Балабанов, Василий Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́лий Васи́льевич Стру́ве ( 21 января ( 2 февраля ) 1889 , Санкт-Петербург — 15 сентября 1965 , Ленинград) — крупнейший советский востоковед - марксист , египтолог и ассириолог , педагог. Основатель советской школы историков Древнего Востока , академик АН СССР ( 1935 ), член Российского палестинского общества при Академии наук .
|
|
|
|
|
|
|
|
Яков Струве
математик |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карл
(1785—1838) филолог |
|
Эрнст
(1786—1822) |
|
Густав
(1788—1829) |
|
Василий
Яковлевич (1793—1864) астроном |
|
Людвиг
(1795—1828) профессор медицины |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Фёдор
Аристович (1816—1885) филолог |
|
Отто
Васильевич (1819—1905) астроном |
|
Генрих
Васильевич (1822—1908) химик |
|
Бернгард
Васильевич (1827—1889) государственный деятель |
|
|
Кирилл
Васильевич (1835—1907) астроном и дипломат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1845—1916) химик |
|
Герман
Оттович (1854—1920) астроном |
|
Людвиг
Оттович (1858—1920) астроном |
|
(1854—1912) математик |
|
Александр
Бернгардович |
|
Пётр
Бернгардович (1870—1944) экономист |
|
Вера
Кирилловна (1876—1949) общественный деятель |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
(1886—1933) астроном |
|
Отто
Людвигович (1897—1963) астроном |
|
(1889—1965) историк |
|
Михаил
Александрович (1890—1949) поэт |
|
Глеб
Петрович (1898—1985) поэт |
|
Алексей
Петрович (1899—1976) |
|
архимандрит
Савва (Константин Петрович) (1900—1948) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
(1914—1992) астроном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пётр
Алексеевич (1925—1968) протоиерей, врач |
|
Никита
Алексеевич (1931—2016) издатель |
|
Мария
Александровна (1925—2020) иконописец |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алексей
Петрович (род. 1958) клирик |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился в семье, к которой принадлежал целый ряд видных представителей научно-технической интеллигенции, в том числе его прадед — основатель Пулковской обсерватории Василий Яковлевич Струве .
В 1907—1911 годах учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета . Намеревался специализироваться на истории России и начал заниматься у А. С. Лаппо-Данилевского , однако заинтересовался лекциями египтолога Б. А. Тураева и исследователя античности М. И. Ростовцева . Университет окончил с отличием и был оставлен для подготовки к профессорской деятельности, а в начале 1914 года был отправлен на стажировку в Германию : несколько месяцев провёл в Берлине , где совершенствовал своё знание египетского языка под руководством Адольфа Эрмана . Вернулся на родину в середине июля из-за начала Первой мировой войны. В 1919 году, будучи (с 1916 года) приват-доцентом университета, он продолжил своё обучение на Восточном факультете : занимался аккадским, древнееврейским и другими семитскими языками у выдающегося семитолога академика Павла Константиновича Коковцова ; самостоятельно начал изучать шумерский язык . В 1920 году сменил своего учителя Б. А. Тураева на кафедре Древнего Востока Петроградского университета, где и преподавал до конца жизни.
В 1928 году В. В. Струве защитил магистерскую диссертацию о древнеегипетском историке Манефоне , жившем в IV—III вв. до н. э.: «Манефон и его время». Степень доктора исторических наук была присуждена ему honoris causa , то есть за научные заслуги, без защиты диссертации.
В 1918—1933 годах В. В. Струве руководил Египетским отделом Эрмитажа , в 1937—1940 возглавлял Институт этнографии АН СССР , а в 1941—1950 — Институт востоковедения АН СССР , с 1959 года заведовал древневосточным отделом института. Заведовал кафедрой истории древнего мира ЛГПИ (1934-?) . В 1952—1965 гг. завкафедрой Древнего Востока ЛГУ . Член ряда отечественных и зарубежных научных организаций (Комитета международных ассоциаций египтологов в Копенгагене ).
Василий Васильевич Струве скончался 15 сентября 1965 года в Ленинграде. Похоронен на Серафимовском кладбище Ленинграда (Коммунистическая площадка).
Первая работа В. В. Струве — монография «Петербургские сфинксы» (1912) — о сфинксах на набережной у Академии художеств , перевезённых в Петербург из храма фараона Аменхотепа III в египетских Фивах . За ней последовали публикации об эрмитажных памятниках (в том числе стеле военачальника Хоремхеба , ставшего фараоном в конце XIV века до н. э.).
Пятидесятилетний (1916—1965) опыт преподавания в Ленинградском государственном университете способствовал созданию Струве собственного курса истории Древнего Востока, отличавшегося от своих зарубежных и предшествующих ему русских аналогов тем, что строился на основании анализа характера социально-экономических отношений и экономического базиса древневосточных обществ, а также включением в понятие «Древний Восток» древнейших государств Китая , Индии и прилегающих территорий.
Струве приветствовал революционные события 1917 года и поддерживал социалистические преобразования в СССР. Именно ему принадлежит идея пересмотра оригинального тезиса Карла Маркса и Фридриха Энгельса относительно единства всемирного исторического процесса, проявлявшегося через чередование формаций как универсальных этапов исторического развития человечества. Согласно Марксу и Энгельсу, на стадии цивилизации общество поочерёдно проходит рабовладельческую (классическую антическую), феодальную и буржуазную ( капиталистическую ) социально-экономические формации с перспективой перехода к социалистической. Однако в труде «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству» (раздел «Экономических рукописей 1857—1859 годов») Маркс упоминал также и « азиатские производственные отношения ». На этой основе некоторые учёные делали вывод о наличии особой азиатской (архаической) социально-экономической формации, предшествовавшей рабовладельческой у древневосточных обществ. Своё условное название «азиатская» формация получила не потому, что была характерна исключительно для восточных обществ, а по причине первоначального обнаружения характерных её пережитков у отдельных народов Азии (в частности, Индии). Отсюда следовали две полярные трактовки азиатского способа производства: уникальный или, наоборот, универсальный этап истории.
В 1920—1930 годы отдельные советские историки, находившиеся под влиянием теории Освальда Шпенглера , пытались объяснить уникальность азиатского способа производства, существовавшего только у восточных обществ. Им противостояли марксистские историки-универсалисты, которые расширили первоначальный географический ареал анализа производственных отношений и пришли к выводу о существовании подобного способа производства не только на начальных периодах развития восточных обществ, но и у всего человечества в целом, считая его универсальным (например, он наблюдался в крито-микенском обществе, в Риме периода царей и ранней Республики , у цивилизаций Месоамерики ); с другой стороны, такие восточные общества как Древний Египет периода Нового царства или персидская империя Ахеменидов могут быть определены как классические рабовладельческие. Сторонники выделения отдельного азиатского способа производства выделяли такие характерные для него черты как функционирование разветвлённой ирригационной системы в условиях централизованного государства и этатистской политики; отсутствие частной собственности на средства производства ; свободные общины, эксплуатируемые государственным аппаратом, в качестве экономической основы существования общества; восточная деспотия как особый тип монархической формы правления.
Опираясь на изданные в СССР сочинения Маркса, Василий Струве к 1933 разработал « пятичленку » — парадигму смены пяти социально-экономических формаций: первобытнообщинной , рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической , начальным этапом которой является социализм (таким образом, азиатская и античная формации сливались в одну). «Пятичленка» служила основой упрощённого понимания марксистской теории и, до известной степени, орудием вульгаризации учения Маркса. Тем не менее, её распространение способствовало утверждению материалистического понимания истории и обнаружению общих черт в политическом, экономическом и социальном прогрессе разных обществ. «Пятичленка» Струве, отождествлённая с марксистским подходом, оставалась господствующей схемой советской исторической науки для анализа всех исторических периодов, несмотря на жёсткую критику, которой она была подвергнута на Московской дискуссии об азиатских производственных отношениях ( 1965 ) видными историками СССР, Франции , Венгрии и Германии .
Струве был первым историком в мировой науке, поднявшим вопрос о характере экономического базиса и социальной иерархии древневосточных обществ, определявшихся как феодальные даже такими авторитетами как Брэстед , Мейер и Тураев. Струве же рассматривал в качестве ключа к решению вопроса анализ производительных сил и определил, что основной формой эксплуатации труда на Древнем Востоке, как и в античном мире, было использование рабов (позже он признал, что основой экономической жизни в древневосточных странах была не эксплуатация рабов, а эксплуатация крестьян-общинников: долговое рабство у этих народов было развито неравномерно, а завоевательные походы, проводившиеся с различным успехом, ещё не стали основным источником пополнения количества рабов). Следовательно, Струве определял восточные общества как раннерабовладельческие, основываясь на собственном анализе шумерского общества, изучение структуры которого проводилось на основании документов хозяйственной отчётности периода III династии Ура .
Перу Василия Струве принадлежат более 400 работ по истории и лингвистике древнего мира . Его первые публикации, текст коптского папируса и монография «Петербургские сфинксы», увидели свет в 1912 . С 1928 издавался его труд о древнеегипетском учёном Манефоне. Основные идеи Струве изложены в его фундаментальном обобщающем труде «История Древнего Востока», изданном в Москве в 1941 и продолжавшим лучшие традиции школы Тураева в марксистской трактовке. Остальные труды Василия Струве были посвящены истории и истории культуры Древнего, персидского и эллинистического Египта, Месопотамии (Шумера, Вавилона , Ассирии ), Северной Сирии (на примере Угарита ), Урарту и Закавказья , Ирана , Палестины , Малой Азии , Северного Причерноморья и Средней Азии . В частности, истории древних государств, расположенных на территории Советского Союза, он посвятил свои «Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии», изданные посмертно в 1968 . Значение фактического материала, последовательно изложенного в трудах Струве, подкрепляется индуктивными обобщениями и анализом значения той или иной исторической эпохи в контексте развития стран и народов.
Василий Струве издал несколько древнеегипетских письменных памятников, находящихся в музеях Москвы (в основном в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина ) и Ленинграда, в том числе ряд демотических текстов Позднего периода Древнего Египта и « Московский математический папирус », текст которого был транскрибирован ещё Тураевым. Под руководством Струве были тщательно изучены «речения» Ипувера и Неферти , относящиеся к концу Среднего царства , поскольку они приводили относительно редкие для египетской литературы свидетельства всплеска классовой борьбы , интересовавшие советскую науку. Другой безусловной заслугой Струве является то, что его наследие позволило сломать безраздельно господствовавшие в исторической науке представления о древневосточных обществах как исконно феодальных.
Василий Струве редактировал целый ряд наименований исторической периодики и коллективных трудов по всемирной истории , участвовал в подготовке энциклопедических изданий, а также инициировал начавшееся в 1961 издание Советской исторической энциклопедии , будучи членом Главной редакции энциклопедии.
Историю Древнего Востока читал Василий Васильевич Струве — высокий, крупный, чрезмерно полный человек с рыжими усиками, из-за большой, рано поседевшей головы казавшийся несколько старше своих лет: в 1934-м ему было только сорок пять. Струве до революции получил основательное образование, стажировался в Берлине. Воспитанный в дворянской семье, он попытался приспособиться к новым условиям, и не без успеха. В начале тридцатых Струве сделал блестящую карьеру. В 1935 году Струве станет академиком, в 1937-м возглавит академический Институт этнографии, а с 1941-го — Институт востоковедения. По свидетельствам слушателей, читал он скучно, запинаясь, усыпая речь бесчисленными словами-паразитами: «к сожалению», «знаете ли», «вот видите». Зато был человеком добрым, внимательным к студентам и, несмотря на карьеризм , не подлым. Когда арестуют профессора Ковалёва , заведующего кафедрой истории Древнего мира, и всех преподавателей заставят «отмежеваться» от «вредителя» и «врага народа», Струве публично откажется это сделать. Позднее он будет хлопотать и за Л. Н. Гумилёва .
Василий Васильевич Струве, как и Петропавловский, читал скучно, но то, что он рассказывал, было ближе к моим интересам; после одной из лекций я подошел к нему с каким-то вопросом; он принял меня благосклонно, предложил проводить себя и по дороге убеждал меня в правильности каких-то своих теорий — в общем, говорил о чем-то своем, и этот разговор мне не запомнился.
Был он высокий, более чем упитанный, румяный, с очень большой, слегка всклокоченной, совершенно седой головой и рыжими усиками; когда говорил (тоненьким, писклявым голоском, все время приговаривая «голубчик»), показывал редкие зубы. Несмотря на проявленную ко мне доброжелательность, чем-то он мне не понравился. От острот его не хотелось смеяться.
1948 — 15.09.1965 — дворец великого князя Владимира Александровича — улица Халтурина, 27.
Монографии и обобщающие работы :
Статьи :
Библиография: