Interested Article - Проханов, Иван Степанович

Ива́н Степа́нович Проха́нов ( 17 ( 29 ) апреля 1869 — 6 октября 1935 ) — российский, советский и эмигрантский религиозный деятель, инженер , поэт , проповедник, богослов , политик . Брат молоканского богослова Александра Проханова , отец ботаника Ярослава Проханова , двоюродный дед писателя Александра Проханова .

Иван Проханов мечтал о «революции Святого Духа », которая преобразит не только религиозную, но и политическую, и экономическую жизнь России и всего мира . Для объединения христиан он инициировал создание межконфессионального Русского евангельского союза . Затем из аморфного движения пашковцев выстроил самостоятельную конфессию — Всероссийский союз евангельских христиан , разработал ей догматическое богословие , организовал « христианский комсомол », написал более 1000 духовных псалмов и создал оригинальную церковно-музыкальную традицию .

Он издавал евангельские журналы, писал книги по богословию и религиозной юриспруденции , учреждал христианские политические партии и открывал школы подготовки церковных служителей . После прихода к власти большевиков Проханов стал идеологом и вдохновителем создания христианских коммун . Личное вмешательство Иосифа Сталина помешало ему реализовать проект советского Города Солнца Евангельска .

Находясь с 1928 года в эмиграции , он организовал евангельских христиан -эмигрантов в ещё один конфессиональный союз .

Биография

Происхождение

Отец — Степан Антонович Проханов
Дом, где родился Иван Проханов во Владикавказе

Иван Проханов родился 17 апреля 1869 года во Владикавказе . Родители Проханова были молоканами , крестьянами из деревень Копены и Сластуха Аткарского уезда Саратовской губернии . В 1862 году отец, Степан Антонович Проханов , в 20-летнем возрасте вместе с женой, матерью и тёщей перебрался во Владикавказ, спасаясь от религиозных преследований. Впоследствии, когда у Прохановых появились сыновья, бабушки рассказывали им о том, как их подвергали преследованиям за веру, как арестовывали и сажали в тюрьму .

Во Владикавказе Степан Антонович добился материального достатка, приобрел четыре мельницы и землю, стал членом городского совета . В 1875 году он присоединился к группе баптистов , позднее стал пресвитером местной церкви. Переписывался с Василием Пашковым . В 1894 году Степан Антонович вместе с другими баптистами был выслан в Закавказье по обвинению в распространении вредной религиозной пропаганды. Его сын Иван в это время жил в христианской коммуне «Вертоград» в Крыму . В 1899 году Иван посетил отца по месту ссылки — в армянской деревне Гирюсы .

По окончании ссылки Степан Антонович вернулся во Владикавказ. Он умер в 1910 году. Жена пережила его на 22 года и скончалась в возрасте 90 лет 5 августа 1932 года в Москве .

Юность

Иван Проханов в юности

В юности Иван вошёл в кружок гимназистов, увлёкшихся трудами философов-пессимистов Шопенгауэра и Гартмана . Под их влиянием он даже задумывался о самоубийстве, однако итогом духовных поисков стало укоренение в христианской вере. В ноябре 1886 года Иван начал посещать ту же общину баптистов, что и отец, а 17 января 1887 года присоединился к общине .

В 1887 году Иван окончил гимназию, в 1888—1893 годах учился на инженера в Технологическом институте Санкт-Петербурга , одновременно активно участвуя в деятельности пашковцев . Так, в 1889 году он вместе с братом Александром начал нелегально издавать свой первый евангельский журнал « Беседа » .

По окончании института Иван получил работу помощника директора сахарного завода в Черниговской губернии, в имении Николая Неплюева — основателя Крестовоздвиженского православного трудового братства . Однако из-за разницы в религиозных взглядах с Неплюевым, Иван Проханов вскоре вынужденно оставил эту работу и переехал в Колпино — работать помощником главного инженера Ижорского адмиралтейского завода .

Государственная политика преследования протестантов в России побудила Проханова оставить профессиональную деятельность . В 1894 году он, вместе с евангельским деятелем Германом Фастом , вдовой поэта Некрасова и другими верующими организовал в Крыму христианскую коммуну «Вертоград» , где прожил около года .

Учёба за границей

Под угрозой ареста за религиозную деятельность в 1895 году Проханов нелегально выехал за границу. Здесь на протяжении примерно двух лет он получал богословское образование в баптистском колледже в Бристоле ( Англия ), а затем конгрегационалистском колледже в Лондоне . Кроме того, он провёл по полгода в Берлинском и Парижском университетах , где также изучал богословие . За время пребывания за рубежом Иван Проханов наладил контакты в среде европейских протестантов .

В 1898 году Проханова пригласили оказать помощь в качестве переводчика большой группе духоборов на острове Кипр . В России духоборы подверглись жестоким преследованиям за пацифистские убеждения , в результате чего значительная их часть организованно эмигрировала в Канаду . В пути большая группа духоборов заболела некоей болезнью, похожей на дизентерию, и была высажена на Кипре. Проханов несколько недель руководил их лагерем, затем заболел сам, а после выздоровления решил вернуться в Россию. Вопреки опасениям за последствия нелегального выезда из России, при возвращении Проханов не был наказан, хотя в первое время над ним установили официальный надзор полиции .

Служение в России

Иван Проханов в молодости

С момента своего возвращения в Россию в конце 1898 года до 1921 года Проханов работал инженером на полной ставке, занимаясь христианским служением в свободное время . По возвращении Проханов некоторое время жил во Владикавказе, потом нашёл работу по специальности — помощника управляющего железной дорогой Рига Орёл и перебрался в Ригу. Затем он работал в Рижском политехническом институте , однако в 1901 году по требованию МВД был отчислен с работы как один из лидеров «штундистов» . Проханов переехал в Петербург, где устроился в электротехническую компанию Вестингауза . Здесь он, несмотря на цензуру, сумел издать сборник богослужебных псалмов « Гусли » (автором некоторых из этих псалмов был сам Проханов) .

31 августа 1901 года он женился на Анне Ивановне Казаковой, дочери христианина из Тифлиса . Она родила ему двух сыновей.

Руководство завода Вестингауз отправило Проханова в заграничную командировку в Америку, где он провёл около двух лет. По возвращении в Петербург он активно включился в движение евангельских христиан (пашковцев) . В течение нескольких лет Иван Проханов возглавил движение.

В 1916 году судебный орган Петрограда обвинил Проханова в создании революционной организации, под которой подразумевался ВСЕХ. Началось судебное преследование, приостановившееся из-за перегруженности правоохранительных органов после убийства Григория Распутина .

После революций, в годы Гражданской войны , умерла жена Проханова, а в 1926 году трагически погиб младший сын Всеволод, однако Иван Степанович не оставил руководство ВСЕХ. Дважды он подвергался арестам и по нескольку месяцев содержался в концлагере и тюрьме — в 1921 и 1923 годах .

В 1923 году в составе делегации из России Проханов принял участие во Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме . В 1924 году он совершил поездки в Чехословакию, Германию, Данциг (в то время — вольный город), Финляндию. В Праге он был рукоположён в священники .

С мая 1925 года по ноябрь 1926 года Иван Проханов пребывал в США и Канаде, где искал возможности поставить для верующих СССР духовную литературу. По предположению историка Вильгельма Кале, заграничным поездкам Проханова способствовало стремление Советской власти к устранению последствий Гражданской войны и международного бойкота, смягчению негативного отношения к СССР и расширению зарубежных связей . В 1927 году Иван Проханов совершил серию поездок по Южной России, Кавказу и Сибири, в том числе в поисках места для строительства Евангельска .

Эмигрантский период

Проханов на пути из СССР в США

В мае 1928 года Проханов легально выехал из СССР прежде всего для участия во Всемирном конгрессе баптистов в Торонто , а также в поисках зарубежных источников финансирования . Он намеревался возвратиться в СССР « не более, чем через год » , однако он так и не вернулся. Существует версия, что он не получил разрешения на обратный въезд , но сам Иван Проханов утверждал, что решение остаться в эмиграции было принято им самостоятельно. Во время его пребывания в Германии было опубликовано постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. В автобиографической книге «В котле России» Проханов вспоминал, что получил из СССР письма с рассказами о страданиях верующих и просьбами о помощи . « Я понял, что это была воля Божья остаться за границей, чтобы попытаться организовать постоянную помощь страждущим во время этих гонений », — писал он .

Ещё два года Проханов оставался председателем Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ), в 1931 году председателем Союза был избран его соратник Я. И. Жидков , а Проханов стал «почётным председателем» (и продолжал оставаться в этой формальной должности до конца жизни). По мнению историка Вильгельма Кале, титул «почётного председателя» свидетельствовал, что советские верующие не осуждают его за эмиграцию. Сохранявшиеся связи с Союзом евангельских христиан, забота о верующих в СССР, побуждали Проханова воздерживаться в эмиграции от антисоветских выступлений и положительно отзываться о Советской власти. Как отмечал Кале, тем самым Иван Проханов принёс больше пользы, чем если бы продолжал оставаться в СССР номинальным главой разогнанного Союза . Так, в отличие от ликвидированного в 1930-е годы Федеративного союза баптистов СССР , ВСЕХ продолжил своё формальное существование и в 1944 году на его базе был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов ) .

В эмиграции И. С. Проханов продолжил литературно-публицистическую деятельность, а также занялся организацией Всемирного союза евангельских христиан . Последние годы жизни стали для Проханова временем странствий. Остановившись в 1929 году в Германии, он совершал поездки как внутри страны, так и по другим государствам Европы (в том числе Дании, Латвии, Польше). Осенью 1931 года — весной 1932 года он пребывал в США, откуда вернулся в Берлин, затем посетил Ригу. В октябре 1932 года Проханов вновь выехал в США, откуда вернулся в Берлин летом 1933 года. В конце этого года он вновь выехал в США, также посетив и Канаду. Некоторое время он лечился в США. Летом 1935 года он вернулся в Европу. По дороге он остановился на некоторое время у Софьи Ливен . Прочтя курс лекций, он вернулся в Германию, затем, несмотря на болезнь, совершил миссионерскую поездку в Болгарию .

Умер 6 октября 1935 года в Берлине .

Мировоззрение и богословие

Мировоззрение

Родившись в семье молокан , Проханов идентифицировал себя с гонимым христианским меньшинством, отождествляя страдания за свою веру со страданиями Христа. «Всё то, что я слышал о страдающих за веру от моего отца, бабушек, побудило во мне желание посвятить жизнь гонимым христианам и бороться за свободу совести» , — писал он . В автобиографии Проханова заметна уверенность в особой миссии, предначертанной ему. «Божья цель заключалась в том, чтобы я был посредником, передатчиком его даров для нужд народа» , — утверждал он .

Проханов не скрывал своих мессианских планов духовного (и как следствие — социально-политического) преобразования мира благодаря синергии евангельских верующих и действию Святого Духа . Он полагал, что всемирная революция Духа, восстанавливающая апостольское христианство , должна начаться в России, а затем охватить и преобразовать всю планету . Иван Проханов представлял Россию как « духовное кладбище или долину сухих костей » ( Иез. ) и ждал восстания — «это будет подлинное воскресение, духовное обновление и реформация» .

Не случайно в издаваемом Прохановым журнале « Христианин » было опубликовано пророчество британского миссионера в Китае Хадсона Тэйлора : « в России произойдёт революция, которая приведёт к великому пробуждению на западе России; это пробуждение распространится по всей земле и тогда Господь придёт» . Проханов считал, что начальная часть этого пророчества сбылась в революционных событиях 1905—1907 годов . Особую роль в пробуждении, по его мнению, должны были сыграть евангельские христиане Петербурга .

Ивану Проханову, по его собственному признанию, были близки социалистические убеждения: «я полностью симпатизировал всем этим идеалам и желал, чтобы они осуществились как можно скорее» , — признавался он . Он не мог принять свойственного большевизму отрицания Христа и вообще религии ; напротив, Проханов страстно желал наполнить происходящие при нём политико-экономические преобразования в России духовным христианским содержанием , по его замыслу именно христианство должно было сделать социализм совершенным , поскольку «при всей желательности и необходимости… коренных политических и экономических реформ… истинное обновление России возможно только при условии духовного возрождения и самоусовершенствования каждой отдельной личности» . Лидеры русских баптистов расходились с ним во взглядах на этот вопрос, считая, что главное в христианском служении — не преобразование общества, но спасение душ, а «всё остальное приложится» .

При этом христианский социализм Проханова был помещён в «модернистские и романтические рамки XIX столетия» .

Богословие

Совет ВСЕХ, около 1927 года. В центре — Иван Проханов, справа от него — Иван Каргель . Крайний слева — Александр Карев

После того, как Проханов возглавил движение пашковцев, их богословие не претерпело изменений по принципиальным позициям: приверженность к Библии (при, возможно, иногда слишком буквалистическом её понимании), крестоцентризм (особое внимание вопросу искупления людей Христом на кресте), акцент на необходимости рождения свыше , а также активная социально-общественная позиция .

Проханов придерживался арминианской концепции спасения души (и эта концепция доминировала в целом в движении евангельских христиан) . Догматическое богословие для Проханова играло второстепенную роль и служило инструментом для достижения главной цели — церковного строительства и миссионерства .

Самоидентификация по отношению к баптизму

Много споров вызывает вопрос об идентификации Прохановым движения евангельских христиан и себя лично по отношению к баптизму. Крещённый в баптистской общине, после переезда в Петербург Проханов влился в движение пашковцев (позднее при его активном участии эволюционировавшем в движение евангельских христиан). Он не принимал личного участия во Втором Всемирном конгрессе баптистов в Торонто в 1911 году, однако прислал туда своей реферат «Обзор России», в котором определил евангельских христиан как «искренних баптистов» . На этом конгрессе Проханов заочно был избран одним из шести вице-президентов Всемирного союза баптистов .

До середины 1920-х годов Проханов пытался объединить всероссийские союзы евангельских христиан и баптистов. Несмотря на встречное движение со стороны лидеров баптистов, это объединение при жизни Проханова так и не состоялось (остатки союзов были объединены в единую конфессию евангельских христиан-баптистов только в 1944 году). Неудачи привели к тому, что с середины 1920-х годов Проханов дистанцировался от баптистов и пытался сформулировать новую идентификацию в русле петербургской евангелической традиции .

Руководство евангельским движением

Иван Степанович Проханов

До февральской революции

В 1905 году Проханов в полной мере включился в евангельскую деятельность. Он организовал и возглавил в Петербурге отдельную общину евангельских христиан, костяком которой стала верующая молодёжь, ранее отделившаяся от общины, возглавляемой Иваном Каргелем . Софья Ливен так описывала разницу между этими общинами: «Брат Каргель стремился главным образом углубить верующих в познании Господа и Его Слова, а брат Проханов призывал своих членов к деятельному участию в общинной жизни: он организовал союз молодёжи, хор и прочее» .

В том же 1905 году вместе с меннонитом Петром Фризеном и баптистом Николаем Одинцовым Проханов создал первую в России евангельскую политическую партию « Союз свободы, истины и мира ». Её концепция была близка к кадетской , её главным лейтмотивом являлась альтернатива неприемлемому для евангельских протестантов пути насильственного свержения власти (события происходили во время революции 1905—1907 годов ). Партия просуществовала до 1906 года, ничем особым в истории не отметившись .

Создание Русского евангельского союза

В 1906 году Проханов занялся организацией Русского евангельского союза (РЕС) — межденоминационной организации, которая объединяла бы христиан не на уровне конфессий или поместных церквей, а на уровне отдельных верующих . Членство в союзе не предполагало оставление христианами своих деноминаций (православные оставались бы православными, баптисты — баптистами и т. д.). На этом принципе был построен Всемирный евангелический альянс , с представителями которого Проханов познакомился во время своей учёбы в Европе. Собственно Русский евангельский союз создавался как российский аналог, или как национальное отделение альянса .

Русский евангельский союз рассматривался Прохановым в качестве «духовного двигателя» для преобразования России и всего мира . Однако этого не произошло: хотя РЕС был даже официально зарегистрирован в 1909 году, он остался на периферии общественного внимания. В организацию вошли порядка ста христиан разных сословий (от рабочих до аристократов) и разных исповеданий. Союз проигнорировала Русская православная церковь , а среди лидеров русских баптистов созданная Прохановым структура вызвала противоречивые отклики, в том числе и негативные. Например, известный миссионер Андрей Мазаев писал в журнале «Баптист» : «Это уже совершенно непонятно, и всякий ум отказывается понимать этот ужасный союз… в одно и то же время состоять членом церкви баптистов или православных и в то же время быть членом евангельского союза. — Может ли из одного источника истекать вода соленая и сладкая? Может ли один раб служить двум господам?»

Организация молодёжного движения

Иван Проханов (во втором ряду, в центре) с другими верующими-узниками в день освобождения из тюремного заключения за проведение Шестого съезда Союза христианской молодёжи в 1921 году. Справа от него Л. Шендеровский, хлопотавший на свободе об их освобождении

Одновременно с созданием Русского евангельского союза Проханов занялся организацией Союза христианской молодёжи, объединяющего юношеские кружки при евангельских церквях. После подготовительной работы в апреле 1908 года в Москве собрался Первый съезд представителей юношеских кружков, а в 1909 году в Петербурге — Второй съезд, который принял Устав «Евангельского союза христианской молодёжи». Председателем Союза был избран Проханов, секретарём — Яков Жидков .

В 1920-х годах, после окончания Гражданской войны, движение (которое тогда называли «Христомолом») обрело значительный размах и вызвало беспокойство властей. «Мы должны повести решительную борьбу с сектантством за нашу молодёжь, за детей» , — призывал пропагандист Александр Клибанов . В 1926 году, в период ужесточения политики государства в отношении религии, молодёжное движение было запрещено, а в годы сталинских репрессий — окончательно раздавлено .

Создание ВСЕХ

К 1911 году Иван Проханов объединил общины евангельских христиан в Петербурге, Севастополе, Симферополе, Ялте, Екатеринославе , Конотопе , Киеве, Одессе, Александровске , Харькове, Николаеве, Самаре .

Второй съезд евангельских христиан (25.12.1910 — 4.01.1911) учредил Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ), утвердил представленные Прохановым устав Союза и официальное вероучение (с которым заранее ознакомились в поместных общинах) . Вероучение, в числе прочего, утвердило необходимость исключительно сознательного крещения, а крещение младенцев отвергло, как недействительное. Таким образом было устранено ранее допустимое в среде евангельских христиан разномыслие по вопросу, принципиальному для баптистов. Это позволило в 1911 году на Всемирном конгрессе баптистов принять ВСЕХ в члены Всемирного баптистского альянса , а самому Ивану Проханову — стать вице-президентом Всемирного баптистского альянса .

В то же время Проханов не оставил надежд на создание объединённого фронта евангельских вероисповеданий и продолжил попытки объединения евангельских христиан с русскими баптистами, с дальнейшей перспективой присоединения других близких евангельских течений .

Тем временем в России после так называемого «дарования религиозных свобод» в 1905—1906 годах нарастала новая волна государственного преследования протестантов . В результате деятельность обоих союзов (евангельских христиан и баптистов) оказалась наполовину парализованной, например, не разрешалось проведение съездов . Несмотря на преследования, численность евангельских христиан к 1917 году достигла 150 тыс. человек .

Религиозные и политические организации, созданные либо лично Прохановым, либо при его активном участии
Время создания Прекращение деятельности Название Комментарий
1 1905 1906 Союз свободы, истины и мира Первая христианская евангельская политическая партия в России. Организована совместно с меннонитом Петром Фризеном и баптистом Николаем Одинцовым .
2 1907 1912 Русский евангельский союз Межконфессиональная христианская организация, созданная Прохановым совместно с другими христианами по типу Всемирного евангелического альянса . Проект оказался нежизнеспособен.
3 1909 1920-е Союз христианской молодёжи Централизованная организация, объединявшая кружки молодёжи при церквях евангельских христиан.
4 1911 1944 Всероссийский союз евангельских христиан Конфессиональный союз евангельских христиан, выстроенный Прохановым. В 1944 году на его основе был создан ВСЕХБ .
5 1917 1917 Партия «Воскресение» Христианско-демократическая партия. Организована по личной инициативе Проханова.
6 1935 Всемирный союз евангельских христиан Конфессиональный союз евангельских христиан в эмиграции, создатель — лично Проханов.

Между революцией и эмиграцией

Проханов поддержал февральскую революцию и уже в марте 1917 года создал христианско-демократическую партию «Воскресение» . Проханов и евангельские христиане предложили Временному правительству ряд инициатив в области установления в стране свободы совести .

Сразу после прихода к власти большевиков Проханов, в отличие от баптистов, удержался от публичных негативных высказываний в адрес новой власти , а впоследствии искал компромиссы с ней .

Благодаря падению монархии российские протестанты получили возможность расширить миссионерскую деятельность. «От города к городу, от села к селу, от деревни к деревне», — под таким девизом рассылались по стране проповедники. После революции были предприняты новые попытки объединения баптистов и евангельских христиан в одну конфессию, Проханов активно участвовал в этом процессе. Однако стороны не смогли договориться в деталях, что к середине 1920-х годов привело к охлаждению в отношениях двух Союзов .

Коммуны

Коллективный труд евангельских христиан (прохановцев)

Социальные и экономические условия после революций 1917 года способствовали распространению идеи трудовой общинной жизни. Этот процесс усугублялся массовой миграцией горожан в деревню из-за голода и нехватки продовольствия . Богословская и теоретическая база для христианской кооперации была создана Иваном Прохановым в брошюре «Евангельское христианство и социальный вопрос» (1918 год) и в программной статье « Новая, или Евангельская жизнь » (1925 год) .

В 1918 году в Рязанской губернии возникли коммуны «Вифания» и «Пробуждение», в Тверской губернии — «Гефсимания», «Вифания» и «Утренняя Звезда» , кроме того коммуны стали возникать в Новгородской, Брянской, Енисейской и других губерниях . На первых порах этот процесс поддерживался партийно-хозяйственным руководством страны, рассчитывавшим на положительный экономический эффект от использования «значительных хозяйственно-культурных элементов» .

Помимо земледельческих коммун в сельской местности, протестантская экономическая кооперация развивалась и в городах, чему способствовал нэп . Христианские артели и кооперативы занимались строительством, изготовлением хлеба и кондитерских изделий, пошивом одежды и обуви, организацией общественного питания и т. д .

Курс Советской власти по отношению к христианским коммунам и артелям поменялся в середине 1920-х, а к началу 1930-х движение было полностью свернуто .

«Евангельский клич»

Иван Степанович Проханов

Ещё до начала Первой мировой войны Проханов рассматривал евангельское движение как катализатор грядущей реформации Русской православной церкви . После победы большевиков она стала стремительно терять влияние, одновременно фрагментируясь на несколько движений . В стране образовался духовный вакуум, который Проханов решил использовать для своей цели . Летом 1922 года, вскоре после ареста патриарха Тихона , Проханов опубликовал 100-тысячным тиражом трактат «Евангельский клич» с адресованным иерархии РПЦ и обновленческой « Живой Церкви » призывом о реформации .

В частности, он предлагал устранить учение о посредничестве между Богом и человеком кого-либо, кроме Иисуса Христа (святых, Девы Марии), отменить использование икон, мощей и т. д., отменить церковную иерархию и деление христиан на священство и мирян и прочее . Традиционные православные практики Проханов сравнивал с «пеленами», при освобождении которых РПЦ и другие православные группы обретут новый облик. При этом обновленческие реформы, по его мнению, имели неполный, половинчатый характер . Призыв не ремонтировать духовный дом лишь снаружи, а возводить новое духовное здание, Проханов подкрепил обещанием поддержки Евангельской церкви .

Статья вызвала неоднозначную реакцию (как среди православных, так и протестантов, например, вызвав отторжение у лидеров русских баптистов ), однако подвигла на конкретные действия часть православного духовенства, включая совместные богослужения представителей разных исповеданий, одно из которых описал в своих мемуарах Владимир Марцинковский . В частности, инициативу Проханова поддержал один из лидеров обновленчества епископ Антонин (Грановский) . Выступление Проханова на съезде другой обновленческой группы « Союз общин древлеапостольской церкви » (возглавляемой епископом Александром Введенским ) вызвало противоречивую реакцию, однако в целом благожелательное отношение к евангельскому лидеру сохранилось .

Добившись ограниченной поддержки обновленцев, Проханов не остановился в своих намерениях реформировать христианство. В сентябре 1922 года он опубликовал новое воззвание «Голос с Востока», адресованное уже « всем христианским церквам и вероисповеданиям в России и на всем земном шаре » . В нём он напомнил об ужасах Первой мировой войны и роли, которую в ней играло духовенство исторических церквей : « Православное духовенство благословляло русскую армию, англиканское духовенство — английскую армию, лютеранское духовенство — германскую, католическое духовенство — французскую армию ». Повторив основные тезисы «Евангельского клича» (необходимость отказа от церковных преданий и посреднической роли духовенства между Богом и человеком), он призвал ко « всемирной реформации » под лозунгом: « назад ко Христу, назад к Евангелию, назад к первохристианству », в результате чего должна появиться « Вселенская Первохристианская Церковь » .

По мнению историка-богослова Владимира Попова, действия Проханова хотя и носили слишком прямолинейный и во многом утопичный характер, однако способствовали масштабному общению протестантов-евангеликов с православными, избавлению от многих стереотипов и предубеждений, укреплению протестантизма в России .

Отказ от пацифизма

В 1922—1924 годах Советская власть развернула борьбу с пацифизмом среди верующих (ранее пацифизм допускался, законодательство даже предусматривало возможность отказа от службы с оружием в руках по религиозным убеждениям, хотя на практике далеко не всем пацифистам удавалось получить такое разрешение). В Вероучении Ивана Проханова говорилось: « Мы признаем воинскую повинность, как оброк, но имеем общение с теми, кто иначе мыслит в этом вопросе »; а Вероучение Ивана Каргеля гласило: « Воинскую повинность мы отбываем по призыву законной власти, но молимся усердно о мире всего мира ». Однако в результате кровопролитной Первой мировой войны, последовавших за ней двух революций и Гражданской войны пацифистские убеждения среди верующих заметно усилились .

Борьба с пацифизмом среди протестантов являлась одной из задач, стоявших перед Антирелигиозной комиссией при ЦК РКП(б) — ВКП(б) . 5 апреля 1923 года Проханов был повторно заключен на четыре месяца в тюрьму за распространение воззвания «Голос с Востока», в котором имелось утверждение пацифистского характера .

За время заключения чекистам удалось заставить Проханова признать военную службу по призыву обязательной для советских евангельских христиан и стать одним из подписантов опубликованного в газете «Известия» антипацифистского воззвания. После своего освобождения, в ходе 9-го съезда евангельских христиан (проходил 1—10 сентября 1923 года), Проханов, несмотря на недовольство части верующих, добился признания воинской обязанности большинством голосов участников съезда. Действия Проханова привели к брожению среди верующих, ряд общин вышли из ВСЕХ и примкнули к баптистам .

Евангельск

Иван Проханов со спутниками после посадки саженцев на месте строительства Евангельска

В 1926 году Проханову удалось получить разрешение на основание христианского города-коммуны Евангельск (другое название — город Солнца). В августе-сентябре 1927 года Иван Проханов с группой единомышленников совершил экспедицию в Сибирь. На Алтае, в месте где Бия и Катунь , сливаясь, образуют реку Обь , они выбрали площадку под строительство Евангельска. Проханов совершил здесь символическую посадку саженцев кедра и американского клёна, а также провёл богослужение .

Из-за приближения холодов начало строительства было перенесено на следующий год. Однако за это время произошло ужесточение государственной политики в отношении протестантов. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 мая 1928 года выступил И. В. Сталин с сообщением о «вопиющем факте» разрешения переселенческого отдела Наркомзема РСФСР на организацию в Сибири «религиозного города». После недолгого разбирательства реализация проекта была заморожена, а Проханов вскоре покинул страну .

В эмиграции

Проханов проповедует среди духоборов Канады

Ещё до своей эмиграции во время заграничных поездок Проханов организовал из евангельских христиан-эмигрантов заграничные отделы ВСЕХ в Латвии, Эстонии, Польше, Германии и США. Оказавшись в эмиграции, Иван Проханов приступил к созданию на их основе Всемирного союза евангельских христиан , посвятив этому последние годы жизни .

В опубликованном после смерти Проханова «Общем завещании» содержалось указание после создания Всемирного союза евангельских христиан поставить председателем и заместителем сотрудников миссии « Свет на Востоке » Якова Крекера и Вальтера Жака вследствие того, что в годы эмиграции Проханов не нашёл сотрудников, способных нести это служение . Тем не менее Союз был создан в 1937 году, уже после смерти Проханова .

Поэтическо-музыкальная деятельность

Проханов является автором богослужебных псалмов, имеющих вероучительный характер . Он написал и издал 1233 стихотворения духовного содержания, ещё 210 остались неизданными .

Иван Проханов рассматривал духовные песнопения как важную часть церковного богослужения и как один из главных компонентов формирования конфессиональной идентичности . При создании псалмов он уделял большое внимание и содержанию текста, и мелодии . C одной стороны, Проханов стремился к использованию лучших образцов иностранной церковной музыки, с другой — к созданию оригинального стиля, сочетающего радость евангельской вести и русскую национальную музыкальную традицию . К музыкальному оформлению он привлекал евангельских композиторов Альберта Кеше, Николая Казакова, Григория Драненко, Каролиса Инкиса . Для обеспечения высокого уровня псалмов при ВСЕХ была создана специальная комиссия, куда вошли люди с высшим музыкально-теоретическим образованием . Творческий труд Ивана Проханова способствовал появлению нового направления русской музыки .

Его работа увенчалась изданием в 1927 году трёхтомного «десятисборника» (то есть в итоговый сборник вошли гимны из 10 предыдущих песенников, выпущенных с 1902 года) .

Публицистика и издательская деятельность

Журнал « Христианин » Журнал « Братский листок » Журнал «Молодой виноградник» Газета « Утренняя Звезда » Журнал « Евангельская вера »

Важным направлением деятельности для Проханова было издание духовной литературы. В разные годы он редактировал и издавал христианские журналы « Беседа » (вместе с братом Александром ), «Сеятель», « Христианин », « Братский листок », «Молодой виноградник», «Детский друг», а также газету « Утренняя Звезда ». Многие материалы в них он написал сам. Уже в эмиграции он издавал журнал « Евангельская вера » .

Проханов стал главным редактором издательства « Радуга », снабжавшего евангельские общины России духовной литературой. Само издательство располагалось на Украине, благодаря Проханову был открыт магазин в Санкт-Петербурге, что способствовало успеху миссии .

В эмиграции он написал и издал автобиографическое произведение «В котле России», где изложил свой взгляд на историю и перспективы движения евангельских христиан в России и СССР .

В 1926 году ему удалось получить разрешение, найти средства и издать в СССР 175 тысяч экземпляров Библий, Новых Заветов, песенных сборников и другой духовной литературы .

Книги и брошюры Ивана Проханова
Номер Время создания Время выхода Название Цель
1 1909 1920-е Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан ( Вероучение Проханова ) Догматическое учение евангельских христиан
2 1911 1911 Закон и вера: Руководство к устройству религиозных собраний, легализации и управлению всеми гражданскими делами общин, отделившихся от православия Правовая помощь верующим и церквям
3 1918 1918 Евангельское христианство и социальный вопрос Теоретическая база христианской экономической кооперации и создания коммун
4 1969 Краткое учение о проповеди. Опыт Евангельской гомилетики Подготовка проповедников
5 1933 1933 (на английском языке) In the cauldron of Russia (В котле России) Автобиография. Обзор евангельской истории России

Образовательная деятельность

Выпускное собрание Ленинградских библейских курсов, 1928 год. В центре — Иван Проханов

Иван Проханов уделял большое внимание вопросу подготовки проповедников и миссионеров. При первой же возможности (как только позволяла внутриполитическая ситуация в стране), Проханов и его соратники принимались за создание проповеднической школы. С 1905 года при Санкт-Петербургской общине периодически действовали шестинедельные курсы проповедников, куда допускали не только евангельских христиан, но и баптистов. Постоянным преподавателем курсов был богослов Иван Каргель , для преподавания также привлекались Павел Николаи , Александр Максимовский , Владимир Оффенберг , сам Иван Проханов и др .

В 1913 году Проханову и его соратникам удалось добиться открытия в Петербурге двухгодичных курсов проповедников. Эти курсы фактически стали первой протестантской богословской школой в России с обучением на русском языке. Однако в 1914 году — с началом Первой мировой войны и очередным ужесточением политики государства в отношении протестантов — эти курсы были закрыты . Вновь они открылись уже в 1922 году. До 1925 года курсы были краткосрочными и нерегулярными, а с 1925 года — стали годичными и регулярными. Они продолжали действовать до 1929 года, когда были ликвидированы в ходе сталинских репрессий в отношении евангельских христиан и баптистов , за 4 года подготовив около 400 проповедников .

Семья

Братья

Вместе с Прохановым росли два брата, Александр и Василий. Иван был старшим. В отличие от отца и Ивана, младшие братья остались молоканами по вере .

Александр после Дерптского университета обучался медицине в Париже , там же посещал Протестантский богословский факультет . Вернувшись на Кавказ, работал врачом, основал «Общество образованных молокан» (пытавшееся примирить религиозную веру с дарвинизмом ), издавал молоканский журнал «Духовный христианин» (основными темами которого были апологетическая полемика с баптизмом и жёсткая богословская критика Библии), написал несколько богословских трудов. Кроме того, Александр Степанович учредил во Владикавказе «Прохановское Кредитное Товарищество», кредитовавшее малый бизнес молокан, евангельских христиан и баптистов. Прибыль направлялась на благотворительные цели . Умер в 1912 году от сыпного тифа , которым заразился в больнице, исполняя свой врачебный долг . Современный писатель-публицист А. А. Проханов является его внуком .

Василий , также получив хорошее образование, занимался коммерцией, поддерживал «Прохановское Кредитное Товарищество». После революции 1917 года , лишившись состояния , эмигрировал в Европу, где окончил 4-летний богословский курс свободного Евангельского братства в Германии. Перед Второй мировой войной переехал в США, где предпринимал попытки сблизить русских эмигрантов — молокан и евангельских христиан: «я стремлюсь теперь применить остаток своей жизни для продолжения дела моих братьев, и моего с ними общего идеала жизни» .

Жена и сыновья

Проханов с матерью и сыном Ярославом

С будущей женой Анной Ивановной Проханов познакомился в начале 1901 года в Тифлисе. В том же году они поженились. По его воспоминаниям, она была доброй христианкой, «имела ангельский характер, была очень красивой, богатой и хорошо образованной. Она могла говорить по-английски, по-французски и по-немецки. И ко всему этому она была очень талантливой музыкантшей» .

У них родилось двое сыновей: Ярослав и Всеволод . Выбор имён объяснялся интересом отца к русской истории . Иван Проханов стремился дать им хорошее образование: сыновья посещали гимназию немецкой реформатской церкви в Петербурге, которую отец считал одной из лучших в городе. Там они изучали немецкий язык, а английский и французский — учили частным образом. Кроме того, для обучения их английскому Проханов пригласил из Лондона христианскую гувернантку, которая стала жить вместе с ним .

По воспоминаниям Проханова, в мае 1919 года, когда Петроград пребывал в состоянии красного террора и военного коммунизма , его жена и сыновья выехали в Тифлис, где жили родители жены, а условия были лучше. Сам Проханов остался в Петербурге, чтобы продолжать служение во ВСЕХ . Из-за болезни старшего сына Ярослава и перекрытия дороги военными поездка семьи затянулась и 30 июля 1919 года жена Проханова скончалась во Владикавказе от азиатской холеры, так и не доехав до Тифлиса . Сыновья некоторое время жили с семьёй брата отца Василия, затем — с родителями жены. Как сообщает Проханов в своей автобиографии, в 1921 году его сыновья вернулись в Петроград и включились в христианское служение. В 1926 году младший сын Всеволод трагически погиб в результате неосторожного обращения с оружием .

Старший сын Ярослав стал ботаником. В 1938 году, после эмиграции и смерти отца, он был арестован по обвинениям по статьям 58-10 и 58-11 . В 1939 году уголовное дело в отношении Ярослава было прекращено за отсутствием состава преступления .

Смерть

Комната, где жил Иван Проханов в последнее время. Фото сделано после его смерти

По воспоминаниям соратников Проханов обладал удовлетворительным здоровьем. Он отличался энергичностью, крепкими нервами, силой воли и исключительной трудоспособностью. Иногда от переутомления у него возникали временные проблемы с работой сердца. В 1929 году выяснилось, что Проханов страдает лёгкой формой сахарного диабета . В 1934 году в Нью-Йорке он неделю провёл в клинике, лечась от него. Когда в июне 1935 года он вернулся из Америки в Европу, его соратники обратили внимание, что Иван Степанович ослаб и постарел за последнее время .

В сентябре 1935 года он по просьбе болгарского проповедника Митко Матеева совершил двухнедельную поездку в Болгарию. Здесь Проханов выступал в различных городах с проповедями, участвовал в собраниях евангельских общин Софии и Пловдива , присутствовал на Первом болгарском съезде евангельских христиан, на котором был учреждён их национальный Союз . Незадолго до этой поездки у Ивана Степановича разболелась нога. Врач констатировал, что нарыв на ноге связан с диабетом. Перед поездкой опухоль спала. Однако в Болгарии нога вновь воспалилась, появился второй нарыв. По возвращении в Германию Проханов по настоянию врача лёг в клинику, — сначала в частную, затем при дальнейшем ухудшении — в евангельскую (нем.) . Врачи обсуждали вопрос об ампутации ноги, но из-за диабета, осложнившегося воспалением лёгких, не решились проводить .

В больнице его регулярно навещали члены Берлинской общины евангельских христиан и другие соратники. 4 октября он попрощался с посетившими его единоверцами и попросил исполнить ему гимн «За евангельскую веру!» После этого он практически не выходил из состояния забытья и тихо скончался утром 6 октября .

Захоронение

Похороны Ивана Проханова. Прощальное слово произносит пастор Вальтер Жак

Похороны были отложены на 5 дней в надежде на приезд верующих из Москвы, однако через несколько дней от руководителей Всесоюзного совета евангельских христиан пришли телеграммы с соболезнованиями и сообщение, что приехать они не смогут . В траурных мероприятиях принимали участие личные друзья, члены берлинской общины евангельских христиан, представители миссионерского союза « Свет на Востоке », представители Всемирного евангелического альянса . Представителей русских баптистов (в том числе находящихся в эмиграции) не было, некоторые наблюдатели сочли это проявлением чувства соперничества в отношении Проханова .

Погребение состоялось 11 октября на старинном протестантском (нем.) в Кройцберге (одном из центральных районов Берлина) . В 1945 году при штурме Берлина это кладбище пострадало от уличных боёв, в надгробие Ивана Проханова попала пуля . В послевоенное время среди верующих неоднократно обсуждался вопрос о перезахоронении Проханова на Родине, однако эти планы не были реализованы . В 2010-х годах, по неподтверждённым данным из соцсетей, по участку кладбища, где находилась могила, был проложен автобан.

Свой личный архив и имущество Проханов завещал вернуть в Советский Союз, однако во время Второй мировой войны они были утрачены .

Оценки

Проповедь Ивана Проханова (в центре), 1924 год

По мнению историка Вильгельма Кале, большое значение личности Ивана Проханова в истории российского протестантизма бесспорно, но его роль до сих пор не до конца понята и оценена . Его ставят в один ряд с такими «отцами» русско-украинского евангельского протестантизма, как Василий Пашков , Модест Корф , Гренвилл Редсток , Никита Воронин , Иван Рябошапка .

Однако споры не утихают. Некоторые сторонники строго баптистского понимания протестантизма считают, что Проханов нанёс ущерб единству евангельского движения. Некоторые указывают на его стремление ладить со всеми неоднократно менявшимися в России властями и тем самым обвиняют в оппортунизме , не принимая во внимание его достижений в созидании Церкви . Ещё один распространённый упрёк — в умении Проханова представить себя публично в выгодном свете . Он потерял многих друзей (особенно среди христиан Запада) из-за того, что его просьбы о материальной помощи для евангельского движения в России, для Союза евангельских христиан, звучали « слишком пронзительно и слишком беззащитно » . В то же время для большого количества верующих Иван Проханов является духовным авторитетом и они вспоминают о нём с благодарностью .

По мнению Татьяны Никольской , без творческого наследия Проханова «невозможно представить дальнейшее развитие протестантизма в России» . Никольская отметила, что «Проханов не был лишён недостатков, но другого исторического лидера подобного масштаба у нас нет» .

Память

Деятельности Проханова посвящено значительное количество книг и статей, авторами которых являются как евангельские христиане, так и исследователи, не являющиеся христианами-протестантами. В связи с его юбилеями в некоторых евангельских церквях и объединениях церквей проводятся памятные мероприятия . В 2009 году христианским центром «Логос» изданы труды Проханова в двух томах .

Одну из легенд о Проханове пересказал историк Вильгельм Кале, услышавший её от посетившего СССР путешественника. Якобы в 1924 году тяжело больной вождь большевистской революции В. И. Ленин незадолго до смерти просил позвать к нему Проханова, чтобы вместе помолиться. Кале услышал этот рассказ за несколько лет до выхода своей книги о Проханове (1978 год), однако предположил, что это старая легенда .

В феврале-мае 2019 года в России отметили 150-летие Проханова. В преддверии руководители евангельских деноминаций России и представитель Церкви адвентистов седьмого дня подписали особую декларацию, в которой подчеркнули вклад Проханова в отечественную историю и призвали к участию в праздновании юбилея . В Институте Европы РАН прошла посвящённая Проханову международная научная конференция «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе» , а в Общественной палате РФ — конференция «150-летие И. С. Проханова — признанного российского религиозно-общественного деятеля начала XX века» . В Московской центральной церкви ЕХБ состоялось праздничное богослужение .

Комментарии

  1. Вопреки частому утверждению, что ординацию совершали представители чешских братьев , акт рукоположения говорит о «представителях Братского союза Хельчицкого , который является ветвью Всемирного союза баптистов , и пресвитерах Чешско-братской евангелической церкви ».
  2. Присоединение некрещённых к баптистским общинам происходит через водное крещение.
  3. — к. и. н., старший преподаватель СПбХУ , автор ряда научных работ по истории протестантизма.

Примечания

  1. , с. 56.
  2. .
  3. , Исторический период в моей жизни.
  4. , Посещение заседания городского совета.
  5. , с. 245.
  6. , Обстоятельства приостанавливают наше общение.
  7. , Возобновление труда и женитьба.
  8. , с. 27.
  9. , Приготовление к будущему служению.
  10. , Первое периодическое издание.
  11. , Священники бьют тревогу из-за двух студентов.
  12. , с. 13.
  13. , с. 14.
  14. , с. 113.
  15. , с. 244—245.
  16. , с. 241.
  17. , с. 127, 282.
  18. , с. 15.
  19. , 1901—1903 гг. Начало практического труда.
  20. , Обвинения за организацию союза.
  21. , Мое первое тюремное заключение и работа среди молодежи.
  22. , Второе тюремное заключение. 1922-1923 годы.
  23. , с. 19.
  24. , с. 20.
  25. , с. 19—23.
  26. , с. 5.
  27. , с. 377.
  28. , Великое гонение. Начало 1929 года.
  29. , с. 21—22.
  30. , с. 133—135, 156—163.
  31. , с. 22—23.
  32. , Служение тем, которые в узах.
  33. , Сон о труде со Христом.
  34. , с. 249, 260.
  35. , с. 281.
  36. , Источник нового оптимизма.
  37. , с. 69.
  38. , с. 249—250.
  39. , с. 259—260.
  40. , Несовместимость социалистических идей с учением Христа.
  41. , с. 239.
  42. , с. 280.
  43. , с. 240.
  44. , с. 261.
  45. , с. 374—378.
  46. , с. 58.
  47. , с. 278.
  48. , с. 279.
  49. , с. 281.
  50. .
  51. , с. 255.
  52. , с. 283—284.
  53. , с. 249.
  54. , с. 269.
  55. , с. 14—15.
  56. , с. 286—287.
  57. , с. 68.
  58. , с. 104—108.
  59. , с. 287—288.
  60. , с. 293.
  61. , с. 132.
  62. , с. 278—279.
  63. , с. 302—311.
  64. , с. 311.
  65. , с. 283.
  66. , с. 252, 255, 259, 260.
  67. , с. 283—284, 286—287, 291—295.
  68. , с. 104—105.
  69. , с. 122.
  70. , с. 128—129.
  71. , с. 372.
  72. , с. 70.
  73. , с. 49—50.
  74. , с. 49.
  75. , с. 50.
  76. , с. 282—284.
  77. , с. 81—85.
  78. , с. 90—94.
  79. , с. 81—82.
  80. , с. 84.
  81. , с. 87.
  82. , с. 281—292.
  83. , с. 84—85.
  84. , с. 86.
  85. , с. 88.
  86. , с. 64.
  87. , с. 367—368.
  88. , с. 368.
  89. , с. 84.
  90. .
  91. , с. 108.
  92. , с. 61—62.
  93. , с. 23—24.
  94. , с. 260.
  95. , с. 373.
  96. , с. 22—25.
  97. , с. 263.
  98. , с. 265.
  99. , с. 263—264.
  100. , с. 489—491.
  101. , предисловие.
  102. .
  103. .
  104. .
  105. .
  106. .
  107. , с. 296—297.
  108. , с. 26—28.
  109. , с. 191.
  110. , Встречи с иностранными христианскими друзьями.
  111. , с. 24.
  112. .
  113. , с. 26.
  114. , с. 28.
  115. , Возобновление моей деятельности в С.-Петербурге.
  116. , с. 18.
  117. , Моя семейная жизнь.
  118. , Известия наконец приходят.
  119. , Возобновление работы в Библейской школе.
  120. , с. 59—60.
  121. .
  122. , с. 154.
  123. , с. 150—151.
  124. , с. 154—155.
  125. , с. 156—158.
  126. , с. 48.
  127. , с. 50.
  128. , с. 23.
  129. , с. 159.
  130. , с. 9.
  131. , с. 24.
  132. , с. 25.
  133. .
  134. .
  135. .
  136. , с. 588, 590.
  137. .
  138. .
  139. .
  140. .

Литература

  • В[асилий]. П[роханов]. А. С. Проханов // Журнал «Солнце». — 1938. — Т. № 1—3 . — С. 24 .
  • В[асилий]. П[роханов]. Краткая Автобиография и цели моей жизни // Журнал «Солнце». — 1938. — Т. № 1—3 . — С. 26—28 .
  • // Российский союз евангельских христиан-баптистов : сайт. — 2009. — 1 декабря. 9 февраля 2018 года.
  • Гончаренко Е. С. // Богословские размышления. Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения». — Евро-азиатская аккредитационная ассоциация, 2016. — Т. 17 . — С. 260—266 . — ISSN .
  • // Российский союз евангельских христиан-баптистов : сайт. — 2009. — 14 декабря. 9 февраля 2018 года.
  • // РС ЕХБ официальный сайт. — 2019. 22 апреля 2019 года.
  • // РС ЕХБ официальный сайт. — 2019. 22 апреля 2019 года.
  • Иванов М. В. // Вестник МБС ЕХБ . — Москва, 2014. — Т. 2 . — С. 59—64 . 9 февраля 2018 года.
  • История ЕХБ в СССР . — М. : издательство ВСЕХБ , 1989. — С. 624.
  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869—1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Перевод с нем. Скворцова П. И = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovich Prochanov (1869—1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle. — Онкен — Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
  • Кифер А. П. Последнее путешествие брата И. С. Проханова // Евангельская вера : журнал. — 1935. — № 1—12 . — С. 31—48 .
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). — Москва: Наука , 1965. — 348 с.
  • Клибанов А. И. . — Л. : Прибой, 1928. — 104 с. (недоступная ссылка)
  • // РС ЕХБ официальный сайт. — 2019. 22 апреля 2019 года.
  • Крапивин М. Ю., Лейкин А. Я., Далгатов А. Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 — конец 1930-х годов) / Рецензенты д. и. н. В. С. Измозик, д. и. н. В. В. Молзинский. — СПб. : С-Петербургского университета , 2003. — 308 с. — ISBN 5-288-02851-6 .
  • Ливен С. П. . — Корнталь: Свет на Востоке , 1967. — 125 с.
  • Мазаев А. М. О Петербургской «свободе» // Баптист : журнал. — Нахичевань, 1909. — № 11 . — С. 14—15 .
  • Марцинковский В. Ф. Записки верующего. Из истории Религиозного движения в России (1917—1923). — Прага, 1929.
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб. : РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. ISBN 5-88812-037-5 .
  • Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905— 1991 годах. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге , 2009. — 356 с. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8 .
  • Никольская Т. К. // Мирт : интернет-газета. — Санкт-Петербург, 2020. — 10 февраля. 11 февраля 2020 года.
  • О кончине Всеволода Ивановича Проханова (младшего сына И. С. Проханова) // Христианин : журнал. — Ленинград, 1927. — № 3 . — С. 59—60 .
  • // РС ЕХБ официальный сайт. — 2019. 22 апреля 2019 года.
  • Попов В. А. // Богословские размышления. Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения». — Евро-азиатская аккредитационная ассоциация, 2016. — Т. 17 . — С. 79—90 . — ISSN .
  • Попов В. А. И. С. Проханов: Страницы жизни. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1996. — 201 с.
  • Попов В. А. // Независимая газета : газета. — М. , 2010.
  • Попов В. А. Поездки Проханова за рубеж // Журнал « Братский вестник ». — ВСЕХБ , 1990a. — Т. № 1 . — С. 55—60 .
  • Попов В. А. Христианские коммуны Проханова // Наука и религия : журнал. — 1990b. — № 7 . — С. 48—51 . — ISSN .
  • . — Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2015.
  • Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917—1922 гг. (на материалах Дальнего Востока). В двух томах. — Сахалинский государственный университет. — Южно-Сахалинск, 2014. — Т. 1.
  • Похороны брата Ивана Степановича Проханова // Евангельская вера : журнал. — 1935. — № 1—12 . — С. 50—51 .
  • Пророчество о России // Христианин : журнал. — Санкт-Петербург, 1906. — № 3 . — С. 69 .
  • Проханов И. С. А. М. Бычкова ) = In The Cauldron of Russia. — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан , 1992. — 111 с.
  • Проханов И. С. // Новая или евангельская жизнь : сборник. — Москва: Христианский центр «Логос», 2009. — С. 90—94 . 10 июля 2018 года.
  • Проханов И. С. Евангельское христианство и социальный вопрос. — Петроград, 1918.
  • Проханов И. С. Закон и вера: Руководство к устройству религиозных собраний, легализации и управлению всеми гражданскими делами общин, отделившихся от православия. — Издание второе. — СПб. : Издательское товарищество «Радуга» , 1912. — 176 с.
  • Проханов И. С. Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан / Редакционная Коллегия под председательством И. С. Проханова. — Всесоюзный Совет Евангельских Христиан. — Л. (предположительно): Ленинградский Гублит.
  • Проханов И. С. . — Корнталь: Свет на Востоке , 1969. — 128 с.
  • Проханов И. С. Программа ВСЕХ после моей смерти (моё общее завещание) // Евангельская вера : журнал. — 1935. — № 1—12 . — С. 59—62 .
  • / // Полупроводники — Пустыня [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 650. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4 .
  • Проханов, Иван Степанович // Протестантизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина . — М. : Политиздат , 1990. — С. 211. — 319 с. — 200 000 экз. ISBN 5-250-00373-7 .
  • // Белая книга: О жертвах политических репрессий : книга памяти. — Самара: Самар. Дом печати, 1997. 10 июля 2018 года.
  • Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея , 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3 .
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867—1917). — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4 .
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии. II (1917—1967). — СПб. : Библия для всех, 2001. — 10 000 экз. ISBN 5-7454-0594-5 .
  • Шведовский Ф. // Портал-Credo.Ru . 30 июля 2017 года.
  • Шендеровский Л. Л. Иван Проханов (Биографический очерк). — Торонто: Евангельская вера, 1986. — 220 с.
  • Prokhanoff I. S. In The Cauldron of Russia. — All-Russian Evangelical Christian Union. — New York: John Feisberg, Inc., 1933. — 270 p.
Источник —

Same as Проханов, Иван Степанович