Преображенский, Владимир Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Агафанге́л (в миру Алекса́ндр Лавре́нтьевич Преображе́нский ; 27 сентября [ 9 октября ] 1854 , село Мочилы , Венёвский уезд , Тульская губерния — 16 октября 1928 , Кинешма, Иваново-Вознесенская губерния) — епископ Православной российской церкви ; митрополит Ярославский и Ростовский ; почётный председатель Ярославского отдела Союза русского народа .
Прославлен в лике святых в августе 2000 года; память — 3 октября по юлианскому календарю .
Родился в селе Мочилы Венёвского уезда Тульской губернии в семье священника Лаврентия Ивановича Преображенского.
В 1871 году окончил в Венёвское духовное училище ; вспоминал, что «будучи ещё учеником низшей духовной школы, любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов <…> со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить бескровную, умилостивительную жертву за скончавших своё земное странствование» .
Окончил Тульскую духовную семинарию (1877) и был направлен в Московскую духовную академию , курс которой окончил со степенью кандидата богословия в 1881 году. Тема кандидатской работы: « Шестоднев Иоанна, Экзарха Болгарского , опыт исследования языка и текста по списку 1263 года». В этом труде проявилась филологическая эрудиция автора и его научная кропотливость.
С 1881 года преподаватель латинского языка и член правления , с 7 декабря 1882 года помощник смотрителя Скопинского духовного училища , преподавал Закон Божий . После 11 месяцев супружеской жизни скончалась от обширного сепсиса его жена, Анна Фёдоровна (урождённая Воскресенская, дочь протоиерея). Неожиданная кончина жены и смерть новорождённого младенца стали тяжёлым потрясением для молодого преподавателя и определили его дальнейшую судьбу: «… я понял, что жизненный путь, избранный мною, — не мой жребий … И тогда, преклоняясь пред неисповедимою волею Божиею, я поспешил оставить мир, взять свой крест и приобщиться к лику иноческому» . 7 марта 1885 года пострижен в монашество и 10 марта рукоположён во иеромонаха , награждён набедренником и серебряным крестом.
С 4 декабря 1886 года инспектор Томской духовной семинарии с возведением в сан игумена . С 28 февраля 1888 года архимандрит , ректор Иркутской духовной семинарии , председатель епархиального училищного совета, товарищ председателя Иркутского комитета Православного миссионерского общества.
10 сентября 1889 года хиротонисан во епископа Киренского , второго викария Иркутской епархии — хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Иркутским и Нерчинским Вениамином (Благонравовым) и епископом Селенгинским Макарием (Дарским) . В 1891 году награждён панагией с драгоценными камнями, действительный член Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества , почётный член Якутского церковного Братства во Имя Христа Спасителя (1892) и Иркутского благотворительного общества (1893).
С 17 июля 1893 года епископ Тобольский и Сибирский . Посещал с миссионерскими целями окраинные районы своей епархии. Почётный член Общества спасения на водах Тобольского округа (1896).
Награжден орденами Святой Анны I степени (1896), Святого Владимира II степени (1900), Святого Александра Невского (1907).
С 4 октября 1897 года епископ Рижский и Митавский .
Почётный член Императорского православного палестинского общества и Прибалтийского православного братства (1898), присутствующий в Синоде (1902, 1906–1908, 1915).
6 мая 1904 года возведён в сан архиепископа .
Его стараниями были обновлены и построены многие храмы. В 1905 году созвал Епархиальный собор (съезд духовенства епархии), на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков , о предложениях некоторых изменений и сокращений в богослужении в латышских и эстонских церквях и др.
В январе 1906 года обратился к духовенству епархии с призывом заступаться перед правительственными органами за людей, вовлечённых в революционное движение: «Я поручаю вам, отцы настоятели, если по вашему искреннему убеждению, свидетельствованному иерейской совестью и долгом священнической присяги, кто-либо из ваших прихожан, — или даже инославных, но лично вам известных, — будет невинно привлечён к ответственности по обвинению в противоправительственной деятельности и участии в бывшем революционном восстании, а также в тех случаях, когда к сей ответственности будут привлекаться люди заведомо доброго направления и вообще благонадёжные, но увлечённые на эту деятельность угрозами, насилием и боязнью мести со стороны агитаторов восстания, свидетельствовать пред местными военными и гражданскими властями и смиренно просить об освобождении от ответственности первых и об облегчении участи и помиловании вторых. Если бы предстательство ваше пред названными властями, на основании имеющихся у них сведений, было отклонено, а вы продолжали бы оставаться в полном убеждении в невиновности известного вам лица или в необходимости оказать снисхождение виновному, просите и молите власть, по крайней мере, не приводить приговор в исполнение впредь до особого распоряжения Главного начальника края, а мне немедленно донесите для возбуждения соответствующего ходатайства».
С 13 августа 1910 года — архиепископ Литовский и Виленский и священноархимандрит Виленского Свято-Духова монастыря , награждён драгоценной панагией.
За усердное служение 6 мая 1912 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке .
Будучи умеренным монархистом , отказался санкционировать проведение торжественного крестного хода к памятнику М. Н. Муравьёву в память 50-летия его управления Северо-Западным краем , на чём настаивали крайне правые политические организации (ограничился проведением заупокойной литургии и панихиды). Инцидент стал поводом для его перевода в Ярославль , где он сменил архиепископа Тихона (Беллавина) .
С 22 декабря 1913 года был архиепископом Ярославским и Ростовским . В этот период он принял участие в монархическом движении — содействовал объединению монархических организаций, сблизился с семьёй председателя ярославского отдела Союза русского народа Ивана Кацаурова . Помогал армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников.
14 апреля 1917 года, когда были уволены все члены Святейшего синода, кроме Сергия (Старогородского) , был вызван на летнюю сессию [ нет в источнике ] . Председатель III отдела Предсоборного совета. В ноябре 1917 года был возведён в сан митрополита .
Член Поместного собора 1917—1918 годов. 6 марта 1918 года был делегирован Священным синодом членом Высшего церковного совета . В феврале 1918 года по указанию Собора патриарх Тихон поименовал его вторым кандидатом на местоблюстительство в случае своей невозможности оставаться во главе церковного управления.
Ввиду уголовного его преследования и « обновленческой » оппозиции его деятельности, 12 мая 1922 года патриарх Тихон временно передал патриаршие права и патриаршие обязанности митрополиту Агафангелу, вызвав его в Москву. Однако власти не позволили митрополиту выехать из Ярославля. После издания 16 июня 1922 года заявления (так называемого «Меморандума трёх»), подписанного митрополитом Сергием (Страгородским) , архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) , в котором авторы признавали обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) единственной канонически законной верховной церковной властью, издал 18 июня послание «К архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви», в котором призывал всех не подчиняться ВЦУ, а правящих архиереев — самостоятельно управлять епархиями в соответствии с канонами и архиерейской присягой, пока не восстановится высшая церковная власть .
28 июня 1922 года заключён под домашний арест в бывшем Спасском монастыре Ярославля; 22 августа переведён в одиночную камеру Ярославской тюрьмы ; осенью 1922 года — во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве. 25 ноября 1923 года приговорён к трём годам ссылки . В 1923—1925 годах находился в ссылке в селе Колпашево Нарымского края .
В завещательном распоряжении от 25 декабря 1924 ( 7 января 1925 ) патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие местоблюстители; но в права местоблюстителя по смерти Патриарха в апреле 1925 года вступил 3-й кандидат — митрополит Петр (Полянский) из-за нахождения в ссылке двоих первых. По окончании ссылки митрополит Агафангел с осени 1925 по весну 1926 года находился в заключении в тюрьме города Перми .
После ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), побуждаемый руководителем 6-го (церковного) отделения ОГПУ Тучковым , 18 апреля 1926 года выпустил, ещё будучи в Перми, послание к всероссийской пастве о своём вступлении в должность Заместителя Патриаршего местоблюстителя. Однако после встречи 13 мая с митрополитом Сергием (Страгородским), ознакомившись с реальной ситуацией в Церкви, 8 июня 1926 года он отказался от местоблюстительства и вернулся в Ярославль. Сложности в вопросе об управлении церковью были инспирированы властями для стимулирования противоречий среди иерархии с целью её дискредитации .
Расхождение во взглядах между митрополитом Агафангелом и заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), управлявшим патриархией с декабря 1925 года, проявилось в резкой форме после издания декларации от 29 июля 1927 года . Митрополита Агафангела поддержали трое его викариев : архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) , временно управляющий бывший архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев) и епископ Ростовский Евгений (Кобранов) , а также находившийся в Ростове митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых) (бывший викарий Ярославской епархии и её временно управляющий во время ссылки Агафангела). Они совместно составили и отправили митрополиту Сергию «акт отхода» — послание от 6 февраля 1928 года. Перечислив в нём все причины, по которым они считали «небезопасным» для себя и своей паствы дальнейшее пребывание в административном подчинении митрополиту Сергию, они заявили: «… за неимением другого выхода из создавшегося рокового для Церкви положения, отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и Вашим Синодом право на высшее управление Церковью». Они остаются в подчинении патриаршего местоблюстителя митрополита Петра Крутицкого, — говорилось в послании, — и сохраняют молитвенное общение с ним, а через него и со всеми Восточными православными церквами, но будут управлять своей епархией самостоятельно — «в строгом согласии с Словом Божиим, с общецерковными канонами, правилами и преданиями, с постановлениями Всероссийского Собора 1917—1918 гг.». При этом было решено, что «Ярославская церковная область» «для сохранения мира» не будет принимать в общение с собой никого из других епархий: ни епископов, ни клириков, ни мирян. Они не желали создавать раскола, однако, как указал митрополит Иоанн (Снычёв) : «как бы они не старались оправдать свой шаг и доказать, что они <…> только стремятся морально воздействовать на митр. Сергия, факт остаётся фактом — отход от первоиерарха, по смыслу церковных канонов, есть уже раскол» .
Понимая, что митрополит Агафангел вступил на путь оппозиции не ради властолюбия, а по незнанию некоторых сторон церковной жизни в сложившихся условиях, митрополит Сергий уже 10 февраля направил ему письмо, в котором просил не порывать общения и потерпеть, «пока не выяснится с определённостью», куда направляется церковный корабль. В марте Временный патриарший Священный синод во главе с митрополитом Сергием принял решение о запрещении в служении викариев митрополита Агафангела, но не его самого; в Ярославль был направлен с письмом архиепископ Павел (Борисовский) , затем ещё одно письмо, в котором содержалось предупреждение о той опасности, в которой находился митрополит Агафангел. В ответ 10 мая ярославские епископы направили через секретаря митрополита протоиерея Димитрия Смирнова митрополиту Сергию своё краткое «разъяснение». Они подтверждали, что молитвенного общения с ним не порывают, раскола не учиняли и не учиняют, принципиально его власть как заместителя не отрицают, но «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть, и по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». После этого к митрополиту Агафангелу были направлены архиепископ Иувеналий (Масловский) и протоиерей Владимир Воробьёв , после беседы с которыми ярославские архиереи примирились с митрополитом Сергием. Это произошло 16 мая 1928 года.
В 1928 году наступило ухудшение здоровья, участились сердечные приступы, и в середине сентября 1928 года он слёг в постель. Перед кончиной часто приобщался Святых Таин.
Был погребён в Ярославле в подвальном этаже храма святителя Леонтия Ростовского . Владыку похоронили только на седьмой день после кончины, но, по воспоминаниям очевидца, «никакого трупного запаха не ощущалось нисколько, напротив: по временам веяло от гроба каким-то благоуханием». На надгробной плите начертали надпись «Великий святитель Агафангел». Ныне рака с его мощами покоится в Казанском соборе Казанского женского монастыря в Ярославле .
Был прославлен как священноисповедник в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном в августе 2000 года для общецерковного почитания.