Дамаскин (Орловский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоа́нн Дамаски́н ( араб. يوحنا الدمشقي , Юханна ад-Димашки ; греч. Ἰωάννης ὁ Δαμασκηνός ; лат. Iohannes Damascenus — Иоанн из Дамаска ; ок. 675 , Дамаск , Арабский халифат — до 754 , Лавра Саввы Освященного ), также известный как греч. ὁ Χρυσορρόας , то есть «золотой поток»; при рождении Мансур ибн Серджун ат-Таглиби ( араб. منصور بن سرجون التغلبي ) — христианский святой , почитаемый в лике преподобных , один из Отцов Церкви , богослов , философ и гимнограф .
Память в Православной церкви совершается 4 декабря (по юлианскому календарю ), в Католической церкви с 1890 по 1969 года совершалась 27 марта , после 1969 года совершается 4 декабря (по григорианскому календарю ).
Средневековый способ расчёта пасхалии (даты Пасхи ) известен как «рука Иоанна Дамаскина» («рука дамаскинова») .
Его тёзка-дед и его отец Серджун ибн Мансур служили в Дамаске в звании «великого логофета », то есть откупщика , и при ромейском (византийском) владычестве, и при персидской оккупации, дед участвовал в передаче власти арабам , а отец служил при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана . Впоследствии его сменил сам Иоанн.
По преданию, Иоанн учился точным наукам и музыке вместе с братом Косьмой (впоследствии — епископ Маюмский) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). После введения арабского языка (вместо греческого) как единственного государственного, в том числе, налоговой администрации, около 706 года или в 710-х годах принял пострижение в монастыре святого Саввы близ Иерусалима и, вероятно, был рукоположён во священника .
В период иконоборчества выступал в защиту почитания икон , автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь , а также впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг Иоанна анафеме , но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения .
Скончался около 753 года (по другим данным, около 780 года ) и был погребён в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами преподобного Саввы . В правление императора Андроника II Палеолога (1282—1328) его мощи были перенесены в Константинополь.
В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (близ села Пендакомо, Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи ( Венеция ) .
Уже в конце VIII века Иоанн Иерусалимлянин составил его первое жизнеописание. В XI веке, когда Антиохия была завоёвана сельджуками , монах монастыря святого Симеона в окрестностях Антиохии, Михаил, знакомый с греческим и арабским языками, написал по-арабски житие Иоанна Дамаскина на основании различных полезных историй, о чём он сам говорит во введении .
По преданию, с именем Иоанна связывают возникновение одного из образов Богородицы . Когда в Византии возникла ересь иконоборчества, поддержанная императором Львом III Исавром , Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн был подданным халифа . Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибегнул к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранён от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица» . В благодарность об исцелении им было написано также песнопение « О Тебе радуется …».
Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд « Источник знания », включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический (« Точное изложение Православной веры ») разделы.
К полемическим сочинениям относятся «Три слова в защиту иконопочитания» (против иконоборцев ), слова против несториан , монофизитов ( акефалов , яковитов ), монофелитов , манихеев и возможно, «Беседа сарацина с христианином» (против ислама ) .
Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице .
Экзегетикой Иоанн Дамаскин занимался сравнительно мало, он составил несамостоятельные толкования на Послания апостола Павла , которыми, возможно, пользовались епископ Икумений и блаженный Феофилакт Болгарский .
Иоанну приписывается житие святых Варлаама и Иоасафа , но, по утверждению протоиерея Георгия Флоровского , оно было составлено ещё в середине VII века в обители преподобного Саввы другим Иоанном.
Иоанном был написан ряд канонов , особых песнопений палестинского типа, с IX века вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что Иоанн составил воскресный « Октоих » (Осмогласник, Октай). Именем Иоанна Дамаскина надписаны некоторые молитвы, вошедшие в состав последования вечерних молитв и ко Святому Причащению .
Кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин», написанная русским композитором Сергеем Ивановичем Танеевым на слова A. К. Толстого (op. 1) в 1884 году .