Иаков (Софрониадис)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иа́ков Бараде́й ( араб. يعقوب البرادعي , греч. Ἰάκωβος Βαραδαῖος ), также Барада́й , Бурд’оно или Цанцалос , греч. Ζανζαλος ; между 490 и 505 гг., Телль-Маузалат — 30 июля 578 года , Эдесса ) — сирийский монах- нехалкидонит , затем приор монастыря Фазилте, с 541 года епископ Эдессы . Известен как основатель Сирийской православной церкви , также называемой по его имени Сиро-яковитской.
Арабское прозвище Аль-/Эль— Бараде(а)й происходит от прилагательного burde'ana , восходящего к barda'than — лошадиный чепрак из звериных шкур. Объясняя эту этимологию: «Альбарадай — арабское прозвище и означает одетый, как нищий, в куски звериных шкур», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даёт в разных томах несколько вариантов его написания на русском языке:
Для настоящей статьи за основное принято написание, зафиксированное Православной энциклопедией в IV томе (с.328) — Барадей .
Написание Барадай , очевидно, менее желательно ввиду возникновения омонима с именем реки Ба́рада ( араб. بردى ), на которой стоит столица Сирии Дамаск — к арабскому прозвищу Иакова Барадея этот гидроним отношения не имеет.
Варианты прозвища, приводимые в энциклопедической статье на английском языке: Al Baradai, Burdoho, Burdeono, Burdeana, Burdeaya . Вариантов имени собственного в английском языке, как и в русском, здесь два: архаичный (в английском передаётся латинизацией) Jacobus , соответствующий рус. Иаков , и современный James ( рус. Яков ).
На арамейском языке имя и прозвище Барадея с добавлением титула — Мор Якуб Бурдоно ( арам. ܡܪܝ ܝܥܩܘܒ ܒܘܪܕܥܢܐ , Mor Ya’qub Burd’ono ).
На некоторых западноевропейских языках к личному имени богослова добавляется греческое прозвище ( швед. Jakob Zanzolus Baradaeus ), иногда исключая при этом арабское ( фр. Jacob Zanzale ).
Греческое прозвище Барадея Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даёт в написании Цанцалос (ср. англ. Zanzalus ). ( англ. Henry Wace ) и Уильям Смит в своей энциклопедии также приводят прозвище Phaselita .
Предположения относительно года рождения Барадея, высказываемые в различных источниках, лежат в интервале от 490 до 505 года нашей эры. Ряд первоисточников предпочитает приводить условную оценку года рождения — «в конце» 490-х годов (V века) или «в начале 500-х годов» .
Позднейшая оценка даты рождения отталкивается от известных дат начала епископства (541 год) и смерти Иакова (30 июля 578 года) в сочетании с утверждением Renaudot, что Барадей прожил 73 года, уйдя из жизни после 37 лет епископства . Учитывая, что Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона также говорит о 37 годах епископского служения, отсчитывая его от 541 года, датировка смерти Барадеуса в этом источнике 577 годом очевидно ошибочна.
С учётом изложенного, настоящая статья останавливается на позднейшей оценке даты рождения, которая коррелирует с исторически документированными датой смерти Иакова Барадея и продолжительностью его пребывания на посту епископа Эдессы.
Биографии Иакова Барадея опираются на два источника, восходящих к его современнику, Иоанну Эфесскому (Асийскому, ср. англ. John of Asia ), которого Иаков рукоположил в епископы .
Согласно Иоанну Эфесскому , Иаков Барадей родился в поселении (Tela Mauzalat или Tell Mawzalto; « деревня Гануа близ горы Излы » в Энциклопедии Брокгауза — опечатка), иначе называемом Константина (Constantina), которое находилось примерно в 100 километрах (55 милях) к востоку от Эдессы . Его отец, Феофил Бар-Ману ( англ. Theophilus Bar-Manu ) был в этом местечке священнослужителем. Исполняя свой обет, Феофил поместил своего двухлетнего сына в местный монастырь, называвшийся Pesilta либо Fsilta (по Брокгаузу — Фазилте ).
В монастыре под опекой настоятеля Евстафия мальчик освоил греческую и сирийскую литературу и воспринял философию аскетизма , прославившись строгостью его соблюдения. Унаследовав по смерти родителей имущество, он раздал его, не оставив ничего для себя и даровал свободу двум рабам, жившим в отчем доме . Оставшись жить в монастыре, Иаков затем стал его пресвитером (в энциклопедии Брокгауза употреблён термин приор ).
Важнейшим решением Халкидонского собора , состоявшегося за полвека до рождения Иакова ( 451 год ), было осуждение евтихианства как еретического учения. Однако в силу внутриполитической ситуации в странах, охваченных ересью, Халкидонский собор, словами М. Э. Поснова , «стал знаменем пререкаемым… монофизитство нашло себе опору в национальной розни, которой не могли преодолеть ни греческая культура, ни римское владычество» . И через три четверти века, к моменту воцарения императора Юстиниана I ( 527 год ) эта неустойчивость не была преодолена, что отражалось во взаимно согласованном, по мнению Прокопия , «распределении ролей» между императором и его супругой, Феодорой . Юстиниан продолжал (до 531 года ) гонения на монофиситов (Уэйс упоминает тюремное заключение, прочие лишения и ссылки ), в то время как Феодора выражала им сочувствие и «тайную» поддержку.
Так или иначе, известность Иакова как сурового аскета и образованного богослова со временем достигла Константинополя , и Феодора вызвала молодого настоятеля провинциального монастыря в столицу. Очевидно сочувствующий монофиситам английский энциклопедист Henry Wace пишет, что ни оказанные Иакову в столице почести, ни «богатство двора» не привлекли аскета, и он избрал для жилья один из монастырей Константинополя, где на протяжении 15 лет вёл жизнь отшельника .
За десятилетия, минувшие с начала борьбы империи с противниками халкидонизма, одна за другой целые области Сирии лишались своих пастырей: некому было рукополагать новых епископов-нехалкидонитов. Упоминая главу одной из провинций на востоке Византийской Сирии, шейха Харита V ( англ. sheikh Harith ), как ещё один источник зла для нехалкидонитов, Уэйс подводит к тому, что в этих непростых условиях Феодора и уговорила отшельника Иакова покинуть келью и принять непростое предложение стать «апостолом монофизитства на Востоке» .
Со ссылкой на Ассемани Уэйн датирует это событие 541 годом .
Рукоположение Иакова — номинально, епископом Эдессы, а фактически «митрополитом с экуменическим масштабом полномочий» — требовало адекватно высокого состава участвующих в этой хиротонии епископов. Действительно, к этому времени в Константинополе находилось немало известных епископов-нехалкидонитов со всех концов Востока, включая низложенного патриарха Константинопольского Анфима , а также Феодосия Александрийского, Констанция Лаодикийского, Иоанна Египетского, Петра и ряда других.
По Уэйну, все эти иерархи явились в своё время в столицу, чтобы выразить своё неудовольствие борьбой, начатой императором с ересью. Энциклопедист добавляет, что все они были препровождены Юстинианом в один из дворцов, где оказались в своего рода «почётном заключении» (по другим источникам, патриарха Анфима 12 лет укрывала в тайной келье своего дворца лично Феодора ). Иные объяснения причин столь высокого уровня собранного в Константинополе синклита указывают М. Э. Поснов и А. В. Карташёв: ещё в 531 г. Юстиниан прекратил насилия и разрешил изгнанным нехалкидонитам вернуться в их церкви и монастыри , а в 533 году провёл в столице обширный диспут, так называемый Collatio Constantinopolitana . Более того, по Карташёву сам Харит V, по вере нехалкидонит, «хотел иметь в своем эмирате двух епископов: одного — для проживающих тут христиан кесарской церкви, и другого — для себя и других монофизитов», и потому выступил как один из инициаторов рукоположения Иакова по прозванию Бурд’оно в епископы Эдессы .
Став епископом, Иаков с огромным рвением приступил к рукоположению нового духовенства для воссоздания сирийских церковных общин. Это потребовало от него вести фактически кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь из одной точки в другую в пределах Малой Азии, Междуречья, Сирии и смежных областей, вплоть до границ Персии. Изумляясь скорости, с которой он преодолевал значительные расстояния, современники (Abulpharagius) называли его вторым Асаилом (Asahel). Будучи аскетом, епископ не был обременён тяжеловесной поклажей, и ему не требовалось ждать неспешных караванов. Хотя Gibbon предположил, что арабы предоставляли своему духовному вождю самых скороходных дромадеров , другие биографы пишут, что ходил Иаков из города в город пешком , в одеянии нищих странников — такое облачение в известной степени повышало его личную безопасность в дальних перемещениях. По истёртой накидке из старого чепрака, в которой он неизменно являлся людям, Иаков и получил прозвище Барадей.
В 559 года Яков хиротонисал Абудемнеха епископом Тагритским. Миссионерская деятельность последнего включила в себя крещение одного из сыновей царя Хосроя I.
Основой качественной оценки итога 37-летних странствий епископа служит не спорная цифра в 100 тысяч рядовых священнослужителей (Уэйн корректирует её до 80 тысяч), рукоположённых Барадеем, а число совершённых им хиротоний высшего духовенства: по Иоанну Эфесскому , это 2 патриарха и 89 епископов . За двумя последними цифрами стоит факт воссоздания, едва ли не с нуля, всей Сирийской Церкви, которую Барадей лично обеспечил всеми предпосылками последующего самостоятельного воспроизводства иерархии духовенства на обширных территориях.