Священное Писание
- 1 year ago
- 0
- 0
Свяще́нное Преда́ние ( др.-греч. Ιερά Παράδοση , лат. Sacra Traditio ) — устная, письменная и обрядовая традиция в исторических церквях и англиканском сообществе церквей . Один из источников вероучения и церковного права наряду со Священным Писанием .
Согласно православному катехизису митрополита Филарета (Дроздова) , «под наименованием „Священное Предание“ понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды» .
Термин «предание» встречается уже в посланиях апостолов :
…братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
— 2Фес.
Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
— 1Кор.
О, Тимофей! храни преданное тебе (О, Тимофее! Предание сохрани — церк.-слав. )
— 1Тим.
Святитель Василий Великий , обосновывая необходимость Священного Предания, пишет :
Из всех хранимых Церковью догматов и традиций, одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. Для благочестия же те и другие имеют одинаковую силу, и этому не будет противоречить никто, мало-мальски разбирающийся в церковных правилах. Поскольку если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, как якобы не имеющие большого значения, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, — более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку.
Священное Предание имеет три уровня :
В православии в состав Священного Предания, помимо Священного Писания (Библии), входят:
В католицизме в Священное Предание не входит Священное Писание, но признаётся необходимым, в протестантизме какие-либо дополнительные книги и правила, кроме Священного Писания не являются необходимыми и богодухновенными, так как признаётся только Священное Писание .
По мнению В. H. Лосского , источником Священного Предания могут быть и некоторые древние христианские апокрифы , не противоречащие Священному Писанию: « Церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными » (ср. Ин. ).
Большая часть апокрифов отвергается церковным вероучением как противоречащие Священному писанию. Тем не менее, существуют немногочисленные апокрифы, которые прямо не противоречат Священному писанию, при этом не входя в его состав по другим причинам (например, они написаны явно позже годов жизни лица, от имени которого они написаны). Такие апокрифы обильно цитировались средневековыми авторами и повлияли на христианское вероучение, несмотря на свой статус. В качестве источников Священного предания чаще других использовались Евангелие от Никодима и Протоевангелие Иакова .
Так называемая латинская схема отношения к Священному Преданию окончательно сформировалась в XVI—XVII веках. Она считает, что часть учения, полученного от апостолов , была зафиксирована в книгах Священного Писания, а другая, не войдя в Писание, передавалась через устную проповедь и была записана в послеапостольскую эпоху. Эта вторая часть учения составляет Священное Предание. Эта концепция была воспринята в русской богословской науке от католиков в XIX – начале XX веков и сводилась к тому, что Священное Писание не входит в Священное Предание, которые представляют собой два различных способа сохранения и распространения Божественного Откровения, взаимодополняющих друг друга . Эта точка зрения была, в частности, выражена митрополитами Макарием Булгаковым и Филаретом Дроздовым и другими русскими богословами.
В католицизме Священное Предание и Священное Писание тесно связаны между собой, так как оба берут свои начала в одном и том же Божественном источнике; Писание и Предание принимаются и почитаются с одинаковым чувством благоговения и уважения .
Только с середины XX века в православном богословии Священное Писание стало формой или частью Священного Предания, а не самостоятельным и независимым источником веры.
Для святоотеческой восточно-православной традиции характерно понимание Предания как опыта жизни во Святом Духе: « Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви » .
В исходной православной традиции Предание понимается не как передача знаний (гносеологически), но литургически — как опытное соучастие жизни Святого Духа в Церкви. В таком понимании « у Предания два смысла, это: а) совокупность образов, через которые Христос проходит в жизнь людей, и: б) восприятие этих образов от поколения к поколению » . В этом контексте Предание — источник Писания, а Священное Писание оказывается одним из выражений Предания. Или, по определению митрополита Филарета (Дроздова) : Богодухновенное Писание — есть « продолжение и неизменный, особенным устроением Духа Божия упроченный вид Предания » . Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания . В отличие от протестантства, православие отвергает те толкования Священного Писания, которые не основаны на опыте Церкви и противоречат ему. В православии утверждается, что вне Церкви, вне Предания правильное понимание Писания невозможно . Творения святых Отцов служат руководством для правильного понимания Священного Писания (Библии). При этом, хотя творения святых Отцов являются несомненно авторитетными, в православии они не рассматриваются как сочинения богодухновенные, в отличие от канонических книг Библии и догматов, утвержденных на Вселенских соборах .
Если в католицизме Священное Предание определяется в узком смысле как учение ( лат. sensu strictissimo ), передаваемого от одного поколения другому посредством живого устного слова, то в православии Священное Предание понимается в широком смысле как полнота знания об Истине, выраженной как в Священном Писании, так и церковном учении (Правиле веры), которое соответствует Священному Писанию и излагает его суть . Такое понимание Предания встречает трудности, в частности, в том, что можно составить список апостольских преданий, которые не исполняются: крещение только в проточной воде, молитва только на восток. Таким образом, апостольское происхождение предания не означает его неизменности .
Различные направления протестантизма , в отличие от исторических церквей , отрицают вероучительный авторитет Священного Предания как главного источника веры и признают допустимость самостоятельной интерпретации Священного Писания христианином. Протестантский принцип гласит: « sola Scriptura » («только Писание»). При этом ортодоксальный протестантизм, при отрицании исключительной важности Предания, в ключевых вопросах понимания Бога следует общехристианской традиции, признавая де-факто соборные постановления и «согласие Отцов» ( consensus patrum ) по догматическим вопросам, по крайней мере, периода до Второго Никейского (Седьмого Вселенского) собора . В протестантизме, за исключением крайних изоляционистских групп, существует устойчивая тенденция «внимать свидетельству Отцов и почитать его», признавая за Преданием необязательный (относительный) авторитет .