Мануил Комнин (сын Андроника I)
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Ману́ил (в миру — Виктор Викторович Лемешевский ; 1 [13] мая 1884 , Луга — 12 августа 1968 , Куйбышев ) — епископ Русской православной церкви ; митрополит Куйбышевский и Сызранский. Церковный историк.
Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета (ушёл в 1910 году с последнего курса) и в Петроградской духовной академии (1916—1918). В 1920 году окончил Высшие библиотечные курсы в Петрограде . Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трёх частях «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909).
В апреле 1910 года поступил в Нило-Столобенскую пустынь Тверской епархии. 2 июня 1911 года пострижен в монашество с именем Мануил, с 10 декабря 1911 года — иеродиакон , с 16 сентября 1912 года — иеромонах .
В августе 1912 — августе 1916 года — помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в Семипалатинске .
С 1917 года — помощник библиотекаря Петроградской духовной академии .
В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.
15 августа 1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни , но не принят братией. Настоятель Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде.
С 1919 года одновременно работал старшим библиотекарем при Всероссийском центральном педагогическом музее Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма).
В 1921—1923 годах — преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.
В книге Анатолия Краснова-Левитина и «Очерки по истории русской церковной смуты» так говорится об этом периоде жизни будущего митрополита:
Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде — для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере — кухарки, почтальоны, кондукторы, — они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи — у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом.
Решительно выступил против обновленческого движения . В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского) патриарх Тихон поручил малоизвестному тогда иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа. По словам протоиерея Михаила Чельцова , «назначение Мануила во епископа состоялось по указанию кружка лиц, группировавшихся около протоиерея Михаила (Прудникова), при хлопотах Леонида Дмитриевича Аксенова (известного петроградского церковного деятеля). Для громадного большинства питерского духовенства и тем более мирян Мануил был совершенно неизвестен, а поэтому неожиданен во епископстве» .
21 сентября 1923 года был возведён в сан архимандрита .
23 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Лужского , викария Петроградской епархии с назначением управляющим этой епархией вместо арестованного епископа Гурия (Степанова) . Хиротонию в Москве возглавил патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию».
29 сентября прибыл в Петроград и сразу же развернул активную антиообновленческую деятельность, возглавив народное движение верующих. В течение четырёх месяцев совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей церкви, привлёк на свою сторону многих прихожан. Назначил четырёх священнослужителей из числа последовательных сторонников патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделён город, — они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах.
В результате деятельности епископа Мануила за несколько недель из 115 обновленческих храмов 83 перешли в ведение патриарха. В Патриаршую церковь вернулись также монашествующие Александро-Невской лавры и Новодевичьего монастыря . В целом по епархии ситуация была ещё более благоприятной для противников обновленцев — там почти все приходы ушли из обновленческой юрисдикции . В Патриаршую церковь перешёл даже глава обновленческой Петроградской епархии митрополит Артемий (Ильинский) , который принёс покаяние в нескольких храмах и был принят в сане епископа, который имел до ухода в обновленчество.
В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 года в Петроградской епархии:
Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъёма, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни.
В рапорте епископа Лужского Мануила на имя патриарха Тихона от 3 января 1924 года значилось: «В течение истекших 3 месяцев управления мною Петроградской епархией дружными усилиями духовников и православных пастырей и пасомых удалось воссоединить со Вселенской Церковью и Вашим Святейшеством почти всю епархию за малым исключением в г. Петрограде и некоторых уездов» .
Обновленцы требовали ареста владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». 2 февраля 1924 епископ Мануил был арестован, приговорён к трём годам лишения свободы. В 1924—1928 годы находился в Соловецком лагере . Находясь в заключении, написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь». «Соловецкие письма об епископстве», «Новый Соловецкий Патерик», «„Соловецкие синодики“. Их образование в период XV—XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви».
В электронной базе новомучеников ПСТГУ приводится следующая историческая справка :
Отбыв три года на Соловках он, будучи освобожден, пытался вывезти какие-то рукописи и в результате в третий раз подвергся аресту. Впоследствии он сам сообщил, что именно тогда он был завербован и стал тайным агентом ОГПУ. Результат убедительный: его быстро отпускают, и он становится епископом Серпуховским, викарием Московской епархии (это после трех арестов и борьбы с обновленцами в Петрограде!). […] Почти каждый арест епископа Мануила сопровождался арестами многих невинных людей, что послужило поводом для запомнившегося высказывания, прозвучавшего в стенах Московской Патриархии того периода: «Странный архиерей — то сам сидит, то других сажает». […] Похоже, что выдав в очередной раз множество ни в чём неповинных людей и выйдя на свободу, он раскаивался и начинал «снова служить Церкви». Опытные психологи из НКВД никогда не считали его вполне своим и использовали как подсадную утку. Потом «брали» его, напоминали о его «обязательствах», принятых на себя в 1928 г., и он, как провинившийся мальчик, снова «отрабатывал» их. Это многократно повторившаяся схема, показания, соединившие в себе графомана и архивиста, вся жизнь его, сотканная из попыток быть епископом-исповедником и доносов клеветника, производит впечатление глубочайшей духовной патологии, если не шизофрении. Последний допрос Владыки Мануила заканчивается обещанием-заверением до конца жизни без каких-либо колебаний служить НКВД и выполнять свои обязанности тайного агента, воспринятые им ещё в 1928 г. «Мы вам больше не верим», — услышал он в ответ от следователя и получил свои последние десять лет ИТЛ. В 1949 г. 65-летний сотрудник НКВД уже не нужен.
По утверждению церковного историка Георгия Митрофанова : «митрополит Мануил (Лемешевский) имел агентурные клички „Воробьёв“ и „Листов“. Он сотрудничал со спецслужбами с конца двадцатых годов, несмотря на то, что сам был узником советских лагерей. Эти документы я видел, и могу сказать, что тут сомневаться не приходится» .
С 25 апреля 1928 года — епископ Серпуховский , викарий Московской епархии .
Сразу после назначения на кафедру командирован в Ленинград, где с 28 апреля по 2 мая 1928 года активно выступал против « иосифлян » на стороне заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , поддерживая новоназначенного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова) .
При назначении епископа Мануила в Серпухов митрополит Сергий стремился использовать его авторитет среди верующих для борьбы с «иосифлянским» движением, центром которого в Московской епархии фактически стал Серпухов . На рубеже 1927—1928 годов от « сергианского » епископа Серпуховского Сергия (Гришина) откололась почти половина городских приходов. Основным оппонентом епископа Мануила в Серпухове был «иосифлянский» епископ Максим (Жижиленко) , арестованный в апреле 1929 года, отправленный на Соловки и вскоре расстрелянный.
С октября 1929 года — епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В этот период написаны «Патерик Серпуховский» и «Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири».
В 1930 году прекратил поминать на богослужениях митрополита Сергия, но не присоединился ни к одному из существовавших в церкви оппозиционных течений. В 1931—1932 годах находился в тюрьме, в 1933—1936 годах отбывал заключение в Мариинских лагерях .
После освобождения жил в посёлке Завидово Калининской области, в 1937 году составил «Словарь советских сокращений и условных наименований». По просьбе протоиерея Сергия Мечёва тайно рукоположил нескольких священников. 1 мая 1939 года был арестован по делу «Истинно-православной церкви». Дал подробные показания, в результате которых рукоположённые им священники были арестованы, а по общине отца Сергия Мечёва был нанесён сильнейший удар. Был осуждён к лишению свободы, отбывал срок в лагерях Канска .
Осенью 1944 года был освобождён. В ноябре 1944 — феврале 1945 года находился в распоряжении архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбовской епархии .
С 14 февраля 1945 года — епископ Чкаловский (с июля 1945 — Чкаловский и Бузулукский).
21 апреля 1946 года возведён в сан архиепископа .
Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», «Словарь русских святых и местночтимых (988—XVII вв.)», написал ряд других работ.
4 сентября 1948 года вновь был арестован, 16 апреля 1949 года приговорён к десяти годам лишения свободы и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии . Освобождён в 1955 году.
21 декабря 1955 года назначен временно управляющим Чебоксарской епархией . 7 февраля 1956 года назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским.
22 марта 1960 года назначен архиепископом Куйбышевским и Сызранским .
По свидетельству Анатолия Краснова-Левитина , приехавшего к нему в том же году, «он жил тогда в великолепном особняке, который вся Самара знает как дом доктора Маслаковского . <…> Этот дом приобрели прихожане для предшественника Владыки Мануила, любившего роскошь. Владыка, приехав, ахнул от изумления: „Зачем мне это? Мне нужны две комнаты в деревянном домике: келья и кабинет для приёма посетителей“. „Но что же нам делать с этим домом? Не продавать же его?“ — резонно возразили руководители епархиального управления. Волей-неволей пришлось строгому аскету, старому лагернику поселиться в доме доктора-богача. <…> крохотный старичок с живыми глазами, в подрясничке, подпоясанном монашеским ремнем, с четками на шее, в скуфейке. <…> Живой, быстрый, любивший шутить, с звучным молодым голосом — трудно было поверить, что ему 76 лет» .
25 февраля 1962 года возведён в сан митрополита .
25 ноября 1965 года уволен на покой по болезни с правом служения и с пребыванием в городе Куйбышеве.
Умер 12 августа 1968 года . Похоронен в Покровском кафедральном соборе Куйбышева (ныне Самара). Погребение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) .
Составил первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской православной церкви от Крещения Руси до 1965 года включительно. Одна часть этого капитального труда — шеститомный «Каталог русских архиереев», посвящённая иерархам конца XIX — начала XX века, работу над которым он завершил к концу 1966 году. Труд включал в себя более 2200 кратких биографий российских иерархов с указанием их научных трудов . Этот труд автор в 1967 году представил на соискание степени магистра богословия. Рецензия неофициального оппонента архиепископа Антония (Мельникова) опубликована. В 1970—1980-е годы была издана в Эрлангене ( Германия ) в шести книгах.
Многие данные, содержавшиеся в этом труде, носят уникальный характер. Вместе с тем, труд содержит и изъяны: у автора не было возможности перепроверять материалы по архивным источникам. Кроме того, митрополит Мануил всячески избегал упоминания в справочнике о расстрелах, арестах и ссылках, которым в советскую эпоху подвергались православные иерархи . Рассекречивание архивов репрессивных органов СССР показало существенную недостоверность сведений автора (в частности, выяснилось, что ряд иерархов, считавшихся умершими в ссылках, — например, митрополиты Петр (Полянский) , Кирилл (Смирнов) — на самом деле были расстреляны).
Другая часть этой обширной работы — об архиереях предшествующего времени — вышла в свет в Москве в 2004 году.
Собирал фотографии иерархов Русской православной церкви XX века.
Составил «Каталог русских архиереев-обновленцев», который долгое время являлся единственным источником, содержавшим биографические данные об обновленческом епископате. Данные митрополита Мануила в этом «Каталоге» содержат массу неточностей, о существовании многих обновленческих архиереев автор даже не подозревал. Имеются ошибки в дополнениях к каталогу, обусловленные тогдашним состоянием церковно-исторической науки, а также теми условиями, в которых вёл работу митрополит Мануил. Впрочем, и сам автор в первом варианте «Каталога обновленческих архиереев» отмечал скудость источниковой базы: «Большая часть краевой и областной обновленческой периодической печати погибла от времени и небрежения, даже в центре обновленческом — в их синоде не сохранился „Вестник“ в полных годовых комплектах. Поэтому не приходится здесь говорить о какой-либо даже относительной полноте использования источников» . Тем не менее, это была первая работа, посвящённая составлению биографических справок об обновленческом епископате .
Автор «Чина архиерейского погребения», который был утверждён Священным синодом. Многие рукописи владыки Мануила погибли во время Великой Отечественной войны в Москве и Ленинграде.
Его духовным чадом был Иоанн (Снычёв) , помогавший владыке в работе над биографиями архиереев, позднее сменивший владыку Мануила на Куйбышевской кафедре, а закончивший свою жизнь митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.
Многие православные верующие, в частности, в Самарской епархии, почитают владыку Мануила как святого и в течение 1990-х годов выступали за его причисление к лику святых. Была создана епархиальная комиссия, в которую поступили данные о шестнадцати чудесах, связанных с именем митрополита. Однако сотрудничество владыки Мануила с карательными органами привело к отказу в его канонизации . Документы о его работе на органы госбезопасности до сих пор не опубликованы.
По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея Георгия Митрофанова , владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности:
С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ , а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Десятилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обратились с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном — не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего, кроме сострадания к нему, мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен .
Тем не менее сторонники канонизации митрополита Мануила считают документы, говорящие о его сотрудничестве с карательными органами, сфабрикованными.