Черноус, Павел Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Васи́льевич Па́влов (1883—1936) — российский религиозный деятель, миссионер, проповедник, председатель Коллегии Всероссийского союза баптистов , издатель журнала « Слово Истины », пресвитер Второй баптистской церкви в Москве.
Павел родился в Тифлисе , в семье одного из лидеров российских баптистов Василия Гурьевича Павлова . В 1887 и 1891 годах его отец дважды подвергался 4-летней ссылке (в первый раз — в Оренбург , второй раз на территорию вблизи Тифлиса) за религиозные убеждения, в обе ссылки за ним отправлялись жена и дети. В 1892 году двенадцатилетняя сестра Павла, купаясь в реке, утонула, а через три недели мать, двое младших братьев и ещё одна сестра умерли в результате эпидемии холеры . Из всей семьи остались только отец и Павел .
В 1895 году Павел вместе с отцом эмигрировал в Румынию , где отцу предложили служение пресвитера в русско-немецкой общине. Там, в городе Тулче , он обратился в сознательную веру , в 1897 году был крещён отцом и начал христианское служение .
В 1900 году отец и сын вернулись в Тифлис, где Павел поступил на трёхгодичные юридические курсы, а в поместной церкви взялся за организацию работы хора (в общей сложности он руководил этим хором 13 лет). С 1905 года Павел вместе с отцом проводили музыкально-просветительские собрания в помещениях Тифлисского Артистического общества и Никитинского цирка. В 1907 году женился на хористке Вере (Белоусовой).
В 1913 году Павел Васильевич был переведён по службе в Москву (работал в фирме «Стукен и К»), став членом Первой московской церкви ЕХБ . Здесь он по просьбе пресвитера церкви С. П. Степанова приступил к организации хора, «желательно такого же, как в Тифлисе».
В 1916 году Павел Васильевич был рукоположён на пресвитерское служение, с 1918 года стал руководить Второй московской церковью ЕХБ. Одновременно Павел Васильевич занимался издательской и публицистической деятельностью. После Февральской революции он вместе с Михаилом Даниловичем Тимошенко возобновил издание конфессионального журнала « Слово Истины » (прерванное в 1914 году в связи с арестом и ссылкой Тимошенко). Редакция помещалась в квартире Павла Васильевича в Дегтярном переулке, здесь всегда было многолюдно .
В марте 1917 года на собрании в Большой аудитории Политехнического музея Павел Васильевич выступил с докладом «Политические требования баптистов», позднее опубликованным в виде программной статьи в первом же номере журнала « Слово Истины ». Указывая на демократические принципы баптизма , Павлов писал: «Баптисты стремятся к социализму, но не к захватному, построенному на объявлении чужой собственности своей, но учат тому, что нужно достигнуть такого нравственного совершенства, чтобы ничего земного не считать своим в смысле готовности разделить всё со своим ближним, если он в чём-либо нуждается» . Ключевыми требованиями, выдвинутыми им от лица российских баптистов , были:
В 1919—1920 годах Павел Васильевич совместно с М. Д. Тимошенко, В. Г. Павловым и И. Н. Шиловым реформировали структуру управления Всероссийского союза баптистов , введя коллегиальное управление . В 1920—1924 годах он избирался в состав коллегии, а в 1923—1924 годах был её председателем .
Органы Советской власти периодически привлекали Павла Васильевича в качестве эксперта в вопросах освобождения от воинской службы по религиозным убеждениям, например, благодаря ему был освобождён от службы В. Ф. Марцинковский .
Во время голода начала 1920-х годов Павел Васильевич активно занимался гуманитарной деятельностью, создав «Отдел помощи голодающим» и инициировав обращения с воззваниями о помощи к христианам в России и на Западе. Баптистам удалось привлечь к помощи голодающим Миссию доктора Нансена , Шведский Красный Крест и Американскую администрацию помощи .
В 1923 году Павел Васильевич возглавил русскую делегацию на Третьем Всемирном Конгрессе баптистов в Стокгольме .
В конце 1925 года Павел Васильевич попросил освободить его от работы во Всероссийском союзе баптистов, по мнению ряда историков причиной тому послужило давление со стороны ГПУ . При этом он продолжал нести пресвитерское служение в церкви.
Он был арестован у себя дома 31 марта 1933 года. При аресте было конфисковано имущество, пропала библиотека. Одновременно с ним арестовали М. Д. Тимошенко и И. Г. Довгалюка, в апреле они были осуждены Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ во внесудебном порядке на 5-летний срок северных лагерей каждый . В ходе следствия Павлов фигурировал как «глава контрреволюционной группы сектантских проповедников» и «сын фабриканта». Он умер 12 мая 1936 года в Арлюкском отделении Сиблага в Кемеровской области , — предположительно, был замучен уголовниками .