Бауман, Герман Германович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́рман Ко́ген ( нем. Hermann Cohen ; 4 июля 1842 , Косвиг , Саксония-Анхальт , Германия — 4 апреля 1918 , Берлин ) — немецко - еврейский философ - идеалист , глава Марбургской школы неокантианства . Исследователь иудаизма .
Герман Коген родился в городке Косвиг , входящем в район Виттенберг в федеральной земле Саксония-Анхальт в Германии . Окончил гимназию в Дессау и Еврейскую теологическую семинарию , основанную З. Франкелем в 1854 году в столице Силезии Бреслау (Бреславле, Вроцлаве) . Не окончив семинарии, записался на философский факультет университета г. Бреслау , продолжил обучение в университетах Берлина и Галле . В 1865 году в Галле защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Учения философов об антиномии необходимости и случайности».
В 1871 году написал работу «Кантовская теория опыта», которая привлекла внимание профессора философии в Марбурге Фридриха Альберта Ланге , и по его приглашению Коген переехал в Марбург.
В 1873 году Коген защитил докторскую диссертацию на тему «Систематические понятия в докритических сочинениях Канта », стал приват-доцентом философского факультета Марбургского университета и посвятил себя изучению философского наследия Канта . В 1875 году Коген был избран экстраординарным профессором, а в следующем 1876 году — ординарным профессором, заняв кафедру, освободившуюся по смерти Ф. А. Ланге.
В 1878 году Коген женился на Марте Левандовски ( 1860 — 1942 ), дочери композитора Луи Левандовски .
До своего выхода на пенсию в 1912 году преподавал в Марбурге, среди его учеников был поэт Борис Пастернак . В том же году переехал в Берлин, где до самой смерти, последовавшей в 1918 году , читал лекции и вёл семинары в в Берлине . В 1914 году приезжал в Россию, где в трёх городах ( Варшаве , Петербурге и Москве ) читал публичные лекции о значении еврейства .
В 1902 году Герман Коген стал одним из основателей « », отредактировал и опубликовал последний философский труд Ф. А. Ланге «Логические штудии» ( нем. Logische Studien ; Лейпциг, 1877) и его же «Историю материализма» ( , 1902). Наряду с философскими работами написал ряд работ в области иудаики , в том числе «Ознакомление с еврейским вопросом» («Ein Bekenntniss in der Judenfrage», 1880) и «Культурно-историческое значение Субботы» ( нем. Die kulturgeschichtliche Bedeutung des Sabbat , 1881). Посмертно были опубликованы книги «Религия разума по источникам иудаизма» ( нем. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums , 1919), «Германство и еврейство» ( нем. Deutschtum und Judentum ), и «Этика Маймонида » ( нем. Die Ethik des Maimonides ).
Последовательно провел и развил все три части философской системы Канта , используя и разрабатывая .
Интерпретируя философию Канта, выдвинул идею, что мысль порождает не только форму, но и содержание познания; объекты же представляют собой мысленные конструкции .
Истолковывал кантовское понятие «вещь в себе» в духе последовательного идеализма как имманентную цель познания, а не как независимое от познания бытие. С этой точки зрения, ощущение является лишь индикатором проблемы, стоящей перед разумом. Моделью познания для него является математика, особенно исчисление бесконечно малых. Процесс познания бесконечен; вечно приближаясь к своему пределу («вещи в себе»), но никогда его не достигая.
По Когену, этика — логика воли. Он, как и Кант, считал, что существует примат этики над наукой. Центральное место в этической системе Когена занимает человеческое достоинство; был сторонник этического социализма, однако отвергал исторический материализм и атеистические тенденции в рабочем движении.
«Науки о духе и философия» — одна из редких, полностью переведенных на русский язык, работ Г.Когена. По его мнению, в качестве корня всего научного познания, науки о духе объединяются в проблеме научного разума, таким образом понятие наук включает и естественные науки. Дух — по мнению Когена, — это познание, то есть логика плюс этика, которые соединяются в философии.
Обращаясь к искусству, Коген говорит о том, что духовно-научной предпосылкой искусства является традиция истории(«естественная сила окрыляет гения»). Логические основания этики соединяются с этическими элементами нравственной и духовной культуры (единство дуальности) В связи с этим возникает эстетика которая только на этом моменте созревает до системы. Коген поясняет, что это — современное дело Канта.
По Когену, искусство связано с философией, не только с логикой и этикой, но и с эстетикой. Самостоятельное обоснование искусства — результат, за счет которого философия добивается подъема к системе.
Философия является необходимой для единства наук о духе, где единство — не что-то стороннее, а необходимая творческая основа множественности. По мнению Когена, проблемы философии заключаются, в основном, в ее изолированности. Включенная в науки о духе, она должна использовать возникшую связь, но и не злоупотреблять своим «материнством»
Сознание предполагает интенциональность, Чувственность — фундаментальная способность свободы души. Предмет познания — результат различных форм активного познания.
Мыслитель трактовал философию как систему взаимосвязанных элементов. Спецификой чувства как творчества является то, что чувство совмещает в себе понятия познания и нравственности, создавая предметное содержание искусства, которое не сводится ни к морали, ни к науке. Благодаря своей специфике эстетика оказывается у Когена завершающим звеном философской системы, без которого все остальные элементы не имеют целостного контекста и поэтому могут получить методологически несостоятельную теоретическую ориентацию.
Герман Коген говорит о том, что эстетика основана на чистой любви к природе человека, которая является частью природы. Эстетический субъект - индивидуальность, а искусство - творчество любви как самочувствие человечества в человеке. Искусство находится в двойственном (связи и различия) отношении к иным формам культуры. Эстетический субъект придает гуманизм и индивидуальность всем формам культуры. Искусство, по мнению Когена, является истоком всей эмоциональной культуры человека. Если рассматривать взаимосвязь искусства и нравственности, то Герман Коген отвечает на этот вопрос четко - искусство не ведет к нравственности, так как оно должно из нравственности исходить. Согласно теории мыслителя, нравственные чувства эстетичны по происхождению, их возникновение опосредовано формированием эстетического чувства.
В свой второй, "еврейский" период творчества противопоставлял иудаизм христианству, отказываясь считать последнее пророческой и мессианской религией. С этой точки зрения говорил о бессмысленности протестантизма и его основного учения о личном благочестии, когда Христос воспринимается как средство для очищения сердца и устранения грешных помыслов.
Следуя концепции В. Гумбольдта об языке как инструмента формирования сознания, Герман Коген задается вопросом своеобразия речи человека, которая опосредует художественное творчество. В ответе на данный вопрос философ видит ключ к объяснению единства всех форм и видов искусств. Мышление, по мнению Когена, является предпосылкой общности всей сферы искусств, поскольку мышление является общим знаменателем для научного познания и для нравственной воли, а также для их интеграции в эстетическом чувстве.
Согласно концепции Германа Когена, эстетическое чувство есть новый вид творчества, который подчинил себе нравственность и познания, единственным содержанием, объектом и субъектом является новая самость человека, что обнаруживает познающий дух и нравственность человека как его природу. В эстетическом чувстве рождается индивидуальность, создающая себя в формах самочувствия и самосознания. Спецификой чувства как творчества является также создание предметного содержания искусства, которое отличается от морали и от науки. Герман Коген говорит о том, что чистым эстетическим чувством является любовь. Эстетическая любовь порождает новую стыдливость, разоблачающую себя как сладострастие. Эстетическое чувство стыда - страх утраты чести и вместе с тем восхищение, всегда направленное на идеальную совершенность. В таком совершенстве искусство всегда состязается с природой. Задачей искусства является совершенство как созидание. Поскольку любовь - чистое чувство, по своему значению она является первоисточником искусства. Анатомия является предпосылкой не только медицины, но и искусства.
В своих работах Герман Коген исследует также взаимосвязь религии и искусства. Религиозное чувство является преимущественно чувством эстетическим, поэтому нравственная составляющая в религиозном чувстве есть также частью эстетического чувства. Религиозное содержание обрело эстетическое облачение и продолжает в нем распространяться, отчего Коген приходит к выводу: религия насквозь пропитана искусством.
Теория Германа Когена о роли поэзии как истоке всех видов искусств получила свое дальнейшее развитие в работе «Эстетика словесного творчества». Эстетическая теория Германа Когена заложила основу эстетическим концепциям других философов Марбургской школы.