Симеон (митрополит Казанский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополит Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский ; 17 ( 29 ) апреля 1873 , Нименский погост , Каргопольский уезд, Олонецкая губерния — 13 августа 1922 , Петроград ) — епископ Русской православной церкви ; митрополит Петроградский и Гдовский .
Расстрелян по приговору Петроградского ревтрибунала 13 августа 1922 года . Прославлен в лике святых в 1992 году.
Родился в семье священника Олонецкой епархии Павла Иоанновича Казанского (1840—1903).
Окончил Каргопольское духовное училище. Как лучший выпускник Олонецкой духовной семинарии в 1893 году был послан на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил со степенью кандидата богословия (за работу «Преосвященный Аркадий , архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола») в 1897 году.
На 3-м курсе академии 14 ( 26 ) октября 1895 года пострижен в монашество и рукоположён во иеродиакона , а в 1896 году — во иеромонаха .
С 1897 года — преподаватель Священного Писания в Рижской духовной семинарии .
С 1898 года — инспектор Холмской духовной семинарии .
С 1899 года — инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии . В 1900 году цензор журнала «Отдых христианина».
С 1902 года — ректор Самарской духовной семинарии в сане архимандрита .
С 1905 года — ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1908 года член епархиального миссионерского совета.
Награждён орденами святой Анны II (1904) и I (1914) степени, святого Владимира IV степени (1907).
24 января ( 6 февраля ) 1910 года хиротонисан во епископа Гдовского , викария Санкт-Петербургской епархии. Чин хиротонии возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . До 22 ноября ( 5 декабря ) 1911 года он являлся 4-м викарием, до 30 мая ( 12 июня ) 1913 года — 3-м, с 20 марта 1914 года — 1-м викарием столичной епархии .
6 ( 19 ) мая 1911 года пожалован орденом Святого Владимира III степени.
14 ( 27 ) мая 1916 года пожалован орденом Святого Владимира II степени «За отлично-усердную службу и труды, понесённые во время военных действий».
Ещё студентом активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. Святительский сан воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.
Часто служил в храмах самых отдалённых и бедных окраин столицы: за Невской и Нарвской заставами , на Охте . Был председателем совета епархиального братства Пресвятой Богородицы; по этой должности заведовал всеми церковно-приходскими школами епархии. Товарищ председателя Всероссийского Александро-Невского братства трезвости (избран на первом заседании совета братства 15 ( 28 ) декабря 1914 года).
Возглавлял ежегодные многотысячные ходы сторонников трезвости в Александро-Невскую лавру , Троице-Сергиеву пустынь , Колпино . Положил начало служению в петербургских храмах литургий для школьников в различных приходах , сам причащал детей, говорил поучения. Был известен как «неутомимый епископ».
2 ( 15 ) марта 1917 года управление столичной епархией было возложено на него, как первого викария епархии, «временно, вплоть до особых распоряжений». Официально утверждён временно управляющим 6 марта, после увольнения на покой митрополита Петроградского Питирима (Окнова) .
24 мая ( 6 июня ) 1917 года свободным голосованием клира и мирян епархии избран на Петроградскую кафедру (получил 976 голосов выборщиков из 1561), что стало одним из первых случаев избрания епископа на церковную кафедру клириками и мирянами в России; 25 мая ( 7 июня ) того же года определением Святейшего синода за № 3300 утверждён архиепископом Петроградским и Ладожским
С 17 ( 30 ) июня 1917 года — архиепископ Петроградский и Гдовский (изменение титула определением Святейшего синода ). 13 августа 1917 года возведён в сан митрополита.
Член Всероссийского поместного собора по должности, участвовал в 1-й сессии, председатель Судной комиссии при Совещании епископов и Комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля, член II, III, VIII отделов.
24 января ( 6 февраля ) 1918 года Собор, принимая во внимание просьбу специально прибывшей накануне петроградской делегации, уполномоченной собранием духовенства и представителей приходов епархии проинформировать высшую церковную власть о попытках захвата Александро-Невской лавры , вынес постановление «о возвращении Александро-Невской лавры Петроградскому митрополиту с присвоением ему звания священноархимандрита оной» (до того настоятелем лавры был епископ Прокопий (Титов) ).
В качестве правящего архиерея пользовался авторитетом у верующих людей, самоотверженно выступал за защиту их религиозных прав. Способствовал созданию православных братств, развитию духовного просвещения. Сразу после закрытия в Петрограде в 1918 года духовной семинарии было учреждено Богословско-пастырское училище. При ближайшем участии митрополита проходила организация Петроградского богословского института (пожертвовал на него 600 тысяч рублей), открывшегося 16 апреля 1920 года. В городе действовали многочисленные богословские и благовестнические курсы. Имел репутацию аполитичного церковного деятеля.
В 1919 году временно управлял Олонецкой епархией , в связи с тем, что местный епископ Иоанникий (Дьячков) самовольно покинул её. В октябре 1919 года посетил Петрозаводск, провёл совещание с местным духовенством, нацеливая его на активную пастырскую работу в условиях отделения Церкви от государства.
23 февраля 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Митрополит Вениамин с самого начала выражал желание достичь компромисса с властью по этому вопросу. Он смог договориться о том, что при изъятии ценностей должны были присутствовать представители духовенства, а предметы, имеющие особое значение для верующих, могли заменяться аналогичным металлом по весу. Однако власть сознательно использовала вопрос о церковных ценностях для того, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. Поэтому соглашение, достигнутое митрополитом, не соблюдалось, и в ряде церквей были спровоцированы конфликты верующих с представителями власти.
В этих условиях митрополит обратился к клиру и пастве и разрешил «общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих … даже и ризы со святых икон, но не касаясь святынь храма, к числу которых относятся св[ятые] престолы и что на них (священ[ные] сосуды, дарохранительницы, кресты, Евангелия, вместилища св[ятых] мощей и особо чтимые иконы)». Более того, призвал верующих даже в случае изъятия святынь не допускать проявления «насилия в той или иной форме». Заявил, что «ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражение, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей». Выступил с призывом к пастырям и пастве к спокойствию: «Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжёлом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва. Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию».
При образовании в мае 1922 года, по отстранении от управления Церковью привлечённого к гражданскому суду патриарха Тихона , обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), поддержанного властью, отказался признать его законность. В послании к пастве от 28 мая заявил, что никакого сообщения от патриарха о его отречении и образовании ВЦУ не получал, а потому во всех храмах по-прежнему должно возноситься имя патриарха.
1 июня 1922 года был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей и помещён в Дом предварительного заключения . На самом деле, непосредственной причиной ареста стала принципиальная позиция, занятая митрополитом в отношении « обновленцев ».
Кроме него, к делу были привлечены ещё 86 человек. Судебный процесс проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года в бывшем здании Дворянского собрания . На процессе держался мужественно, вину не признал, а последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых. К доводам защиты, что именно действия митрополита предотвратили кровопролитие, судьи не прислушались.
Петроградский революционный трибунал приговорил к расстрелу десятерых подсудимых (в том числе и митрополита), шестерым из которых смертная казнь была заменена лишением свободы. Вениамин был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным) , адвокатом Иваном Ковшаровым и профессором Юрием Новицким . Точное место казни неизвестно. По одной из версий, это произошло на станции Пороховые по Ириновской железной дороге , причём перед казнью все были обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать духовных лиц. Однако секретарь Петербургской комиссии по канонизации Лидия Соколова в 2013 году написала, что «мы не знаем не только даты расстрела митрополита Вениамина, но и места его казни» . Руководитель Центра «Возвращённые имена» при РНБ , составитель « Ленинградского мартиролога » Анатолий Разумов в 2017 году высказал предположение, что митрополита Вениамина расстреляли в Москве .
Павел Милюков в труде «Энциклопедия русской православной культуры» приводит в качестве даты казни митрополита 6 июля.
Комиссией по канонизации Санкт-Петербургской епархии расшифрованы протоколы допроса владыки в ходе судебных заседаний 12, 13, 14 и 17 июня 1922 года. Расшифровка велась на основе материалов следственного дела П-89305 Архива регионального управления ФСБ. Материалы размещены в виртуальном выставочном зале Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга в разделе «Литературное наследие» .
В 1992 Архиерейский собор Русской православной церкви причислил митрополита Вениамина к лику святых. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры в его память установлен кенотаф .