Мартинизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Мартинизм ( фр. Martinisme , англ. Martinism , нем. Martinismus ) — направление мистического и эзотерического христианства , чья доктрина описывает падение первого человека из Божественного в материальное, а также способ его возвращения в Божественное с помощью реинтеграции, или духовного просветления, достигаемого при сердечной молитве .
Как мистическая традиция , изначально мартинизм относился к системе высших степеней, учреждённой Мартинесом де Паскуалли (Паскуалисом) около 1740 года во Франции , а затем развился в двух различных формах его учениками Луи Клодом де Сен-Мартеном и Жаном-Батистом Виллермозом .
Мартинизм — общее название двух этих отличных друг от друга доктрин, а также воссозданного «Ордена мартинистов», основанного в 1886 году ( ) и Жераром Анкоссом (Папюсом) .
Такого сбивающего с толку разделения мартинизма на несколько традиций ещё не существовало в XVIII веке. Позже мартинизмом стали называться как учение Мартинеса де Паскуалли, так и учение Луи Клода де Сен-Мартена, а также работы самого Сен-Мартена, инспирированные де Паскуалли .
С 1909 по 1916 год в Санкт-Петербурге существовало официальное издательство русских мартинистов — журнал « Изида » , где в том числе осуществлялся перевод книг Папюса.
Мартинизм может быть разделён на три формы своего существования, на три традиции, через которые он прошёл в хронологической последовательности :
Символизм тройственности занимает важную роль в мартинизме. Эта важность прослеживается ещё со времён существования Ордена Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалиса:
«Подмастерье Избранный Коэн. — Кандидат, которому уже рассказывали о нашем „первом состоянии“ на предыдущей Степени, на следующей Степени слушает о Падении Человека, и переносит это падение на свой собственный случай. Он прошёл от перпендикуляра к треугольнику, или от единства с Первопринципом к тройственности материальных вещей» .
Значимость символизма тройственности, выраженной в треугольнике, сохранилась у Луи Клода де Сен-Мартена и в Ордене Мартинистов Папюса. Считается, что Печать Ордена Мартинистов — символ Вселенского Пантакля, два треугольника, образующие гексаграмму в круге, объединённую с равносторонним крестом и гексагоном, разработал Сен-Мартен для объяснения Вселенной .
Следующее объяснение взято из книги Сен-Мартена «О числах»:
«Природный Круг сформировался иначе, чем круг геометрический. Центр привлек верхний треугольник и нижний треугольник, оба из которых, реагируя друг на друга, проявили Жизнь» .
Символизм тройственности в убранстве мартинистского храма отражается в трёх светочах на алтаре и в трёх тканях, покрывающих алтарь .
Мартинес де Паскуалли (Паскуалис) родился в 1727 году в Гренобле , и умер в 1774 году в Сан-Доминго, занимаясь светскими делами. Начиная с 28 лет Мартинес де Паскуалли был активным деятелем масонства во Франции. В 1765 году он учредил Орден рыцарей - масонов Избранных Коэнов Вселенной , который действовал как регулярное масонское послушание во Франции.
Устав ордена содержал три группы степеней . Первая была аналогична символическим степеням регулярного масонства. Вторая группа степеней по сути была масонской, но уже содержала в себе намёки на тайную доктрину самого Паскуалли. Третья группа степеней была абсолютно магична : например, в ней практиковался экзорцизм против зла как во всем мире, так и для индивидуального человека. В высшем посвящении в степень рыцаря розоватого (или, иначе — «Румяного») креста ( фр. Reaux-Croix ) инициированного обучали теургии , с помощью которой он мог сообщаться с духовными мирами за пределами физического мира.
В своей единственной книге, « Трактате о реинтеграции существ », Паскуалли изложил философию , лежащую в основе работы Избранных Коэнов. В первую очередь он проводит аналогию с Эдемским садом и обращается к Христу как к «Исправителю».
Конечной целью Избранного Коэна было приобрести — ещё в земной жизни — Блаженное видение с помощью магических и мистических инвокаций и комплекса теургических операций.
После смерти Мартинеса де Паскуалли Избранные Коэны некоторое время продолжали функционировать. Тем не менее, разделение началось между разными храмами, которые приходили в бездействие в течение первой половины девятнадцатого столетия. Последний известный Избранный Коэн, входивший в изначальный орден Избранных Коэнов, Дестиньи, умер в 1868 году.
Луи Клод де Сен-Мартен родился в 1743 году во Франции , в городе Амбуаз , и умер в 1803 году. Сначала работал адвокатом , после поступил на службу в армию в Бордо .
Инициация Сен-Мартена в Избранные Коэны произошла в 1768 году, и его деятельность в Ордене продолжалась по крайней мере шесть лет. Затем он был посвящён в высшую степень Ордена — степень Рыцаря Розоватого (или «Румяного») Креста ( фр. Reaux-Croix ), и в 1770 году стал секретарём Паскуалли.
Сен-Мартен чувствовал все большее расхождение с теургическими ритуалами Избранных Коэнов, полагая, что этот путь слишком лишён естественной простоты для достижения желанной цели. Его больше располагала внутренняя созерцательность, которую он назвал «Путём Сердца» . Тем не менее, он продолжал признавать влияние Паскуалиса на его собственные мысли. Кроме того, Сен-Мартена вдохновляли труды Якоба Бёме .
В 1777 году, после неудачной попытки добиться согласия Избранных Коэнов принять практику созерцания, Сен-Мартен ограничил своё участие в Ордене. В 1790 году полностью его прекратил.
Сен-Мартен очертил свою философию в нескольких книгах, которые написал под псевдонимом «Неизвестный Философ». Среди них:
Существуют споры по поводу того, имеет ли Сен-Мартен отношение к образованию Ордена Мартинистов. Мартинист и автор книг по мартинизму XX века Робер Амбелен поначалу утверждал, что Сен-Мартен основал орден «Общество Посвящённых», но через несколько лет разочаровался в своей концепции и констатировал, что Общество Посвящённых никогда не существовало. Другие утверждают, что Сен-Мартен был вовлечён в ранее существовавший . Однако наиболее правдоподобным представляется то, что, хотя у Сен-Мартена действительно были последователи, посвящение от него они получили без каких-либо формальных организаций . Самого же Ордена Мартинистов не существовало до стараний, приложенных Папюсом и Шабосо (см. ниже). В большей степени представления об организации, созданной Сен-Мартеном основаны на личной корреспонденции, в которой мы видим упоминания о существовании того, что иногда в одном случае Сен-Мартеном называется фр. «Société des Initiés» /«Общество Посвящённых», или, в других случаях, фр. «Société des Intimes» /«Общество Друзей». Несомненно, что в обоих названиях это общество представлено инициалами «S.I.». Фактически, все они служат только для того, чтобы указать, что организация эта состояла из людей, носивших титул фр. «Supérieur Inconnu» («Высший Неизвестный»).
Жан-Батист Виллермоз родился в 1730 году в Лионе и умер там же в 1824 году . Он был посвящён в масонскую ложу , которая действовала по правилам строгого послушания, в возрасте двадцати лет. В 1767 году Виллермоз был посвящён в Избранные Коэны , в итоге достигнув высшей степени ордена, и получил от Паскуалиса звание верховного судьи, одного из главнейших офицеров .
Озабоченный разладом в ордене, произошедшим после смерти Паскуалли, в 1778 году Виллермоз и двое других верховных судей сформулировали идею о добавочных степенях для лож строгого послушания провинции Овернь , содержавших философию ордена Избранных Коэнов, но без теургических практик , и представлявших собой масонский устав рыцарей - храмовников . Структура этих степеней такова :
Успешно реформировав французскую ветвь ордена, в 1782 году Виллермоз склонил принять те же изменения и германскую ветвь, хотя и не без значительного неприятия со стороны других лож строгого послушания, таких как ложа баварских иллюминатов Адама Вейсгаупта .
Французская революция ощутимо ограничила деятельность благодетельных рыцарей святого града во Франции, но не коснулась деятельности их собратьев в Швейцарии . На данный момент великие приораты Благодетельных рыцарей святого града, или Шотландского исправленного устава, расположены по всему миру: в Швейцарии, США , Франции. Два великих приората Уэйта и Лесли Дринга находятся в Англии . Также великие приораты есть в Германии , Бельгии , Испании , Португалии и Бразилии , где расположены префектуры и ложи св. Андрея . Ложи, действующие по Шотландскому исправленному уставу, находятся повсюду от Италии до Бразилии .
Христианский мистик А. Э. Уэйт писал об этом уставе, что
« более, чем другие масонские уставы , он сохраняет в ритуальной форме суть тайной традиции, которая возвещает нам о том, что „Душа приходит издалека“, и возвращается, указывая на путь восхождения ».
Для Артура Уэйта Исправленный шотландский устав был воплощением тайной традиции запада .
Последователи Сен-Мартена , именовавшиеся S:::I:::, и работавшие в системе «Вольных Посвящений» Сен-Мартена, распространяли доктрину Неизвестного Философа во Франции , Германии , Дании и даже в России . В 1881 году выдающийся французский доктор Жерар Анкосс (позже известный как Папюс ) узнал о доктрине Сен-Мартена от виконта Анри Делаажа. От него же он и получил посвящение в 1882 году в степень S:::I:::, фр. «Superieur Inconnu» (Высший Неизвестный). Сам Делааж, в свою очередь, был посвящённым по линии преемственности системы «Вольных Посвящений» Сен-Мартена .
В 1884—1887 годы, Папюс, вместе с Пьером Огюстом Шабосо, так же имевшим посвящение по одной из линий преемственности от Сен-Мартена , и с другими единомышленниками и друзьями, учредил мистический Орден, который был назван фр. «l’Ordre des Superieurs Inconnus» (Орден Высших Неизвестных), который в дальнейшем приобрёл известность под именем фр. «Ordre Martiniste» (Орден Мартинистов) . Учреждение Ордена произошло после одной из встреч Папюса с Шабосо, когда они узнали, что оба имеют преемственность от двух разных ветвей, исходящих от Сен-Мартена. Преемственность Шабосо была недостающим звеном для Папюса, хотя он и обладал оригинальными документами де Паскуалиса и получил административные полномочия в отношении Ордена от Анри Делаажа. Папюс и Шабосо «обменялись преемственностями», слив две линии преемственности в одну .
Орден Мартинистов, учреждённый Папюсом, был структурирован как Ложи, объединённые Великой Ложей для каждой страны, в которой было не менее трёх Мартинистских Лож. Все Великие Ложи подчинялись Держаному Верховному Совету Ордена Мартинистов. Орден работал в четырёх степенях :
Ритуалы и учение Ордена были основаны на трёх «уснувших» мистико-теургических масонских Уставах: Уставе Избранных Коэнов ( фр. Elus-Cohens ) Мартинеса де Паскуалиса , «Исправленном Шотландском Уставе Сен-Мартена» и «Исправленном Уставе» Луи Клода де Сен-Мартена . Так же, в структуру Ордена была включена степень Инициата, символизм и ритуал которой был заимствован из Высших Градусов Исправленного Шотландского Устава ( фр. Rite écossais rectifié — R∴E∴R∴), и представляет собой, по мнению исследователя тайных обществ Джона Майкла Грира — степень Рыцаря Благодетеля Святого Града ( фр. Chevalier bienfaisant de la Cité sainte — C∴B∴C∴S∴) введённую в Устав другим учеником Паскуалиса — Жаном-Батистом Виллермозом . Орден поддерживал добрососедские отношения с франкмасонством, так, что часть масонов различных юрисдикций были также и мартинистами .
В данной системе Степеней первые две степени предоставляют для кандидата ключ к Мартинистским идеям, в то время как третья, предположительно, передаёт непосредственное Посвящение, которое Сен-Мартен передавал своим изначальным последователям. Главным образом Мартинисты полагают, что для того, чтобы быть аутентичным посвящённым, человеку необходимо быть способным к тому, чтобы показать цепи Преемственности Посвящения, начиная от самого Сен-Мартена. Однако, по мнению мартиниста и исследователя истории мартинизма Майка Рестиво « степень подлинности Мартинистского Посвящения не зависит от того, был ли Мартинист принят или посвящён в филиацию или преемственность других Мартинистов, поскольку личная Посвятительная цепь от Луи-Клода де Сен-Мартена существует в священной форме рукоположения, которое является кульминационным моментом передачи мастерства в Посвятительном Ордене » . Таким образом, мартинистом может быть и тот человек, кто посвящён по системе «Вольных Посвящений» Сен-Мартена , не обязательно при этом состоящий в каком-либо Мартинистском Ордене.
Относительно самих Посвятительных Ритуалов следует отметить следующее: ориентированность на Мистическое Христианство в Мартинизме подчёркивается тем фактом, что все Ложи открываются посредством призывания Пентаграмматона — лат. Yeheshuah ( ивр. יהשוה ), то есть Тетраграмматона , Божественного имени ( лат. yod-he-waw-he — ивр. יהוה ), в центр которого добавлена еврейская буква «Шин» ( лат. shin — ивр. ש ) . Такой вариант написания впервые был предложен Иоганном Рейхлином как каббалистический способ написания имени Иисуса . Впоследствии, данная каббалистическая теория развивалась и поддерживалась Якобом Беме, Сен-Мартеном, и другими мистиками эпохи .
Несмотря на то, что Мартинизму присуща организационная структура Лож, сами ритуалы не имеют никакого сходства с символическими степенями Франкмасонства . У ритуалов есть своё собственное драматическое и эзотерическое содержание . Ритуалы содержат в себе элементы философии Мартинеса де Паскуалли, в них есть отсылки к Каббале, вместе с основным содержанием, состоящим из наставлений Сен-Мартена. В ключевых моментах ритуалов от кандидата ожидается, что он будет отвечать по собственной инициативе . В нём или в ней постоянно поощряется стремление размышлять над представляемым во время ритуала символизмом. В ритуалах часто содержатся элементы неожиданности, для того, чтобы усилить присутствующие в ритуалах акценты .
В 1905 году император Николай II пригласил Папюса и его учителя мэтра Филиппа Низье в Царское Село , чтобы получить от них совет по поводу проблем во внутренней политике, вызванных русской революцией 1905 года . Папюс бывал в Российской империи трижды: в 1901 , 1905 , 1906 годах . Целью приезда были лекции по магии и оккультизму и укрепление Мартинистского Ордена в Российской империи . Также он консультировал царскую семью как врач и оккультный советник . Согласно ряду свидетельств, сам император Николай Александрович был посвящен Папюсом в мартинизм .
Кандауров Л. Д. сообщает : «После отъезда Филиппа из России, в Петербург вскоре прибыл гроссмейстер ордена мартинистов Папюс (доктор Анкосс) и его сотрудник Чинский … Папюс основал следующие мартинистские ложи: в Петербурге „Аполлония“ (председатель сначала Г. О. Мебес , а потом Антошевский — позже владелец журнала „ Изида “), в Москве „Св. Иоанн Равноапостольный“ (предс. Казначеев, члены фон Гейер, Рындина, II. Соколов, Хорват и др.), в Киеве в 1912 году „Св. Владимир Равноапостольный“ (предс. многоизвестный ).»
В 1909 году в Санкт-Петербурге Трояновский А. В. основывает журнал « Изида », в издательстве которого он публикует свои книги и статьи, переводит на русский язык и издаёт книги Папюса, Ледбитера , и др. известных оккультистов рубежа XIX—XX веков. Журнал «Изида» являлся официальным издательством русских мартинистов и был основным органом популяризации и перевода книг по оккультизму и астрологии в дореволюционной России.
В 1913 году в Париже появляется Великая национальная ложа Франции (ВНЛФ), которая сразу же получает масонское признание от Объединённой великой ложи Англии (ОВЛА). Данная юрисдикция проводила масонские работы по Исправленному шотландскому уставу , которому Папюс симпатизировал, ввиду того воздействия, которое на данный устав (ИШУ) оказал Жан-Батист Виллермоз , ученик Мартинеса де Паскулиса , и сподвижник Луи Клода де Сен-Мартена в Ордене Избранных Коэнов , от которого вёл свою историю Орден мартинистов Папюса, и ввиду близости ИШУ в некоторых ритуальных, легендарных и догматических элементах с Орденом Мартинистов . В 1914 году Папюс, как глава Ордена мартинистов начинает переговоры с великим мастером ВНЛФ Эдуардом де Рибокуром , с целью учредить под его эгидой ряд масонских лож Исправленного шотландского устава, в которых бы состояли только члены Ордена мартинистов. Проект был включён в план действий на ближайшие годы, однако начавшаяся Первая мировая война не позволила продолжить работу в этом направлении . Папюс ушёл добровольцем на фронт, где работал врачом полевого госпиталя, пока его не комиссовали, по причине заражения туберкулёзом, от которого он и умер 25 октября 1916 года . Первая мировая война гибельно отразилась на Ордене мартинистов: многие мартинисты погибли на фронте, куда были мобилизованы.
В этом же 1916 году в России прекращает издаваться журнал «Изида».
Преемником Папюса на посту главы великого мастера Ордена мартинистов был избран Шарль Детре (Тедер). 29 октября 1916 года Тедер принимает руководство и над Каббалистическим Орденом Розы+Креста , основанным в конце XIX века мартинистом Станисласом де Гуайтой . Однако, ввиду ряда обстоятельств, Тедеру не хватало ни сил, ни времени для активной работы в Мартинистском Ордене, и годы его правления примечательны лишь активной интенсификацией сближения Ордена Мартинистов с масонством .
После окончания Первой мировой войны, и смерти Великого Мастера Ордена Тедера, Орден Мартинистов разделился на две ветви:
Разногласия возникли на почве несогласия подавляющего большинства членов мартинистского ордена с нововведениями, которые проводил Жан Брико в Ложах, на которые он имел влияние, или пытался таковое оказывать. Брико старался соединить в одну организацию возглавляемые им масонские ложи, Гностицескую Церковь, и Орден Мартинистов. Однако, Виктор Бланшар, наследовавший пост Великого Мастера от Тедера, преемника Папюса, воспротивился таковому слиянию, опираясь на изначальную Конституцию Ордена . В это время многие мартинисты Франции поддерживали притязания Наундорфа на французский трон. Они присоединились к движению синархистов и вступили в Орден Мартинизма и Синархии (OM&S). Несмотря на такое разделение, оба Ордена и их главы сохраняли дружественные отношения между собой .
В 1926 году в процессе «Дела ленинградских масонов» члены российского Ордена мартинистов были арестованы и осуждены на различные сроки .
В 1931 году отделилась третья ветвь, которую возглавил Пьер Огюст Шабосо. Шабосо отделил собственную ветвь на основании того, что считал для себя недопустимым участвовать в Орденах, которые возглавляет не он, поскольку он сам — Шабосо — был вместе с Папюсом сооснователем изначального Ордена в XIX веке . Он присоединился к Виктору-Эмилю Мишле и Люсьену Шамюэлю (двум другим выжившим членам изначального Высшего Совета 1891 года ), чтобы воскресить Орден, который они основали вместе с Папюсом. Чтобы подчеркнуть отличие этого Ордена от других недавно созданных, они назвали его Традиционным Орденом Мартинистов (OMT). Виктор-Эмиль Мишле был избран Великим Мастером, и Огюст Шабосо сменил его в 1939 году , ещё до кончины Мишле, которая произошла в 1946 году . В 1939 году Императору AMORC Ральфу Максвеллу Льюису была направлена просьба из Традиционного Ордена Мартинизма о распространении Мартинизма в США , хотя своё посвящение Льюис получил в Ордене Мартинизма и Синархии. Ему были предоставлены необходимые хартии и документы. Впоследствии ДМОРК полностью поглотил эту ветвь Ордена .
Вторая мировая война оказала такое же пагубное воздействие на Орден Мартинистов в Европе, как и Первая. Нацистский режим подавлял все тайные общества , и многие мартинисты умерли в концентрационных лагерях. Однако, в Европе, а также и в США сохранились почти все ветви Мартинистского Ордена. Известность мартинизма возрастает и в наше время .
В XX веке в Посвятительную систему некоторых Орденов была добавлена степень I:::L:::, отсутствовавшая в оригинальной системе Мартинистского Ордена , она были введена исключительно в Мартинистских юрисдикциях для тех членов, которые в конечном счёте должны были стать Великими Мастерами новых Орденов . В дальнейшем эти Ордена работали по системе в пять степеней, последней из которых являлась степень I:::L::: (Вольного Посвятителя/ фр. Initiateur Libre ), и которая наделяла кандидата властью учреждать новый и независимый Мартинистский Орден, а также и действовать в качестве легата или представителя, или Великого Мастера нового Ордена :
Некоторые современные мартинистские организации, чьё отношение к старым мартинистским Орденам является спорным и сомнительным :
Многочисленные ложи мартинистов в Чили, а затем и в других странах Латинской Америки основал Николай Георгиевич Сверчков (бывший начальник смоленской полиции, живший в эмиграции под подложной фамилией Рогалев), хотя его право оспаривалось мартинистами во Франции .