Северному Израильскому царству отошли земли девяти колен — Завулон , Иссахар , Ашер , Неффалим , Дан , Манассия , Ефрем , Рувим и Гад . В царстве осталась также часть Колена Левия . Колено Левия, выполнявшее роль священнослужителей, не получило своего земельного надела ( Втор. , , , ; Чис. ), было рассеяно среди других колен по всему единому Израильскому царству и часто исключалось из общего подсчёта колен. О колене Симеона , земли которого были на территории Иудейского царства, ничего не говорится; считается, что к этому моменту Симеоново колено очень сильно ассимилировалось с более воинственным Иудиным коленом.
К десяти коленам относятся потомки следующих сыновей Иакова :
К потерянным коленам не относятся два колена, составляющих Иудейское царство , — колено Иуды и колено Вениамина . Часть Колена Левия , которое не получило своего земельного надела, осталась на землях Иудейского царства. Спорным вопросом является принадлежность колена Симеона к «потерянным коленам». Земли этого племени находились на территории Иудейского царства, поэтому иногда считается, что потерянных колен было девять.
В 732 — 722 годах до н. э. Северное Израильское царство было захвачено ассирийским царём Саргоном II ; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора . Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.
Упоминания о принадлежности к конкретным коленам с годами появляются всё реже и реже. Редкие упоминания о принадлежности к Десяти потерянным коленам имеются на рубеже нашей эры. Согласно Новому Завету , пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36). Рассказывается о встрече Иисуса Христа с самаритянкой , принадлежащей к Десяти коленам; при этом отмечалось, что иудеи не общаются с самаритянами.
Много небольших групп, в том числе и традиционно относимых к евреям, претендуют на своё происхождение от Десяти потерянных колен:
Некоторые племена утверждают, что они происходят от Десяти потерянных колен, но не указывают конкретно, от каких. К ним относятся:
Уже в позднее время и евреи, и христиане, исследуя библейские и другие источники, стали выдвигать многочисленные теории о судьбе Десяти потерянных колен. Среди ашкеназов потерянные колена получили название Die Roite Yiddelech (красные еврейчики); согласно известной аггаде считалось, что они отрезаны от остальной диаспоры легендарной рекой Самбатион , а эту реку из кипящей воды и стен огня и дыма невозможно перейти .
Подобные легенды породили многочисленные попытки найти потомков утерянных израильских колен, обычно помещаемых в малоисследованные районы мира или отождествляемых с какими-либо из существующих народов. В IX веке еврейский путешественник Эльдад ха-Дани утверждал, что сам принадлежит к колену Дан, но ещё и поддерживает связь с четырьмя из других исчезнувших колен. Его рассказы о судьбах исчезнувших десяти колен Израилевых, сохранившиеся в шести версиях, приобрели значительную популярность. В «Книге путешествий» Вениамин Тудельский описал независимое государство Нисбор, бывшее царством Четырёх колен (Дана, Неффалима, Асира и Завулона). Нисбор, «которым правит князь Иосеф Амаркала ха-Леви», якобы находился на реке Гозан в Нишапурских горах на северо-востоке Ирана (либо смежных областях Афганистана и Средней Азии). После писем 1488—1489 годов раввина Овадия Бертиноро из Иерусалима широкое распространение получила легенда о войнах Десяти колен с царством христианского пресвитера Иоанна в Эфиопии. Распространённые в XVII — XIX веках теории о происхождении современных народов (включая американских индейцев, эскимосов, японцев, чамов в Кампучии, пуштунов, армян, курдов, ирландцев) от потерянных колен считаются современной наукой маргинальными.
Согласно этим теориям ассирийцы депортировали некоторые или все северные колена в Скифию . Сторонники этой теории интерпретируют Бехистунскую надпись . На это указывал, в частности, Джордж Роулинсон . При этом обращают внимание на сходство головного убора израильского царя Иегу и короля саков в дальней правой части изображения , а ассирийское название Дома Израильского «Khumri» фонетически тождественно с «Gimirri» ( киммерийцы ) . На основе этого предполагаемого соответствия строится множество теорий, приписывающих происхождение от Десяти потерянных колен разным европейским народам. В свою очередь критики этих теорий обращают внимание на полное несоответствие и несовместимость обычаев скифов и еврейских племён .
Сторонники этой теории считают, что от скифов и киммерийцев происходят англосаксы и далее — некоторые европейские народы, в первую очередь англичане и американцы . Теория британского израилизма возникла в Англии и потом распространилась в США . В первую очередь её распространял Герберт Армстронг, основатель «Всемирной Церкви Бога» . Потом данная организация остыла к этой теории, но её подхватили другие секты .
Эта теория отличается от британского израилизма , но считает, что скифы и киммерийцы , как потомки Десяти потерянных колен, породили различные европейские нации . При этом ортодоксальные комментарии раввинов истолковываются как имеющие отношение к европейским народам как к потомкам Десяти потерянных колен . Сторонники этой теории считают, что от Десяти потерянных колен происходят (частично) финны , швейцарцы , шведы , норвежцы , ирландцы , валлийцы , французы , бельгийцы и голландцы . От колена Дана происходят (частично) датчане , ирландцы и валлийцы . В Десять потерянных колен входят также хазары .
Существует теория о том, что потомки Десяти потерянных колен определяются через генетический тест на гаплогруппу R (Y-ДНК) . Тогда в их число войдёт большинство европейских народов, включая русских . Теория также плохо соответствует современным исследованиям археологии и антропологии [ источник не указан 1071 день ] .
Основанием для гипотезы о том, что курды представляют одно из Десяти потерянных колен, является генетическая близость гаплогруппы J (Y-ДНК) еврейского духовенства ( коэнов ) и курдов. Однако совпадение из выборки 95-ти курдов-мусульман с гаплотипом CMH наблюдалось только в одном случае . Детальный статистический анализ показывает, что достоверность выводов о генетическом родстве на основании данного гаплотипа недостаточна .
Макуя — японское новое религиозное движение , которое считает, что японцы связаны с Десятью потерянными коленами, сильно повлиявшими на культуру и религию их страны.
С XVII века существует теория , что японцы являются потомками Десяти потерянных колен. Её основанием служат параллели между японскими и еврейскими ритуалами и даже языком . К подобному выводу пришёл также Иосиф Айделберг .
Существует теория, что ирландцы или островные кельты являются потомками Десяти потерянных колен. Сторонники этой теории считают, что пророк Иеремия посетил именно Ирландию с принцессой Теа Теффи, принадлежащей королевскому роду Израильского царства . При этом указываются параллели между еврейской и ирландской культурой.
Элементы этой теории сходны с позицией британских израилитов .
Отдельные исследователи XVII — XVIII веков собирали доказательства того, что некоторые племена американских аборигенов происходят от Десяти потерянных колен . Подобных теорий имеется достаточно много.
Книга Мормона также утверждает, что американские туземцы происходят от колена Манассии.
Некоторые исследователи, такие как , видят генетическое и лингвистическое сходство между индейцами чероки и евреями .
Народ цян из юго-западного Китая рабби Элиягу Авихаиль считает потомками Авраама .
По мнению израильского историка Цви Касдая, лезгины являются потомками одного из колен Израиля , которыe увёл в плен ассирийский царь Санхерив . В начале XX века К. М. Курдов высказал мнение, что кюринцы (то есть лезгины) «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства , главным образом горских евреев » . Б. В. Миллер в своей работе «Таты, их расселение и говоры» пишет: "Жители с. Ахты ( Кюринского округа , на Самуре ) до сих пор (в 1928 г.) как и 40 лет назад, сохраняют воспоминание о том, что их предки были «евреями» . Известный французский антрополог Жан-Луи-Арман Катрфаж считал, что лезгины имеют еврейские корни .
Обычно показаны в произведениях исторического, приключенческого и фантастического жанров, подпадающих под так называемую тематику «затерянных рас» (см. каталог коллекции Стюарта Тейтлера и чеклист Джессики Аманды Сальмонсон ), частично пересекающуюся с тропом « затерянные миры » («lost world» trope).
Десять потерянных колен также упоминаются в книге Дины Рубиной «Синдикат» и романе Умберто Эко «Баудолино».
[Amariel] translates ancient Hebrew into English