Interested Article - Воровской закон
- 2020-09-29
- 1
Воровской закон (воровская вера, воровской кодекс, воровские понятия, блатные понятия) — неписаные правила и нормы поведения в воровском сообществе во времена Советского Союза и на постсоветском пространстве . Выработался в связи с обособленностью социальной группы преступников в условиях противодействия государству.
Происхождение воровского закона
Из-за усиления борьбы с преступным элементом и преступным сообществом в СССР в 1930-х годах, усиливавшейся в связи с коллективизацией и голодом начала 30-х , преступные сообщества начали сплачиваться в более организованные группы. Основной сплачивающей силой преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали «воры в законе», которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России .
В связи с этим воры в законе создали особый кодекс поведения, свои обычаи и традиции, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений .
В 1940-х годах эти традиции, в конце концов, привели к почти полному уничтожению этого преступного сообщества в исторической форме: во время Великой Отечественной войны многие из «воров в законе» ответили согласием на предложение властей вступить в ряды Красной армии , чтобы защитить свою Родину от врага (так называемые «суки»). После победы над Германией они вернулись в лагеря , где между ними и «законниками», не отступившими от традиций преступной среды, началась так называемая « сучья война », в результате которой обе стороны понесли крайне значительные потери .
Положения воровского закона
Воровской закон имеет несколько основных и следующих из них положений, обязательных к исполнению «правильными» людьми, входящими в данное сообщество. Всего имеется 6 основных положений :
- Соблюдение и поддержка «воровской идеи»;
- Быть честными по отношению друг к другу;
- Вовлечение в свою среду новых людей, предпочтительно молодежи;
- Недопустимость быть прислугой правоохранительных органов и спецслужб ;
- Запрет на занятия политической деятельностью;
- Установление власти воров в законе в ИТУ и СИЗО .
Из вышеперечисленных законов следуют дополнительные законы (понятия):
- Отказ быть на побегушках у любых властных структур;
- Никогда не давать показания;
- Никогда не признавать вину;
- «Держать» порядок в зоне, то есть разбирать конфликты, не допускать ссор и интриг, поножовщины и т. д.;
- Наладить снабжение ШИЗО — ПКТ ;
- Пополнение воровского блага, то есть дани, собираемой со всех осуждённых, заключённых и других лиц;
- Чтить родителей (особенно мать);
- Учить «правильной» жизни молодежь, разъяснять, что такое «правильные понятия»;
- Никогда не прописываться по месту жительства;
- Картёжная игра между ворами должна быть честной;
- Запрет мстить исподтишка;
- Не воровать у своих (не «крысятничать» у мужиков ).
- Не насиловать женщин
Из всех этих положений вытекает тюремный закон, то есть применение положений воровского закона во время нахождения в местах лишения свободы :
- Выделять долю в общак ;
- Нельзя поднять руку на вора в законе, если он черный , при доказательстве, что вор красный , можно принять решение о его ликвидации;
- Почитать старших;
- Почитать родителей;
- Непримиримое отношение к доносительству;
- Запрет отнимать что угодно у кого угодно (особенно жизнь) без основания на то;
- Запрет предъявлять обвинения без доказательств;
- Запрет оскорблять любым образом;
- Поддержка семейных людей;
- Не вступать в секции, то есть не становиться красным ;
- Не воровать у своих.
В современной криминальной среде, после длительной напряженной и практически бесконтрольной криминальной ситуации в 1990-х годах (« лихие девяностые »), многочисленных случаев сращивания криминала с бизнесом и политикой, обращение многих ИТУ на «красную масть», в криминальной среде, как и в ИТУ, остались действительно приемлемыми только некоторые из вышеперечисленных правил, а именно:
- Не воровать у своих (не «крысятничать»);
- Выделять долю в общак ;
- Непримиримое отношение к доносительству.
Наказания
За отступление, невыполнение или нарушение воровского закона и воровской веры полагаются наказания, вплоть до ликвидации. Отступления от воровского закона караются очень жестоко и неотвратимо, что лежит в основе хорошей организованности и сплочённости коллектива. Вынесенное на сходе воров в законе решение о наказании не может быть отменено, и будут приложены все усилия для выполнения приговора, более того, каждый «правильный» арестант (то есть соблюдающий закон), знающий о принятом наказании, встретивший увиливающего от него, обязан реализовать его . Для воров в законе предусмотрены три вида санкций, которые могут быть вынесены только на основе решения чёрной воровской сходки в результате так называемой «правилки», на которой сход воров в законе определяет, были ли нарушены воровские законы и какое наказание положено, если нарушение было :
- За мелкие провинности и отступления от закона может быть присуждена публичная пощёчина, дать пощёчину может только равный, то есть тоже вор в законе;
- За крупные провинности (в основном, связанные с нецелевым расходованием средств « общака », допущение беспредела на вверенной территории и т. д.) вор может быть «разворован», «раскоронован», то есть лишён статуса вора в законе и переведён в низший ранг «мужиков»;
- За особые провинности вор в законе может быть убит.
Если заключённый не принадлежит к высшей касте, то варианты наказания намного более разнообразны (в порядке усиления наказания): просто избиение; могут «дать по ушам», то есть человек лишается занимаемого статуса и переходит из категории блатных в категорию мужиков; заключённый может быть изгнан из группы и перестаёт пользоваться её поддержкой; ломание конечностей для заключённых, которые не могут отдать долг (включая карточный) или не по закону избивших кого-то; «парафин» — символический акт мужеложества в виде проведения по губам провинившегося половым членом; насильственный половой акт, который также переводит заключённого в самую презираемую группу т. н. «петухов», «обиженных» или «опущенных» ; смерть — применяется редко, за самые грубые нарушения воровского закона, и должна быть санкционирована местным чёрным «смотрящим» или вором в законе или решением местных авторитетов.
«Понятия» организованных преступных группировок постсоветской России
Воровская этика представляла собой перенесение ценностей и правил тюремной жизни в жизнь на воле. Источником воровского авторитета были отбытые сроки заключения. «Понятия» же организованных преступных группировок постсоветской России сформировались на воле, поэтому они гораздо практичнее и рациональнее, без многочисленных запретов .
Социологи Светлана Стивенсон , Александр Салагаев, Александр Шашкин, Рустем Сафин в 2005 году опросили 32 членов различных организованных преступных группировок Казани в возрасте от 17 до 35 лет. Эти группировки « крышевали » игровые салоны, фирмы по « обналичке », таксистов и небольшие автотранспортные компании, а также перепродавали мобильные телефоны, контролировали проституцию, организовывали нелегальные уличные парковки, занимались продажей наркотиков. Группировкам принадлежали авторемонтные станции, кафе и магазины. Младшие члены группировок вымогали деньги у своих ровесников, занимались квартирными кражами.
Члены группировок называли их «школой жизни», сознавая себя «братвой», настоящим мужским братством, считали свои группировки сообществами, морально возвышающимся над современным городским обществом, в котором люди живут без правил («понятий»), думая только о собственных шкурных интересах.
В числе «понятий», по которым живут члены группировок (« пацаны »), назывались такие предписания, как обязанность «пацана» быть физически сильным, не увлекаться алкоголем и не употреблять наркотики, драться, если его назовут торговцем («барыгой»). «Пацан» не имеет права убежать от тех, кто на него нападает, «пацаны» не могут драться с группой «непацанов», извиняться перед ними, даже если сами не правы, поскольку «пацан всегда прав». Он должен уметь «правильно говорить» и подкреплять свои высказывания ссылками на «понятия». «Пацан» должен отвечать за свои слова («следить за базаром»), все его намерения, утверждения, угрозы и обещания должны незамедлительно осуществляться. Так, достав оружие, «пацан» должен быть готов его применить. Если «пацану» задают вопрос, то он должен отвечать не задумываясь, не пытаясь увиливать и не отвечать вопросом на вопрос. «Пацан» должен делиться своими доходами с нуждающимися товарищами, даже с теми, кто отошел от повседневной жизни группировки.
По праву сильного члены группировок взимают «дань» с «барыг» и «лохов» как с подвластного населения. Это называется «загрузить по понятиям и развести на деньги». Теоретически «пацанами» осуждается «беспредел», однако моральные представления этого сообщества, по крайней мере, по отношению к «непацанам», весьма растяжимы. «Пацаны» могут обманывать, грабить и, если надо, убивать с весьма немногочисленными ограничениями.
Воровское сообщество советского периода определяло себя через непримиримое противостояние государству. В противоположность этому, члены преступных группировок постсоветской России ориентированы на поддержание широких связей с людьми, которые имеют формальную власть. Так, опрошенные социологами казанские члены группировок гордились своими родственными и соседскими связями с представителями полиции и местных властей (при том, что, конечно, доносить властям на членов группировки было категорически запрещено). Такие связи могли помочь им в бизнесе, уходе от уголовной ответственности, защитить в разных конфликтных ситуациях. Наличие родственника в полиции могло даже помочь «пацану» выйти из группировки без того, чтобы быть избитым, как это принято в таких случаях.
Осуществляя лишь минимально ограниченное представлениями о «беспределе» насилие по отношению к слабым и неорганизованным жертвам, «пацаны» с уважением относятся к тем, у кого есть влияние и власть.
Американский социолог Рэндалл Коллинз предложил использовать для описания уличных преступных группировок понятие патримониальных альянсов . Примерами такого типа социальной организации были отряды древнегреческих воинов, объединявшихся для совершения набегов на городские поселения, отряды викингов . В современных государствах такие альянсы до сих пор существуют там, где государственные институты не действуют либо их действие неэффективно .
Примечания
- Роулинсон П. Российская организованная преступность: краткая история // Российская организованная преступность: новая угроза? — М. , 2000. — С. 75.
- Роулинсон П. Российская организованная преступность: краткая история // Российская организованная преступность: новая угроза? — М. , 2000. — С. 76.
- Роулинсон П. Российская организованная преступность: краткая история // Российская организованная преступность: новая угроза? — М. , 2000. — С. 82.
- ↑ Александров Ю. К. . 31 октября 2022 года. — М. : Права человека, 2012. — 152 с.
- Абрамкин В. Ф. , Чеснокова В. Ф. . — Издательский дом «Муравей», 1998. — С. 38. — 377 с.
- Скобликов П. А. Вор в законе // МВД России: энциклопедия. — Olma Media Group , 2002. — С. 90—91. — 623 с.
- . ecsocman.hse.ru . Дата обращения: 12 января 2019. 5 марта 2016 года.
- . magazines.russ.ru . Дата обращения: 12 января 2019. 11 января 2019 года.
Литература
- Козаченко И. Я., Корсаков К. В. Криминология: Учебник / И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков. — М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2011. — 304 с.
- Сидоров А. А. . — М. : Русский бестселлер, 2005. — 347 с.
- Старков О. В. . — М. : Wolters Kluwer Russia, 2010. — 232 с. — ISBN 978-5-466-00490-8 .
- Чалидзе В. Н. . — М. : Терра , 1990. — 395 с.
- Шушарин И. . — М. : Olma Media Group , 2004. — 475 с.
- Светлана Стивенсон. = Gangs of Russia: From the Streets to the Corridors of Power / пер. с англ. Юлия Казанцева. — М. : Страна Оз, 2017. — 304 с. — ISBN 978-5-906139-12-2 . 12 июля 2023 года.
Ссылки
- . zhiganets.tyurem.net . Дата обращения: 12 января 2019.
- . www.tyurem.net . Дата обращения: 12 января 2019.
- 2020-09-29
- 1