Interested Article - Зависть
- 2020-12-31
- 1
За́висть — социально-психологический конструкт / концепт , охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств , возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.
По Словарю Даля , зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого» . По Словарю Ушакова , называется «желанием иметь то, что есть у другого» . Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье» . «Зависть полагает начало раздору [среди людей]», — отмечал Демокрит (фр. 631) .
Исследования зависти
В работах философов зависть рассматривается как общечеловеческое явление, отмечаются её деструктивные функции в стремлении обладать тем, что принадлежит другому и является предметом зависти, либо в желании отобрать, присвоить достижения другого .
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, различно себя проявляющего, представил в своей работе «Зависть: теория социального поведения» .
Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии , проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi), показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях .
В психоанализе
В психоанализе по мнению Мелани Кляйн, чувство зависти противоположно чувству благодарности (довольствие тем, что имеешь). В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны» .
Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность . Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку, поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу [ источник не указан 1834 дня ] .
В религиях
В христианстве
В католическом богословии зависть ( лат. invidia ) считается одним из семи смертных грехов , поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей . Зависть считается родственной унынию , однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордыня — горделивый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого, и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень . Выделяются следующие этапы развития зависти:
- неуместное соперничество,
- рвение с досадой,
- порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть .
Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям , как , великодушие , благожелательство и сострадание .
Преподобный Иоанн Дамаскин ( VII век ) указал на родство зависти и сострадания . Не называя их ни грехами, ни добродетелями, он относит эти понятия к неудовольствиям человека:
Зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий.
— Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. Полн. собр. творений Св. Иоанна Дамаскина, СПб. , 1913. — С. 217.
В исламе
Зависть заставила сыновей Якуба ( Якова ) попытаться убить Юсуфа ( Иосифа ), Кабиля ( Каина ) убить своего брата Хабиля ( Авеля ), а Иблиса — не поклониться Адаму .
Исламские богословы делят зависть на два вида — «белую» и «черную». Чёрная зависть (араб. хасад ) — один из грехов , осуждаемых в Коране . В хадисах пророка Мухаммеда строго запрещают проявление зависти: «Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!». В исламе зависть считается проявлением негодования волей Аллаха, даровавшего что-либо другому человеку . Когда завистливый человек видит успехи и блага других людей, он испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами, и жаждет, чтобы у других людей не было этих благ, которыми он не обладает .
Белая зависть (араб. гибта ) возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нём неприязни к этим людям. Он рад за них и желает им всяческих благ. Такой вид зависти в исламе относится к допустимому, положительному .
В литературе
Известны как минимум несколько произведений, непосредственно раскрывающих тему зависти:
- в романе Эжена Сю «Фредерик Бастьен: зависть» (1848) зависть раскрывается в психотерапевтическом ключе ещё задолго до появления психоанализа и глубинной психологии;
- повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история» (1891) предоставляет литературный анализ проблемы зависти в человеческой жизни;
- роман Юрия Олеши « Зависть » (1927) о проблеме зависти в советском обществе ;
- зависть рассматривается в утопическом романе английского писателя Л. П. Хартли «Справедливость налицо» (1960).
См. также
Примечания
- ↑ . Зависть: Теория социального поведения / Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М. : ИРИСЭН, 2010. — 544 с.
- ; // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин , Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур , Б. А. Ларин , С. И. Ожегов , Б. В. Томашевский , Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
- Этика (Спиноза) , III ч.
- . Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
- . Дата обращения: 25 июля 2014. 13 марта 2014 года.
- от 31 мая 2009 на Wayback Machine — membrana.ru со ссылкой на Pink Tentacle
- Кляйн М. Зависть и благодарность. — СПб. , 1997. — С. 19.
- ↑ Преподобный Амвросий Оптинский . . (недоступная ссылка)
- ↑ Абдрахман Хабибуллин. . Инфо-ислам (28 января 2011). Дата обращения: 29 сентября 2015. 30 сентября 2015 года.
- islam.ru (14 января 2015). Дата обращения: 29 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
- Sue E. (no date) Frederick Bastien: Envy. — Boston, vol. 2. Оригинальное название (фр.) Eugène Sue. Frédéric Bastien. — Leipzig, 1848.
- Мелвилл Г. Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история // Мелвилл Г. Повести. — М. : Художественная литература, 1977.
- Олеша Ю. К. Зависть // Олеша Ю. К. Избранное. — М. : Художественная литература, 1974.
- Hartley L.P. Facial Justice . — London, 1960, New York, 1961.
Литература
- Орлов Ю. М. Зависть // Наука и религия . — М. : Знание , 1991. — № 9. — С. 33—34.
- . Зависть: теория социального поведения / Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М. : ИРИСЭН, 2010. — 544 с. — (Серия «Социология»). — ISBN 978-5-91066-033-9 .
- Зависть // Словарь Группы лакановского психоанализа. — СПб. , 2008.
- Леви В. Л.
- Святитель Иоанн Златоуст .
- Святитель Василий Великий .
- Бутовская М. .
- Исаева Е. Л. . — М. : Рипол-классик , 2009. — 318 с. — ISBN 978-5-386-01259-5 .
- Фома Аквинский . Сумма теологии . — Ч 3. — .
- 2020-12-31
- 1