Interested Article - Аномейство

Аноме́йство (от др.-греч. ἀνόμοιος — « неподобный » ← др.-греч. ἀ-, ἀν- — « не » + др.-греч. ὁμοίως — « подобный », также аэтианство , евномианство ) — крайнее арианство , последователи которого настаивали на сущностной инаковости Отца и Сына, на их неподобии.

История

Аномеи не были непосредственно связаны с Арием и его учениками, хотя были близки к родственной ему антиохийской богословско-экзегетической школе Лукиана . К старшему поколению ариан они относились неодобрительно, так как самого Ария они считали недостаточно последовательным. Основателем аномейства был диакон Аэтий , начавший свою проповедь в Александрии в 356 году и вскоре переселившийся в Антиохию. В ней он имел значительный успех и образовал группу последователей, среди которых особенно выделялся Евномий , впоследствии епископ Кизикский. В то время как Аэтий был известен главным образом своей блестящей диалектикой, Евномий обладал строгим логическим умом и ясной выразительной речью, снискавшей ему популярность. Святитель Василий Великий обвиняет Евномия в том, что в своих доказательствах он пользуется Хрисипповыми умозаключениями .

Аномейская ересь, подрывавшая основы христианской веры, вызвала незамедлительную реакцию Церкви. Появление аномейства было в своём роде саморазоблачением арианства. Поэтому борьба с ним Церкви привела к консолидации православных на Востоке и в конечном счёте к окончательной победе Церкви над арианской ересью. С аномейством боролись лучшие силы Церкви: святые Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Иоанн Златоуст . Аномейство было предано анафеме первым правилом Второго Вселенского собора в 381 году .

Учение

Бог Отец у Евномия — абсолютная монада , Бог — бесконечно единый, не допускающий никакого соучастия в Своём Божестве, никакого выхода из единой сущности к трём Ипостасям . Простота сущности исключает какое-либо различение, даже различение Божественных свойств. Казалось бы, подобное понятие «простоты» естественно должно было привести аномеев к агностицизму . Так, Арий, исходя из той же мысли, отказывает даже Сыну в возможности познания Отца .

Примечания

  1. Свящ. Владимир Шмалий . // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 471-473. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1905. — Т. доп. I. — С. 124.
  • Свящ. Владимир Шмалий . // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 471-473. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
Источник —

Same as Аномейство