Interested Article - Иннокентий (Павлов)

Игу́мен Инноке́нтий (в миру Серге́й Никола́евич Па́влов ; 15 июля 1952, Москва — 19 мая 2020, Выборг , Ленинградская область ) — советский и российский религиозный деятель, исследователь истории раннего христианства , библеист , церковный историк , переводчик , публицист . Кандидат богословия. Член правления Российского библейского общества . Член правления «Общества любителей церковной истории». Игумен и заштатный клирик Русской православной церкви . С осени 2004 года по 28 октября 2011 являлся секретарём Священного синода Истинно-православной церкви Рафаила (Мотовилова) , затем был назначен на должность «специалиста по истории Церкви и мирового Православия».

Занимался исследованиями Дидахе и Нового Завета , идентификацией « исторического Иисуса » и его оригинального учения ( ipsissima doctrina Jesu ). Автор более ста научных и научно-популярных публикаций. Один из авторов « Католической энциклопедии » и « Православной энциклопедии ». Вёл обширную научную работу в области библеистики, церковной истории, историографии и социологии религии; работал над переводом книг Нового Завета на современный русский литературный язык и их комментированием.

С 1990 года регулярно выступал как публицист в таких изданиях как « Независимая газета », « Сегодня », « Русская мысль », « », « Посев », « Итоги ». Постоянно публиковался на различных интернет-ресурсах, в том числе «Соборность» и « Портал-Credo.ru ».

Биография

Родился 15 июля 1952 года в Москве, свое имя получил в честь преподобного Сергия Радонежского. Воспитанием Сергея занималась мать Павлова Ирина Георгиевна (1912—1978), поскольку отец оставил семью, когда ребенку ещё не было двух лет. Раннее детство матери, в свою очередь, было связано с имением Тростянка в Киевской губернии, где помещиками были её дедушка и бабушка (по матери) Михаил Фёдорович и Прасковья Ивановна Еремеевы, которые полагали необходимым проявлять заботу о трудившихся в их имении крестьянах, для которых Михаил Фёдорович открыл крестьянский банк, а Прасковья Ивановна устроила бесплатную больницу, где сама же и вела приём, поскольку была одной из первых в Российской империи женщин-врачей (она была уроженкой Новочеркасска и происходила из казачьего рода Трифоновых), для чего в своё время получила медицинское образование в Швейцарии. К сознательной вере пришел в двенадцатилетнем возрасте .

По окончании в 1970 году московской средней школы № 59 работал разносчиком телеграмм, оператором ЭВМ, бухгалтером в отделе социального обеспечения Ленинского района Москвы. В 1972—1977 годах прислуживал в храмах Антиохийского подворья .

В 1972 и 1973 годах предпринимал неудачные попытки поступления в Московскую духовную семинарию . В 1976 году поступил на подготовительное отделение Всесоюзного заочного юридического института и планировал получить юридическое образование. Однако весной 1977 года архимандрит представил Сергея Павлова митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) .

В том же 1977 году при поддержке митрополит Никодима (Ротова) был принят во 2-й класс Ленинградской духовной семинарии , пройдя четырёхлетний курс обучения за два года. Во время обучения в семинарии проявил серьёзный интерес к экзегетике Нового Завета. В 1979 году поступил в Ленинградскую духовную академию . По собственному признанию: «В академии я имел возможность получить хорошую богословскую подготовку. Кроме того, как церковному историку мне много дала работа в Отделе рукописей Государственной Публичной библиотеки, где в 1981—1982 гг. я осуществил обработку и каталогизацию личного архива А. И. Бриллиантова (†1933), выдающегося церковного историка, профессора Санкт-Петербургской духовной академии, ученика и продолжателя дела великого В. В. Болотова. Также в это время произошло мое сближение с профессором ЛГУ Н. А. Мещерским и его учеником д-ром А. А. Алексеевым, которые привили мне интерес к славянским библейским изучениям». Тем не менее, по инициатив ректора Ленинградской духовной академии архиепископа Кирилла (Гундяева) его кандидатская диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в XX веке. Особый акцент в ней был сделан на исследовании материалов Поместного собора 1917—1918 годов и подготовительных работ к нему в 1905—1917 годах. Из-за того, что диссертация содержала пассаж о репрессиях в отношении духовенства и активных мирян в предвоенный период, диссертация вызвала «приступ гнева у тогдашнего ленинградского уполномоченного Совета по делам религий тов. Жаринова, который кричал архиепископу Кириллу: „Это писал несоветский человек“. Должен сказать, что это самый приятный для меня комплимент, из тех, что я получал за всю свою жизнь». В 1983 году окончил Ленинградскую духовную академию с учёной степенью кандидата богословия . Диссертация почти полностью была опубликована, будучи положенной в основу юбилейного издания «Русская Православная Церковь 988—1988. Вып. 2. Очерки истории 1917—1988» (М.: Издание Московской Патриархии, 1988. — 112 с.). Однако, несмотря на настойчивые требования автора, в издание не вошёл фрагмент, вызывавший гнев уполномоченного в 1983 году, хотя что во время публикации (1987—1988) об репрессиях в отношении духовенства уже начали говорить открыто. Иннокентий потребовал, чтобы его имя в данном издании было снято, что и было сделано .

Незадолго до окончания академии, 9 апреля 1983 года ректором Ленинградской духовной академии и семинарии архиепископом Выборгским Кириллом (Гундяевым) в академическом храме во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова пострижен в монашество с именем Иннокентий (в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского). 17 апреля там же рукоположён в сан дьякона. 5 июня 1983 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположён в сан иеромонаха .

В 1983—1987 года состоял преподавателем общей церковной истории и истории Русской церкви в Ленинградской духовной семинарии, будучи одновременно классным наставником. Одновременно разрабатывал курс по истории русской богословской мысли, успев за это время подготовить введение и очерк источниковедения. В этот период также занимался научной работой, результатом чего явились исследования в области истории славянского библейского перевода и церковной историографии. В 1985 года в течение одного семестра читал лекции по истории и учению греко-православной церкви в Духовной академии Святого Эчмиадзина в Армении. Кроме того, по просьбе Болгарской православной церкви в 1985—1987 годы осуществлял описание рукописей святителя Софрония Врачанского (1739—1813), находящихся в библиотеках Ленинграда .

В марте 1987 года был принят на работу в отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) в качестве референта по богословским вопросам. В декабре того же года освобождён от преподавания в Ленинградской духовной семинарии. В 1988 году удостоен возведения в сан игумена .

В 1990—1992 годах состоял секретарём Патриаршей и Синодальной библейской комиссии, в 1989—1992 годы курировал связи Московской патриархии с Объединёнными библейскими обществами, а в 1991 году включён в состав правления Российского библейского общества , членом которого состоял до конца жизни.

В 1992 году игумен Иннокентий (Павлов) включился в активную политическую деятельность, вступив в и став членом её политического совета. В октябре 1993 году совершил попытку баллотироваться в Государственную думу Российской Федерации , но по рекомендации священноначалия снял свою кандидатуру. Сразу же после этого, игумен Иннокентий по своей инициативе оставил работу в ОВЦС , что объяснил своим несогласием «с тем курсом, который проводится Московской Патриархией». Формально числился в ОВЦС до июня 1994 года, когда состоялось его официальное увольнение .

С 1993 года преподавал церковную историю в Общедоступном православном университете , основанном протоиереем Александром Менем (с 1995 года — Библейско-богословский институт святого апостола Андрея ). Впоследствии игумен Иннокентий начал преподавание новозаветных дисциплин, догматического богословия и канонического права .

В апреле 1994 году он получил назначение на должность штатного священника в храм Преображения Господня в Богородском , где прослужил до конца ноября 1995 года, когда по собственному желанию был выведен за штат .

В 1994—1995 учебном году он читал лекции по церковному источниковедению в Московском государственном историко-архивном институте . В 1995—2002 годах выступал на прокатолической радиостанции « Христианский церковно-общественный канал » (более известной как «Радио София»), где вёл еженедельные передачи «Дискуссия на тему», «Литературное обозрение» и «Живое слово». В 1998—2005 годы преподавал курс Нового Завета и библейского богословия в католическом Институте философии, теологии и истории имени святого Фомы .

С 2002 года, формально не покидая Русской православной церкви, совершал регулярные богослужения в греко-католической московской общине во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. 24 ноября 2003 года, не порывая ни с Московским патриархом, ни с греко-католиками, был принят в юрисдикцию неканонической Истинно-православной церкви Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ), «архиепископа Московского и митрополита Всероссийского» ; осенью 2004 года был назначен на должность секретаря Священного синода ИПЦ. Своё присоединение к данной религиозной организации объяснял так: «Что же касается моей нынешней работы в Священном Синоде Истинно-Православной Церкви, <…> то обстоятельства её таковы. Её предстоятель Митрополит Московский и Всероссийский Рафаил пригласил меня быть его консультантом в связи с подготовкой её Поместного Собора. Мне ничего не оставалось, как дать своё согласие на это, поскольку он принял мою рекомендацию — прилагать усилия к восстановлению исторической Православной Российской Церкви на началах определений Московского Священного Собора 1917—1918 годов . Потом мою должность назвали секретарь Священного Синода. Так я и продолжаю там вести консультационную и литературную работу <…>, что служит скромному приработку к моему весьма скудному по московским меркам существованию» . В 2004—2005 годы стал автором ряда документов «Православной российской церкви» Рафаила (Прокопьева) . По словам диакона Александра Занемонца : «В начале 2000-х началось „странствование“ о. Иннокентия по различным конфессиям. Он служил в Москве у греко-католиков (неизвестно, переходил ли он при этом в Католическую церковь или нет). Потом у „истинно-православных“ (то ли просто редактировал их тексты, то ли вошел в их клир?). При этом иногда причащался и в православных храмах. <…> Это „странствование“ было не просто ощущением того, что „перегородки между конфессиями не доходят до неба“. Это было скорее разочарованием в Церкви как таковой, о чем о. Иннокентий много писал в ФБ» .

28 октября 2011 года на заседании Священного синода ИПЦ(Р) Иннокентий (Павлов) был освобождён от занимаемой должности и назначен на новоучреждённую должность «специалиста по истории Церкви и мирового Православия» .

В 2013 году перебрался из Москвы в Выборг . Живя в Выборге, не служил ни в каких общинах .

27 января 2019 года принял участие в богослужении, за которым Серафим (Мотовилов) в сослужении с Викентием (Пантелеевым) и Сергием (Сосниным) рукоположил архимандрита Алексия (Сторожко) в сан епископа для служения на территории непризнанной ЛНР

19 мая 2020 года скончался в своей квартире в Выборге вследствие застойной сердечной недостаточности и болезни сердца . О его смерти стало известно только 28 мая 2020 года, когда была вскрыта квартира, где было обнаружено его тело. Дата смерти была установлена согласно данным судебно-медицинской экспертизы .

Погребён 4 июня 2020 года на Верхне-Черкасовском кладбище под Выборгом. Обряд отпевания совершали иеромонах Русской православной церкви Никон (Белавенец) (по утверждению клирика Храма Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московском Ильи Соловьёва «согласно воле покойного») и епископ неканонической Апостольской православной церкви (по данным неназванного корреспондента credo.press он взял на себя труды по организации погребения и первым совершал отпевание по иноческому чину) .

В связи с пандемией коронавирусной инфекции на похоронах присутствовало всего около 10 человек. Среди них были проректор СПбДА протоиерей Константин Костромин , прочитавший отрывок из « Апостола » и отслуживший первую литию у могилы , президент Российского библейского общества , его исполнительный директор , а также член правления и епископ Церкви христиан адвентистов седьмого дня . Руденко положил в гроб к правой руке покойного Библию в современном русском переводе , в создании и распространении которой тот принимал непосредственное участие .

Отзывы и воспоминания

По воспоминаниям священника Ильи Соловьёва игумен Иннокентий «обладал очень большими знаниями», отличался скромностью в быту, «не дорожил ничем материальным» и «как монах он старался освободиться от лишнего имущества, которое даже отягощало его, и это при том, что едва ли не до самой смерти он очень бедствовал и нуждался», а «свою библиотеку он безвозмездно передал Синодальной библиотеке Московского патриархата , раздарил имеющиеся у него ценные раритеты» .

В. Н. Кузнецова отмечает: «Когда о. Иннокентий только появился в Обществе [ Российском библейском обществе ], как-то легко и естественно его стали у него за спиной, а зачастую и в лицо называть его отец Кеша. И это прозвище стали употреблять и о. Георгий Чистяков , и Н. Л. Трауберг , и, кажется, все, кто близко знал его. В этом прозвище не было ничего фамильярного, как может показаться, оно было ласковым и любовным. Ведь о. Иннокентий был человеком уникальным. И здесь нет никакого преувеличения, так характерного, когда говорят о недавно усопшем. Его уникальность была больше всего в его характере. Каждый раз, когда его вспоминаешь, сразу на ум приходят такие определения, как кротость, незлобивость, какая-то голубиная чистота, простота и простодушие — в библейском смысле этого слова, то есть цельность. Причем он вовсе не был похож на расхожий образ кроткого и незлобивого, как часто воображают. Нет, он не был тихим, смиренным, этаким „христосиком“. Высокий, крупный, почти всегда улыбающийся, иногда шумный, весёлый и остроумный. Он сам сравнивал себя с Бармалеем . И он умел стоять на своём, не шёл на уступки в том, что считал важным и главным» .

А. С. Десницкий считает, что Павлов, который его в своё время «отправил учиться в Амстердам» библеистике, был «образованный, глубоко мыслящий человек огромной душевной широты, неутомимый труженик с горой планов и идей», хотя и «очень порой категоричный, сильно пьющий» .

Диакон Александр Занемонец отмечал: «Мне трудно было воспринимать тексты о. Иннокентия как „науку“. Он фактически не знал иностранных языков (скорее знал их — на уровне духовных школ 1970-х годов). И, будучи выдающимся рассказчиком, не очень был способен к диалогу и научной дискуссии. Его тексты — это в первую очередь не исследование, а отражение его собственного пути и духовных поисков. Книга „Как жили и во что верили первые христиане“ — на самом деле о том, во что на данном этапе верил о. Иннокентий, а не научное исследование о вере первых христиан <…> Отец Иннокентий был добрым человеком. Даже в острой полемике он, казалось, никогда „не переходил на личности“. Он был милостивым» .

Протоиерей Георгий Кочетков : «Он был человеком несистемным, свободным, и это большой плюс. Для меня очень важно было то, что мы, не сговариваясь, с разных сторон всегда приходили более или менее к одним и тем же выводам. Мы осмысляли процессы XX века очень близким образом. Отец Иннокентий пришёл сам, совершенно самостоятельно, так же как и я, к выводу, что настоящая церковность — это личные, личностные отношения со Христом каждого человека и церковная соборность, причём идущая снизу, начиная с общины, настоящей христианской общины или братства. Он очень ценил эту общинно-братскую жизнь, он её видел как наследие святых новомучеников церкви русской. <…> Он был, конечно, не столько теоретиком, сколько практиком. Да, имели значение его принципиальные выводы, то, как он осознал итоги XX века в Русской церкви. Важно и то, как он позже осознал само устроение церкви — нормальное, апостолами завещанное с древнейших времён, с первых времён. И он многое передумал, многое обобщал. Это важно, но важнее было то, что он был очень подвижным, радостным, неунывающим, живым человеком, человеком-практиком. Он не жалел времени на общение с людьми и не терял время жизни зря. Это всё такая редкость, не только в обществе, не только в народе, но и в церкви. Поэтому память об отце Иннокентии уходит куда-то глубоко в сердце. Нельзя его забыть, нельзя о нём не помолиться, нельзя не поддержать его дело. <…> Он очень тесно сотрудничал с нашим братством, со Свято-Филаретовским институтом. Буквально на последних защитах, осенью прошлого года, он был в Свято-Филаретовском институте» .

Книги и публикации

Награды

  • Орден благоверного князя Даниила Московского III степени (1990 г.)
  • Орден святителя Софрония Врачанского II степени (Болгарской Православной Церкви, 1989 г.)

Примечания

  1. . Благовест-инфо . Дата обращения: 29 мая 2020. 3 июня 2020 года.
  2. на портале «Анти-Раскол»
  3. .
  4. . Дата обращения: 3 июня 2020. 3 июня 2020 года.
  5. . credo.press . Дата обращения: 7 июня 2020. 5 июня 2020 года.
  6. . Правая.ru - Радикальная ортодоксия (9 сентября 2014). Дата обращения: 22 июня 2020. 13 августа 2020 года.
  7. . Дата обращения: 28 июля 2010. Архивировано из 19 августа 2014 года.
  8. от 27 февраля 2006 на Wayback Machine // Благовест-инфо , 25.06.2005
  9. Занемонец А. В. // Facebook , 02.06.2020
  10. . credo.press (28 мая 2020). Дата обращения: 28 мая 2020. 5 июня 2020 года.
  11. . Дата обращения: 23 января 2021. 30 января 2021 года.
  12. «Отпевание почившего 19 мая с. г. от острой сердечной недостаточности заштатного клирика Московской городской епархии, кандидата богословия, церковного историка игумена Иннокентия (Павлова) завершилось на кладбище около города Выборга. Тело усопшего предано земле. СПб Духовная академия, преподавателем которой в свое время был о. Иннокентий, в лице учащих и учащихся почтила память усопшего венком. Последование отпевания по монашескому чину (согласно воле покойного) совершил клирик Московской патриархии иеромонах Никон (Белавенец).» — Илья Соловьёв // Facebook.com , 04.06.2020
  13. Кандидат исторических наук, кандидат богословия, клирик Храма Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московском Илья Соловьёв отметил: «„Последование отпевания по монашескому чину ( согласно воле покойного ) совершил клирик Московской патриархии иеромонах Никон (Белавенец)“» — . Благовест-инфо . Дата обращения: 7 июня 2020. 7 июня 2020 года.
  14. Никон (Белавенец) // Facebook.com , 05.06.2020
  15. « Как сообщает корреспондент Портала „Credo.Press“, епископ Апостольской православной церкви Григорий (Михнов-Войтенко), взявший на себя труды по организации погребения, совершил отпевание о. Иннокентия по иноческому чину.» — . credo.press . Дата обращения: 7 июня 2020. 5 июня 2020 года.
  16. от 7 июня 2020 на Wayback Machine // Российское библейское общество , 05.06.2020
  17. «Первую литию у могилы о. Иннокентия совершает проректор по научной работе С-ПДА доцент протоиерей Константин Костромин.» — Никон (Белавенец) // Facebook.com , 05.06.2020
  18. от 7 июня 2020 на Wayback Machine // Российское библейское общество , 29.05.2020
  19. Кузнецова В. Н. от 7 июня 2020 на Wayback Machine // Российское библейское общество , 01.06.2020
  20. Десницкий А. С. // Facebook , 30.05.2020
  21. . Преображенское братство (30 мая 2020). Дата обращения: 7 июля 2020. 8 июля 2020 года.

Литература

  • Иннокентии Павлов (15.07.1952-19.05.2020) // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. — 2020. — № 1. — С. 167—168.
  • Костромин К. А. // Вестник исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. Научный журнал. 2021. — № 2 (7). — С. 250—253.
  • Соловьев И., свящ. «Игумен земли Русской». Из воспоминаний об о. Иннокентии (Павлове) // Церковно-исторический вестник, № 26-27. — Москва: Издание Общества любителей церковной истории, 2022. — C. 237—241.
  • Языкова И. К. Памяти игумена Иннокентия (Павлова) // Церковно-исторический вестник, № 26-27. — Москва: Издание Общества любителей церковной истории, 2022. — C. 231—234.

Ссылки

  • на сайте «Русское Православие»
  • в «Библиотеке Якова Кротова»
Источник —

Same as Иннокентий (Павлов)