Interested Article - Гейша

Гейша из Киото в чайном домике

Ге́йша ( яп. 芸者 гэйся ) — женщина, развлекающая своих клиентов (гостей, посетителей) японским танцем , пением , ведением чайной церемонии , беседой на любую тему , обычно одетая в кимоно и носящая традиционные макияж и причёску .

Основная работа гейш — проведение банкетов в , отелях японского типа и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Банкет в традиционном стиле носит название о-дзасики ( яп. お座敷 , дословно «комната с татами ») . Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство.

Традиционно в японском обществе разделяют круги общения, из-за чего жёны японцев не могли присутствовать на банкетах с коллегами, это расслоение породило гейш — женщин, которые не входили во внутренний, семейный круг общения . Уклад жизни гейш и куртизанок был чётко расписан: бо́льшую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны , проводили в городских районах, называемых ханамати ( 花街 — «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион Кобу, Камиситикэн и Понто-тё , расположенные в Киото , и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно .

Гейш в современной Японии, даже в Киото , осталось совсем немного: так, если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то по состоянию на 2018 год их число не превышает и тысячи, из них в Токио и Киото примерно по три сотни.

Название

Название профессии состоит из двух иероглифов: «искусство» и «человек», таким образом означая «человек искусства». Вместе с тем для обозначения подобных артисток и их профессии, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, встречаются и другие наименования. Так, в области Кансай , где расположен Киото — один из крупнейших центров культуры гейш, начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия « » , а для ученицы — понятие « майко » . Слово «майко» используется и в других городах

Ученицы токийских гейш называются хангёку «полудрагоценный камень» , так как их время в два раза дешевле, чем время гейши ); также имеется общее наименование «о-сяку» ( яп. お酌 , «разливающая саке ») .

История профессии

Гейша из (Токио), 1892
Недавно начавшая работу гейша на улице Гиона

Основными центрами культуры гейш являются Киото , Осака и Токио , где они впервые появились в XVII столетии. И если изначально в роли гейш выступали мужчины — актёры и музыканты театра Кабуки , то позднее представителями этой профессии становились только женщины. Между гейшами и актёрами Кабуки до сих пор существует связь: гейши посещают представления, а актёры ходят на банкеты . Кроме того, существует декабрьская традиция актёрам расписываться на кандзаси учениц гейш .

Первыми гейшами были мужчины, работавшие шутами на банкетах в юкаку . Они распаляли клиентов проституток непристойными шутками и народными песнями. Первой гейшей женского пола была Касэн из домика Огия в Ёсиваре . Касэн работала проституткой, но сумела выплатить долг по контракту и стала свободной, перейдя в гейши в 1761 году . Изначально гейши делились на несколько разновидностей: сиро-гэйся ( яп. 白芸者 , «белая гейша») занималась только развлечением гостей, а короби-гэйся ( яп. 転び芸者 , «опрокидывающаяся гейша») могла торговать телом . В 1779 году профессия гейш стала существовать официально, появился офис «кэмбан» ( яп. 見番 ) , установивший правила для них. Гейшам в юкаку было запрещено спать и даже сидеть рядом с клиентами юдзё , носить яркие кимоно , гребни и кандзаси в причёске . Гейши района Миягава-тё ещё в 1960-х имели сомнительную репутацию из-за того, что в прошлом практиковали «двойную регистрацию» как гейши и как проститутки. Однако, несмотря на то, что гейш часто уличали в нарушении закона о проституции, в 1957 году, когда проституция была запрещена, их профессия осталась легальна.

«Золотой век» гейш пришёлся на 1860-е годы , в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены традиции их искусства, дошедшего до сегодняшних дней. Гейши смогли добиться популярности благодаря тому, что они, во-первых, были более современными, чем старомодные юдзё; кроме того, проститутки жаждали только денег, когда гейши славились добрым сердцем и отзывчивостью .

После реставрации Мэйдзи правительство, озабоченное имиджем страны в глазах викторианского мира, выпустило «Петицию об освобождении гейш и проституток». Все долги гейш и проституток были списаны, контракты на обучение стало можно заключать только на семь лет, а обновлять лишь по согласию сторон . Все города получили право регистрировать проституток и гейш. Все гейши теперь могли вернуться домой, но многие не захотели сделать это, и в 1874 году законы были изменены. Был введён налог, который шёл на финансирование Женской мастерской ( яп. 如工場 нёко:ба ) , где гейш должны были учить рукоделию, обращению с шелковичными червями , музыке, танцам, чтению и бухучёту, что позволило бы им найти работу в случае необходимости. Обучение было обязательным . Гейш вызывали на о-дзасики прямо из нёкоба, причём в случае, если банкет кончался до окончания рабочего дня, гейша должна была вернуться к занятиям. Через семь лет, в 1881 году, эксперимент был отменён.

В 1886 году гейшам было предписано брать фиксированную плату за услуги, что привело к стандартизации цен, которые ранее были предметом торга между клиентом и чайным домиком; в основном, в XIX веке плата у разных гейш остаётся примерно одинаковой . Правительство Мэйдзи, тем не менее, в отличие от сёгуната , не стремилось к запрещению излишеств в юкаку и ханамати : сёгунат строго следил за соблюдением многочисленных законов, регулировавших фасон и цвет одежды, причёски, украшения и предметы домашнего обихода, а новое правительство решило оставить карюкай в качестве островка свободы .

В 1890-х гейши стали восприниматься обществом как часть ушедшего периода Эдо , как хранительницы «настоящего японского духа» . В 1898 году в Японии было около 25 000 гейш . Набирающие популярность милитаристы считали гейш достойным способом отдохнуть для патриота, и сами гейши выказывали любовь к родине разнообразными способами; к примеру, в Русско-японскую войну организованная группа гейш отказалась от одновременного ношения трёх кимоно, начав носить только два . В 1900 году появился очередной закон об организации работы «весёлых» кварталов, окончательно разделивший гейш и проституток .

В 1920-х годах количество гейш возросло многократно: с 1905 года их число возросло с 2300 до 10 000 . Так как «традиционное японское» стало считаться «устаревшим», а также в силу инерционного восприятия гейш как новаторов , гейши начали экспериментировать с западной одеждой, западными танцами, причёсками , однако это вызвало в обществе ожесточённые диспуты относительно роли гейш в новой Японии. Журналист Ивао Танака писал, что гейши — это пупок общества , а в 1935 году вышла книга Хрестоматия гейш ( яп. 芸妓読本 гэйги токухон ) , содержавшая эссе, написанные людьми самых разных профессий, где они делились мыслями относительно дальнейшей судьбы гейш. Некоторые авторы рисовали гейшам блестящее будущее в качестве хранительниц традиций, другие выступали с критикой, утверждая, что гейши неграмотны и невежественны. Третьи же считали, что профессия изжила себя и должна исчезнуть.

Майко и гейша-дзиката из Сакаты

В 1937 году растущие националистические настроения замедлили вестернизацию Японии; в войну гейши снова пережили небольшой подъём, сменившийся стагнацией в 1944, вызванной запретом на работу чайных домов. Правительство предписывало гейшам идти на работу на фабриках, но многие договаривались со своими патронами, чтобы те лишь записывали их в качестве работниц . После войны был достигнут социальный консенсус о том, что гейшам не следует осовремениваться. Именно с этого момента слово «гейша» стало означать «хранительница традиций» . Послевоенный Киото испытал подъём: он не подвергался бомбёжкам, благодаря чему его чайные домики посещали жители пострадавшей Осаки .

В XXI веке гейши рекламируют товары и услуги, выступают на благотворительных вечерах, а также ищут новые способы повышения популярности профессии: к примеру, гейши Камиситикэна подают пиво в летнем саду , пиво разливают также работницы Гиона ; гейши выступают на открытии бейсбольного сезона .

Во второй половине XX века число гейш неуклонно сокращалось. В 1999 году в Киото работало 195 гейш и 55 майко, из них 90 и 55 соответственно работало в Гион-кобу . В 2008 году число учениц в Киото впервые за 50 лет достигло 100 . В закрывшихся ханамати стали вновь появляться ученицы .

Тем не менее, в ближайшее время профессию может ожидать серьёзный кризис: к примеру, в Киото работают всего трое одевальщиков, двое из которых в преклонном возрасте ; парикмахерских, занимающихся париками, лишь две . Постепенно стареют и уходят на пенсию специалисты по традиционным ремёслам, на чью продукцию опирается профессия: мастера раскрашивания тканей в технике , изготовители вееров и так далее

Труд и быт гейши

Распорядок дня

День учениц начинается около восьми утра , а гейш — в 10 . Затем и гейши, и ученицы идут на занятия танцами, музыкой, икэбаной и другими искусствами, набор которых зависит как от специализации конкретной гейши, так и от традиций данного города или квартала (к примеру, в Андзё гейши играют на флейте нокан ). По возвращении, около шести вечера , молодые гейши и ученицы накладывают макияж и переодеваются в рабочее кимоно, а затем идут на банкеты. Из-за того, что ни гейши, ни ученицы не едят на вечеринках, перед работой они плотно ужинают. В Киото перед банкетами гейша должна зайти в каждый чайный домик, где работала вчера, и поблагодарить его хозяйку за вчерашнюю заботу . День гейши заканчивается глубоким вечером — в час ночи или даже позже.

О-дзасики

Современная майко на о-дзасики
Компира-фунэ-фунэ

Важными профессиональными качествами гейши как тамады являются умение заинтересовать клиентов, позволяя им расслабиться, забыв о работе, а также навык хранить тайны клиентов . Ученицам и гейшам предписывается для этого при каждой встрече здороваться с клиентом, даже если он был на предыдущем банкете с этой же гейшей .

О-дзасики включают в себя еду в высоком стиле кайсэки , игры, а также танцы в стиле танцевальной школы, специфичной для данного конкретного района . На о-дзасики как клиенты, так и гейши употребляют много алкоголя, обычно пива или саке, однако ученицы не пьют, так как это считается неподобающим . Гейши не едят на о-дзасики.

На о-дзасики гейши также обслуживают важных гостей, прибывающих в Японию с деловыми визитами: президентов, королей и императоров. Президент Форд и королева Елизавета бывали на о-дзасики в Гионе . Самого важного клиента усаживают на место рядом с токонома , чтобы гейши могли быстро сориентироваться, кому уделять больше внимания .

Игры на банкетах обычно представляют собой соревнования в ловкости, а проигравший должен осушить небольшую рюмку саке .

  • Камень, ножницы, бумага .
  • Компира фунэ-фунэ ( яп. 金比羅船船 , лодочка-лодка Компиры, бога-покровителя навигации) — двое играющих по очереди касаются лежащей тарелочки открытой ладонью, если один из игроков в свой ход взял тарелочку, второй должен коснуться места, где та лежала, кулаком. Перепутавший действия проигрывает.
  • Тосэнкё (часто играют не на очки по правилам, а просто на «сбил игрушку»).
  • Гоиситори ( яп. 碁石取り , брать камни для го палочками) .
  • Надломанную палочку раскручивают в руках. Проигрывает тот, в кого угодит отлетевшая половина .
  • Тора-тора ( яп. 虎虎 , тигр-тигр) — разновидность игры «камень, ножницы, бумага», в которой играющие должны одновременно выйти из-за ширмы , приняв вид тигра, охотника или старухи .

Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата. Подсчёт времени изначально вели с помощью ароматических палочек, сгоравших за определённое время. Когда гейша собиралась уходить с вечеринки, хозяйка подсчитывала огарки от палочек и вписывала их в счёт человека, который пригласил гейшу . Кроме того, гейши получают чаевые, называемые «цветочными деньгами». Экономической стороной жизни ханамати ведает организация «камбукан» (幹部館), она подсчитывает все доходы каждой из гейш и публикует имена самых успешных из них. Именно так появилась информация о доходах Минэко Ивасаки , самой высокооплачиваемой гейши всех времён.

Другие виды работы

Гейша и четыре майко в Тион-ине
Гейша и майко танцуют на публичном мероприятии

Кроме о-дзасики, гейшу можно нанять для посещения спектакля, прогулки или совместного похода в ресторан ( яп. ご飯を食べ гохан о табэ , «поедание риса») . Клиент может выбрать, должна ли гейша прийти в полном облачении с макияжем, в простом кимоно или же вовсе в западной одежде.

Наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах , петь и танцевать на периодически проводимых фестивалях, открытых для широкой публики. У каждого из киотоских кварталов гейш есть свой фестиваль: у Гион Кобу — 都をどり Мияко одори , у Камиситикэна 北野をどり Китано одори. В Токио и других городах имеются городские фестивали танцев гейш. Первым подобным фестивалем был Мияко одори, целью проведения которого было создание имиджа города с богатой историей и культурой для Киото . Подобные выступления позволяют гейше стать широко известной и популярной личностью, однако почти не приносят дохода . Кроме того, из-за сохраняющейся системы иэмото гейши не могут выбирать ни репертуар, ни аксессуары, ни даже место проведения выступления.

Гейши и ученицы участвуют и в других городских мероприятиях. После Великого восточнояпонского землетрясения гейши собирали пожертвования, стоя в людных местах с ящичками для подаяний.

Календарь праздников в Киото

Танец майко на Мияко одори
Гейша в роли Томоэ Годзэн на Дзидай-мацури

Календарь праздников, которые отмечают гейши, в каждом городе и даже квартале свой. Далее приведён календарь для Киото.

  • 13 декабря — Котохадзимэ ( яп. 事始 , «начало дел») , гейши наносят визиты учителям и хозяевам о-тяя, дарят подарки и просят помощи в новом году .
  • 4—7 января — Син-айсацу ( яп. 新挨拶 ) , гейши и майко надевают формальные кимоно-куромонцуки и обходят местные чайные дома и окия с поздравлениями
  • 7 января ( Гион -кобу, Гион-хигаси, Понто-тё , Миягава-тё ), 9 января ( Камиситикэн ) — Сигёсики ( яп. 始業式 ) гейши и майко, заработавшие больше всех в прошлом году, получают награды, глава школы танца Иноуэ выступает с танцем «Яматобуми» .
  • 13 января, Гион-кобу — Хацуёри ( яп. 初より ) гейши и майко посещают главу школы Иноуэ .
  • 4 февраля — Сэцубун — майко выступают в храмах и разбрасывают жареные бобы в толпу; считается, что они отгоняют злых духов . С Сэцубуном связан также ритуал переодевания Обакэ ( яп. お化け ) , гейши и ученицы в дни празднования сэцубуна переодеваются в исторических деятелей, мифологических персонажей и просто комических персон, к примеру, пожилые одеваются в юных учениц, а ученицы могут играть мужчин .
  • 25 февраля, Камиститкэн — Байкасай ( яп. 梅花祭 ) , фестиваль сливового цвета; майко и гейши проводят особую чайную церемонию в парке .
  • 20 марта, Гион — Оиси-ки ( яп. 大石忌 ) , выступление в чайном домике в память об .
  • 25 марта — 7 апреля, Камиситикэн — Китано одори ( яп. 北野をどり ) — танцевальное представление в театре Камиситикэн-кабурэндзё.
  • 1—30 апреля, Гион-кобу — Мияко одори , танцевальное представление в театре Гион-кобу-кабурэндзё или Минами-дза .
  • 1—16 апреля, Миягава-тё — Кё-одори ( яп. 京をどり ) — танцевальное представление в театре Миягава-тё-кабурэндзё.
  • 16 апреля, Гион-кобу, Гион-хигаси, Миягава-тё, Понто-тё — Хэйан-дзингу рэйтайсай хоно буё ( яп. 平安神宮例大祭奉納舞踊 ) , исполнение трёх танцев гейшами и майко в честь переноса столицы из Нары в Киото .
  • 1—24 мая, Понто-тё — Камогава одори ( яп. 鴨川をどり ) — танцевальное представление в театре Понто-тё-кабурэндзё.
  • 1—31 июля, Гион — Гион-мацури :
    • 7 июля, Гион-кобу — Мияби-кай ( яп. みやび会 ) — майко и гейши в одинаковых юкатах молятся в святилище Ясака вместе с главой школы Иноуэ об успехах в танцах .
    • 17 июля, — парад на платформах .
    • 24 июля — Ханагаса-дзюнко ( яп. 花傘巡行 ) , танцевальный парад в соломенных шляпах, украшенных цветами .
  • 1 августа — Хассаку ( яп. 八朔 ) , гейши и майко обходят своих учителей и чайные дома и благодарят за поддержку .
  • 4 октября, Камиситикэн — Дзуйки-мацури ( яп. ずいき祭 ) , по ханамати проходит процессия к святилищу Китано-Тэммангу , а гейши приветствуют участников парада с тротуара, стоя возле чайных домиков .
  • 22 октября, Гион-кобу и Понто-тё — Дзидай-мацури , майко и гейши одеваются в костюмы известных женщин прошлого ( Оно-но Комати , Томоэ Годзэн и других) и принимают участие в параде .
  • 1—10 ноября — Гион одори ( яп. 祇園をどり ) , танцевальный фестиваль района Гион-хигаси.
  • 8 ноября — Каникакуни-сай ( яп. かにかくに際 ) , гейша и три майко возлагают хризантемы к памятнику Ёсии Исаму .
  • 1 декабря, Камиситикэн — Окэнтя ( яп. お献茶 ) , чайная церемония в Китано-Тэммангу .
  • начало декабря — Каомисэ-сокэн ( яп. 顔見世素見 ) , на 4-й и 5-й день майко и гейши посещают премьеру спектакля кабуки в Минами-дза .
  • 31 декабря — Окото-оу-сан ( яп. お事多うさん ) , майко и гейши посещают чайные домики и поздравляют их персонал с наступающим Новым годом, после чего могут сходить в святилище за горящей лучиной, которую несут в свой окия для того, чтобы затем разжечь ею домашний очаг .

Обучение

Улица Гиона
Гейша и сикоми

Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш — окия ( яп. 置屋 ) — куда их зачастую продавали бедные семьи . Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками более старших гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.

Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальных инструментах: японской лютне — сямисэне , — флейте « фуэ » и барабане « цудзуми »; традиционные виды пения, традиционный танец , искусство ведения чайной церемонии , искусство составления цветочных композиций — икэбана, поэзия , каллиграфия , живопись — то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется в кэмбане, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии. Гейши, помимо этого, следят за прессой и мировыми новостями. Это требуется для того, чтобы поддерживать с клиентами разговоры на любые темы, расслабить их .

Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно , надевать его, а также обучались искусству ведения беседы: на начальном этапе ученицы больше молчат, а более умелые гейши могут вести непринуждённую беседу, в том числе с иностранцами и важными гостями . Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окия будет заниматься с будущей гейшей: ученица обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей, или, в киотоских кварталах Миягава-тё , , даже только старшей майко), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений. Так, старшей сестрой гэйко Ваканы ( яп. 若奈 ) из окия Тама ( яп. 多麻 ) была гэйко из окия Миками ( яп. 三上 ) по имени Накако ( яп. 奈加子 ) . В квартале Камиситикэн в окия часто работает всего одна-две гейши, поэтому у начинающих вовсе нет «старшей сестры», а обучение контролирует хозяйка окия.

«Старшая сестра» должна быть назначена хозяйкой окия; для создания условных уз родства проводится церемония, аналогичная «сан-сан-кудо» ( яп. 三々九度 , дословно «три по три — десять раз») , которая является кульминацией японской свадьбы . Младшая и старшая сёстры по очереди пьют по три глотка из трёх маленьких чашек саке , произнося обещания заботиться друг о друге. Сестринство не является уникальной чертой общества гейш, подобный подход применяется, среди прочего, в сумо и якудза . Институт сестринства имеет множество аллюзий на свадьбу, в частности, младшая сестра уподобляется невесте, а старшая — жениху, а прошлая семья младшей сестры должна уступить место новой семье в мире карюкай .

Становление гейши

Несмотря на то, что в период Мэйдзи самыми процветающими и престижными ханамати были токийские и , в XX веке таковыми являются ханамати Киото . В городе Нара также сохраняется традиционный уклад жизни гейш; в мелких городах, например, Андзё , он претерпел значительные изменения. К примеру, в Киото по сей день сохраняется правило «новичкам нельзя» ( яп. 一見さんお断り итигэнсан окотовари ) — впервые на о-дзасики можно прийти только по приглашению постоянного клиента . В других городах, например, в Нагое это правило уже не имеет силы: единственным условием является проведение о-дзасики в традиционном японском ресторане или отеле .

В Киото и Наре

Сикоми (слева) и майко. Киото

Так как сейчас в Японии введено обязательное среднее образование, девочка не может стать ученицей гейши, пока не получит школьный аттестат в 15 лет . Вне Киото и Нары ученицами разрешено становиться лишь с 18. После достижения требуемого возраста соискательница вольна договориться с владелицей одного из домиков гейш (окия) и стать там «сикоми», прислужницей. Сикоми выполняет хозяйственные работы, убирает дом и помогает старшим сёстрам одеваться. Сикоми посещает занятия точно так же, как и гейши. Сикоми запрещено звонить домой, она может только писать письма. В Киото перед тем, как стать майко , ученицей, сикоми на короткий срок (две недели) превращается в минараи (слово означает метод обучения наблюдением за старшими). Минараи носит ту же причёску, что и майко, но её пояс оби свисает только на половину длины, а кимоно более разноцветное, по сравнению с майко. Минараи посещает банкеты, но только как наблюдатель .

Через полгода, по правилам Киото, после сдачи экзамена происходит церемония инициации, «мисэдаси» — с этого момента соискательницы называются начинающими гейшами (майко) и получают рабочий псевдоним «имя для искусства» ( яп. 芸名 гэймэй ) , включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры или общий для этого окия компонент . Подобная практика не уникальна для гейш, в Японии деятели искусств часто имеют несколько имён . Примером «общего компонента» могут являться гейши окия Тама в Гион Кобу, в котором есть «ветвь мамэ»: Мамэтэру, Мамэхару, Мамэсудзу; «ветвь ха»: Судзуха, Маюха, Котоха и другие, причём гейши одной «ветви» могут не являться «сёстрами». После мисэдаси майко всегда носит традиционную японскую причёску на собственных волосах и одевается в кимоно . В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.

Следующим шагом майко раньше была потеря девственности — « мидзуагэ », — церемония, отмечающая повышение её статуса к старшей майко и смене причёски с варэсинобу на офуку . Сейчас мидзуагэ не проводится.

Майко Киото и Нары меняют причёску, символизирующую шаги, ведущие к становлению гейшей: сперва варэсинобу , затем офуку . Перед тем, как сменить кимоно и причёску на подобающие статусу гейши, происходит церемония «смены воротничка», эри-каэ. Воротничок майко вышит белыми и золотыми нитями, а гейши носят гладкий белый. Последняя причёска майко происходит от свадебной причёски прошлого, поэтому церемонию эри-каэ Лайза Дэлби называет также «engagement», «помолвка». На церемонии «эри-каэ» прядь пучка волос причёски сакко символически стригут, чтобы более взрослой причёской обозначить переход от девочки к молодой женщине. Сейчас майко становятся гейшами в 20 или 21 год, в зависимости от успеха и желания хозяйки окия.

У гейш Киото музыканты ( яп. 地方 дзиката ) стоят на более низкой ступени иерархии, чем танцовщицы ( яп. 立方 татиката ) , однако это не универсальное правило, к примеру, в Атами владеющие сямисэном музыканты получают на треть больше танцоров .

В других городах

Хотя в Киото гейши достигли всемирной славы, в других японских городах тоже есть окия и гейши. Во многих городах традиции отличаются от киотоских. Например, в Токио и Ямагате ученицы носят парики, а не причёски на своих волосах . В Токио срок обучения хангёку (местное название ученицы) — от полугода до трёх лет. В городе Андзё имеется шесть окия, а соискательницы пропускают период ученичества, из сикоми становясь сразу гейшами. Майко города Нагоя носят разноцветные воротники, вместо обычных для Киото бело-красных . Распространённое мнение о том, что гейши вне Киото менее умелы в связи с укороченным периодом обучения, не имеют под собой основания. Гейши учатся всю жизнь, только в Токио период интенсивного обучения перемещён на первые годы бытия гейшей.

Дальнейшая карьера

Гейша идёт по ночному Гиону

С 18 лет гейша получает возможность обрести «данна». Изначально «данна» — покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената . Зачастую, но отнюдь не обязательно , гейшу и данна связывают тесные любовные отношения, включающие рождение детей. Обязанность данна состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, которой он покровительствует (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление одного или нескольких данна в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейше сложнее оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии. Институт данна существует и поныне; заполнявшие опросник Дэлби гейши на вопрос: «Зачем вам данна?» отвечали: «Нужен близкий человек» (~50 %), для того, чтобы хватало денег (~25 %).

Имидж гейши как «слуги мужчин» является неверным: гейши обладают экономическими свободами и значительно более независимы, чем обычные японские жёны . Кроме того, идеал гейши — не безмолвная и покорная « ямато-надэсико », а гибкая ива (отсюда название карюкай ) . Даже на о-дзасики не только гейша наливает гостю выпивку, но и он должен налить ей бокал в ответ . С другой стороны, в 2022 году Киёха Киритака, пробывшая майко несколько месяцев, рассказала в Твиттере о том, что её, тогда шестнадцатилетнюю, заставляли пить огромное количество алкоголя и уговаривали принимать ванны с клиентами , а также сообщила, что её окия принуждает майко брать себе данна и занимается продажей девственности своих воспитанниц .

Уход из профессии

Гейша должна покинуть окия, если выходит замуж . Но некоторые гейши, особенно сегодня, не хотят оставаться в профессии до старости и уходят просто по собственному желанию. Какой бы ни была причина, организовывается церемония ( яп. 引き祝い , поздравление с уходом) : эта традиция была заимствована из кварталов проституток и организовывалась, если проститутка выплатила свои долги и могла вернуться в японское общество . Покидающая ханамати гейша рассылает своим учителям, клиентам, хозяевам чайных домиков, где работала, матушкам окия особое угощение: коробочку варёного риса . В случае, если она уходит по причине брака, или просто оставляет возможность возвращения, в коробку кладётся красный рис , а если о возвращении не может быть и речи — то белый .

Гейша и окия

Табличка на чайном домике при окия

Окия — место, где живут ученицы и гейши, не получившие ещё самостоятельности. При поступлении на работу в окия (а учёба на гейшу тоже считается работой) чаще всего заключается контракт от 5 до 7 лет. По истечении этого срока гейша продолжает работу или уходит из окия. В Токио ученица может жить на съёмной квартире, в Киото же все ученицы в обязательном порядке переезжают в окия, даже если являются коренными жительницами Киото .

При многих окия имеются «чайные домики», о-тяя ( яп. お茶屋 ) . Это не обычные « чайные дома », а особые помещения, где происходят банкеты с гейшами и ученицами. Название «о-тяя» — киотоское, в Токио используется слово матиай ( яп. 待合 , «(место для) ожиданной встречи») , хотя более корректно называть подобные заведения «ресторанами» ( яп. 料亭 рё:тэй ) . В Токио матиай никогда не бывают одновременно и окия .

Как уже отмечалось, в дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являлись дочерьми хозяйки дома — гейши, в силу возраста прекратившей свою работу и выполняющей в своём доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих работниц, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый приёмной дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию общины, она становится атотори ( яп. 跡取り , наследницей) , а также получает право в будущем унаследовать имущество окия.

Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окия получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих украшений, аксессуаров и кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Точнее, гейша получает право заказывать кимоно за счёт окия, так как каждое кимоно в жизни гейши является неприкосновенной собственностью, забрать без спросу чужое кимоно приравнивается к посягательству на личную неприкосновенность. Зачастую старшая сестра, надев несколько раз кимоно, передаёт его младшей. Тем не менее, известны случаи, когда одно и то же кимоно, принадлежащее окия, используется для эри-каэ нескольких гейш.

Окия также называются яката ( яп. 屋形 , «дворец», «поместье») .

Неяпонские гейши

С 1975 по 1976 годы в ханамати Понто-тё гейшей без оформления работала американский антрополог Лайза Дэлби . Лайза исполняла обязанности гейши для лучшего понимания их мира: она работала над диссертацией .

В декабре 2007 года в районе Асакуса , Токио , дебютировала одна из первых гейш неяпонского происхождения, Фиона Грэм , работавшая под псевдонимом Саюки . Она продолжала работу в этой области более трёх лет , однако в феврале 2010 Саюки была уволена за нарушение правил сообщества .

Пятого октября 2010 года в окия Итикома города Андзё дебютировала гейша Ибу украинского происхождения .

С апреля 2011 года в окия онсэна «Идзунагаока» ( Идзунокуни , преф. Сидзуока ) гейшей работает румынка Изабелла Оноу .

С сентября 2012 года в городе Симода китаянка Чжан Сюэ проходила обучение на гейшу .

Гейша Кимитё ( яп. 君蝶 ) американского происхождения дебютировала в токийском ханамати Ёсиноя в начале 2016 года .

Гейши и проституция

Ойран , дорогая проститутка
Гейши одеваются скромнее, чем ойран и таю

Вопреки достаточно расхожему мнению, профессия гейши не предполагает занятия проституцией. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги .

Однако существуют так называемые « онсэн -гэйся», девушки на горячих источниках, известные общим недостатком мастерства и возможностью оказать секс за деньги ; героиня произведения Ясунари Кавабаты « Снежная страна » — именно такая «гейша», а, скорее, хостесс. Слово «онсэн-гейша» часто используется в качестве эвфемизма для проститутки .

Внешние различия

В японской индустрии развлечений гейши и юдзё (проститутки) исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и, тем более, завязать, его невозможно. Гейш одевают специальные люди, называющиеся отокоси ( яп. 男衆 ) . Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и причёске гейш и японских высококлассных куртизанок таю и ойран существовало множество предписанных различий во внешности, которые не позволяли спутать гейшу с куртизанкой или проституткой , а также чётко указывали на социальный статус женщины и её род занятий. Каждый ранг проституток был чётко оговорён: таю должны были носить в причёске четыре шпильки с длинными подвесками и три гребня, а куртизанки третьего ранга, обслуживающие борцов сумо — два гребня. Носить шпильки с подвесками им было запрещено. Гейши, в свою очередь, могли носить только простой гребень и небольшую шпильку.

Гейши в поп-культуре

Поезд в Киото с изображением майко

В конце XX столетия образ гейши был адаптирован для западной массовой культуры . Растущий интерес к этому феномену, а также экзотичность образа гейши способствовали появлению заметного числа произведений, обращающихся к этой японской профессии.

Так, в 1997 году был опубликован роман Артура Голдена « Мемуары гейши », рассказывающий о жизни девочки из рыбацкого посёлка, Чио Сакамото, ставшей впоследствии известной гейшей под именем Саюри Нитта. Огромная популярность и множество фактических ошибок книги способствовали появлению новых аналогичных романов. К примеру, Минэко Ивасаки , чьё жизнеописание легло в основу бестселлера Артура Голдена, написала весьма успешную автобиографию — в России издана под названием « » (в США — «Гейша, жизнь», англ. Geisha, A Life , в Великобритании — «Гейша Гиона» англ. Geisha of Gion ). Значительным успехом пользовалась и вышедшая в 2005 году экранизация книги Голдена. Книга Ивасаки также экранизирована под названием Хана-икуса , «Война цветов».

В 1998 году певица Мадонна появилась в облачении и макияже гейши на церемонии вручения наград « Грэмми ». В следующем году она предстала в подобном образе в видеоклипе на песню Nothing Really Matters , а в 2001 году часть представления в рамках турне была стилизована под японскую тематику.

Использование образа гейши в поп-культуре привело к весьма значительному искажению представлений западной публики о роли гейши в культуре Японии . Большинство современных западных авторов не имеют достаточных знаний о профессии гейш, а также об укладе традиционного японского общества, которое они стремятся описать, а в некоторых случаях — неправдоподобность порождается желанием соответствовать интересам и ожиданиям публики, воспитанной в рамках западной культуры. Портреты и описания, появляющиеся в их работах, не являются достаточно реалистичным описанием быта гейш; подобные произведения в значительной части представляют собой стилизацию.

Современные гейши-мужчины

В Японии гейшами (не путать с тайкомоти ) работает двое мужчин: Эйтаро , работающий в токийском ханамати Мукодзима, и Акари на онсэне Насу в городе Тотиги . Мать Эйтаро сама была гейшей, и он рос в «мире цветов и ив», из-за чего также решил вступить на эту стезю. И Эйтаро, и Акари накладывают такой же макияж, что и другие гейши, и носят женское кимоно.

Литература

  • Kyoko Aihara. Geisha: a living tradition. — London: Carlton Books, 1999. — ISBN 978-1-84442-302-6 .
  • Liza C. Dalby . Geisha (англ.) . — Vintage, 2000. — 165 p.
  • Kelly M. Foreman. The gei of geisha: music, identity and meaning. — Aldershot, England: Burlington, VT : Ashgate Pub. Company, 2008. — (SOAS musicology series). — ISBN 978-0-7546-5857-3 .
  • Kelly M. Foreman. Bad Girls Confined: Okuni, Geisha, and the Negotiation of Female Performance Space // (англ.) / Eds. Laura Miller, Jan Bardsley. — Palgrave Press, 2005. — 240 p. — ISBN 978-1403-96947-7 .
  • 飯田 孝. // 今昔あつぎの花街 : журнал. — 2001.

Примечания

Сноски

  1. Ивасаки Минэко, «Настоящие мемуары гейши»; Амфора, 2007
  2. , p. 145.
  3. . Дата обращения: 1 марта 2012. 29 февраля 2012 года.
  4. , p. 18.
  5. , p. 327.
  6. , p. 6—7.
  7. от 8 февраля 2010 на Wayback Machine
  8. , p. 329.
  9. . Дата обращения: 19 апреля 2010. 11 марта 2010 года.
  10. , p. 16.
  11. , p. 58.
  12. , p. 322.
  13. , p. 59.
  14. , p. 6.
  15. , p. 65.
  16. , p. 68.
  17. , p. 69.
  18. , p. 71.
  19. , p. 72.
  20. , p. 73.
  21. , p. 74.
  22. 加藤政洋. 花街 異空間の都市史. — 朝日新聞社, 2005. — С. 18—19. — ISBN 978-4022598851 .
  23. , p. 75.
  24. , p. 80.
  25. , p. 81.
  26. Миякэ Кокэн, 芸妓読本, 1935
  27. , p. 98.
  28. , p. 99.
  29. , p. 135.
  30. . Дата обращения: 12 июня 2012. 2 ноября 2013 года.
  31. . Дата обращения: 12 июня 2012. 20 сентября 2011 года.
  32. . Дата обращения: 12 июня 2012. 24 июня 2012 года.
  33. , p. 10.
  34. . Дата обращения: 12 июня 2012. 25 декабря 2010 года.
  35. [花街の舞台裏 舞妓さんを支える男衆(おとこし)に密着! передача про отокоси на японском ТВ, 16 апреля 2009
  36. , p. 137.
  37. 株式会社KYO-ZON. (англ.) . 京都市産業観光局クリエイティブ産業振興室 (12 апреля 2022). Дата обращения: 12 августа 2022. 13 августа 2022 года.
  38. , p. 26.
  39. , p. 110.
  40. , p. 102.
  41. Downer, L. Geisha (2001), 6: their whole profession depends on their ability to keep secrets
  42. . Дата обращения: 28 февраля 2012. 22 мая 2012 года.
  43. , p. 147.
  44. , p. 23.
  45. на YouTube
  46. на YouTube
  47. на YouTube
  48. .
  49. , p. 160.
  50. от 23 мая 2012 на Wayback Machine
  51. , p. 113.
  52. , p. 106.
  53. , p. 107.
  54. .
  55. , p. 107—108.
  56. (яп.) . 小学館 . Дата обращения: 11 августа 2022. 11 августа 2022 года.
  57. , p. 108.
  58. , p. 110.
  59. , p. 110—111.
  60. . Дата обращения: 12 июня 2012. 28 ноября 2013 года.
  61. , p. 20.
  62. , p. 42.
  63. , p. 41.
  64. , p. 6.
  65. (недоступная ссылка)
  66. от 6 октября 2009 на Wayback Machine (англ.)
  67. , p. 47.
  68. , p. 39.
  69. , p. 36.
  70. Gion Tourist Guide. (яп.) (24 января 2004). Дата обращения: 10 июля 2013. 17 февраля 2012 года.
  71. , p. 141.
  72. , p. 239.
  73. . Дата обращения: 8 октября 2010. 28 марта 2010 года.
  74. , p. 188.
  75. . Дата обращения: 8 октября 2010. 6 апреля 2010 года.
  76. . Дата обращения: 8 октября 2010. 2 июля 2013 года.
  77. , p. 116.
  78. , p. 180.
  79. , p. 182.
  80. (яп.) . (2 августа 2022). Дата обращения: 13 августа 2022. 2 августа 2022 года.
  81. cweb (яп.) . 文春 (2 августа 2022). Дата обращения: 13 августа 2022. 2 августа 2022 года.
  82. , p. 46.
  83. , p. 172.
  84. , p. 328.
  85. , p. 321.
  86. Turning Japanese: the first foreign geisha, The Independent, 24 January 2008, от 29 марта 2012 на Wayback Machine
  87. . Дата обращения: 25 мая 2011. 19 июня 2011 года.
  88. . Дата обращения: 18 сентября 2011. 4 мая 2021 года.
  89. . Дата обращения: 23 марта 2012. 6 ноября 2014 года.
  90. . Дата обращения: 21 марта 2012. 22 мая 2012 года.
  91. на YouTube (англ.)
  92. . Дата обращения: 26 марта 2022. 9 мая 2021 года.
  93. , p. 56.
  94. , p. 173.
  95. , p. 242.
  96. на YouTube (яп.)
  97. (недоступная ссылка) (яп.) . — «【栃木】栃木県那須町の那須温泉で、女装してお座敷に出る男性の芸者が誕生した。芸名は「あかり」さん。那須塩原市在住の19歳だ。那須温泉は景気低迷のあおりで宿泊客が減少。関係者は「芸者界の変わり種として活性化に一役かってもらいたい」と、“あかりさん効果”に期待を掛けている。». 19 ноября 2012 года.
  98. (24 декабря 2010). Дата обращения: 18 ноября 2012. 19 ноября 2012 года.

Комментарии

  1. ( яп. 芸伎 )
  2. ( яп. 舞妓 )
  3. Женщины, работающие отокоси, называются онагоси ( яп. 女衆 , женщина-одевальщик)

Ссылки

Источник —

Same as Гейша