Interested Article - Монастырский устав
- 2021-07-15
- 1
Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительных монастырях , который может содержать также порядок совершения богослужений . Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов , определяющих порядок совершения церковных служб. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.
Возникновение
Возникновение монастырских уставов связано с появлением общежительного монашества. Первый монастырский устав был создан Пахомием Великим для Тавеннисийского монастыря (Южный Египет ) в 318 году. Новоначальному назначается испытательный срок в 10 дней и старец, который берёт над ним шефство. Получает новоначальный и новое монашеское одеяние. Он выполняет разные поручения и читает псалмы. В монастыре три общих молитвы в день и одна общая трапеза в полдень (кроме постов среды и пятницы ). Монастырь возглавлял авва , а хозяйственной стороной ведал эконом .
Монастырский устав Пахомия стал основой для Василия Великого при составлении им «Пространно изложенных правил для монахов» для основанного им в Каппадокии монастыря. Устав Василия, сохранился в православном иночестве до сегодняшнего дня. На Западе, с его разнообразием монастырских уставов, такие монастыри называются по его имени, «василианскими монастырями».
К прочим древнейшим монастырским уставам относится сочинение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «О постановлениях киновий палестинских и египетских» (в 12-и книгах); на его основе был составлен устав преподобного Венедикта Нурсийского (VI век) для монастыря в Монте-Кассино (Италия).
Сведения о правилах проживания монахов в Египетских монастырях V века содержатся в Повествовании святого Софрония , епископа иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (описаны правила Нила Синайского ).
Древние монастырские уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе. В качестве наказания для виновного предусматривалось отлучение от причастия , лишение общения в пище и молитве с другими монахами, временное сухоядение .
Христианство
Православие
Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены , архиереи , ктиторы , учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.
Иерусалимский устав
Иерусалимский устав (устав преподобного Саввы Освященного , написан для основанного им монастыря ) в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского , сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров .
Студийский устав
Студийский устав (устав преподобного Феодора Студита , написан для Студийского монастыря ) в отличие от Иерусалимского устава напоминает штатное расписание, подробно описывая обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Также особенностью Студийского устава по сравнению с Иерусалимским является то, что он был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена (Савва Освященный написал свой устав для монахов, которые жили в рассеянных пещерах-келлиях и собирались вместе в церкви только для совместного богослужения). Полный текст Студийского устава был записан в конце X — начале XI веков, до этого времени существовали только краткие монастырские «Начертания».
Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре . Он использовался в России до XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.
Католицизм
Августинский устав
Августинский устав оказал существенное влияние на формирование первых монашеских уставов Западной Европы , в частности на Бенедиктинский устав. Широкое распространение Августинский устав получил уже в середине XI века, когда его приняло движение регулярных каноников , получивших затем название « августинцев ».
Бенедиктинский устав
Бенедиктинский устав творчески вбирает в себя традицию древнегалльского монашества, монашества святого Августина и восточного монашества, с которым святой Бенедикт познакомился через сочинения святого Василия Великого и святого Иоанна Кассиана. Одним из источников для Бенедиктинского устава послужил также анонимный монашеский устав «Правила Учителя».
Латинский устав
Латинский устав определял правила поведения идеального рыцаря-христианина. Авторство приписывается Бернару де Клерво, монаху-бенедиктинцу, и Хьюго де Пейну, первому Великому магистру ордена тамплиеров. Документ был принят в качестве правил поведения рыцарей-тамплиеров.
Примечания
- . Дата обращения: 18 января 2019. 19 января 2019 года.
- . Дата обращения: 19 января 2019. 20 января 2019 года.
См. также
Литература
- Древние иноческие уставы: пр. Пахомия великого, св. Василия великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном / Сост. епископ Феофан Затворник ; Репринт изд. 1892 г. — Рига: Паломник-Благовест, 1995. — 654, VIII, [10] с. — 6000 экз. — ISBN 5-87310-019-5 .
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- 2021-07-15
- 1