Герман I (патриарх Константинопольский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Патриа́рх Филофе́й ( греч. Πατριάρχης Φιλόθεος , в миру Фока Ко́ккин , греч. Φωκάς Κόκκινος ; около 1300 , Салоники — 1379 , Константинополь ) — патриарх Константинопольский , занимавший престол дважды: ноябрь 1353—1354 и с 1364 по 1376 год. Автор многочисленных сочинений, в том числе житий , богословско-полемических произведений, диатаксисов , молитв и гимнов . Редактор литургии и Учительного Евангелия. Филофей окончательно оформил исихазм как православное учение, будучи, вероятно, автором Томоса 1351 года . Утвердил принцип верховенства патриаршего престола Константинополя над всей Восточной церковью .
Почитается в православии в лике святителей и преподобных
Родился около 1300 года в Фессалониках в бедной семье еврейского происхождения (его мать была еврейкой, перешедшей в православие ).
Подвизался на Синае и Афоне , где стал игуменом Великой Лавры и защитником и покровителем Григория Паламы ; по окончании гражданской войны 1341—1347 годов был митрополитом Гераклеи Фракийской — вторым по чести епископом после патриарха . Составил «Слово» о завоевании своей митрополии генуэзцами в 1352 году .
По смещении в августе 1353 года с патриаршего престола Каллиста , отказывавшегося короновать Матфея , сына императора Иоанна VI Кантакузина , по указанию императора Синодом был избран патриархом и в феврале 1354 года короновал Матфея Кантакузина соправителем отца .
Вместе с Иоанном VI стремился сохранить единство Русской митрополии в юрисдикции проживавшего в Москве митрополита Киевского и всея Руси , что отражено в ряде его грамот на Русь и в постановлениях Патриаршего синода. В июне 1354 года утвердил перенос кафедры митрополитов из Киева во Владимир-на-Клязьме и поставил Алексия (Бяконта) в митрополита Киевского и всея Руси с пребыванием в Москве. За Киевом был сохранён статус «первого митрополичьего престола» .
Осенью 1354 года, уступая просьбе великого князя Литовского Ольгерда , патриарх согласился на учреждение особой Литовской митрополии с центром в Новогрудке .
В период «исихастских споров» защищал учение Григория Паламы и его сторонников. В 1368 году явился инициатором прославления Григория Паламы в лике святых.
В ноябре 1354 года наёмные отряды Иоанна V Палеолога при поддержке населения столицы заняли Константинополь. Иоанн VI Кантакузин отрёкся от престола; Филофей был низложен, и на патриаршество вернулся Каллист. Филофей был вынужден удалиться на Афон . По смерти Каллиста вторично занял патриаршую кафедру (1364) .
При Филофее Церкви пришлось противодействовать планам византийского правительства по размещению на церковных землях служилого сословия (т. н. стратиотов ) .
Не приемля попытки императора Иоанна V Палеолога, принявшего латинство в Риме в 1369 году, посредством унии получить помощь Запада в защите Константинополя от турецкой агрессии , выступал поборником собственно церковного объединения Западной и Восточной церквей, согласившись в 1367 году провести объединительный собор, но идея была отвергнута папой Урбаном V .
В 1372 году с особым посольством прислал в благословение преподобному Сергию Радонежскому до сих пор сохраняемый в лавре крест c мощами новопрославленных византийских святых и трёх литовских новомучеников , схиму , параман и грамоту.
В 1375 году из-за непримиримых противоречий между Московским и Литовским великими княжествами патриарх Филофей согласился на «временное» разделение Русской митрополии: кандидат Литвы болгарин Киприан был поставлен на епархию «Малой России» с титулом «Киевский и Литовский». В том же 1375 году после ходатайства делегации афонских монахов во главе со старцем Исаией Серрским состоялось примирение Константинополя с Сербской церковью : прибывшие в Сербию греческие монахи Матфей и Моисей от имени патриарха Филофея сняли анафемы со Стефана Душана на его могиле в Призрене и сослужили в Пече патриарху Сербскому .
При прогенуэзском перевороте Андроника IV в 1376 году был свергнут вместе с императором Иоанном V Палеологом и умер в заточении.
Автор диатаксисов литургии и бдения .
Труды Филофея можно разделить на догматические, опровержительные-полемические против Варлаама , Акиндина , Никифора Григоры , Прохора Кидониса, Димитрия Кидониса , . Многие его работы — это описания жизни святых таких, как святитель Григорий Палама, , , Савва Ватопедский , , св. Анисий, св. вмч. Димитрий Мироточивый , святые апостолы, Григорий Богослов , Василий Великий , Иоанн Златоуст , Онуфрий Великий , св. Феврония , св. Фока , вмч. Феодор Тирон , св. апостол Фома и др. Его труды многожанровые — это беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву, истории, поэзия, молитвы и другие.
Русские источники не только XIV столетия, но также и позднейших эпох отводят патриарху Филофею легендарную роль в судьбах Московского государства . Согласно Преданию, Филофей возвещает величие русского православного царства, откуда разольется свет истинной веры по всему миру. В Сербии он почитается не только как святитель, но и как национальный герой
Его память совершается в 5-ю Неделю Великого поста , а также 11 (24) октября вместе с памятью святителей Фотия Великого , Григория Паламы, Марка Эфесского .
Филофей стал персонажем романа Дмитрия Балашова « Ветер времени » из цикла « Государи Московские ».