Interested Article - Цезаропапизм
- 2020-09-09
- 1
Цезаропапи́зм , также цезарепапи́зм (от лат. caesar — « цезарь » и лат. papa — « папа ») — термин , введённый латинской, романогерманской, западноевропейской, римокатолической историографией XIX века для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в Христианской империи , в которых глава государства ( император ) считался главой Церкви , также политическая система . Фактически это отражало не столько реалии Византии той, древней эпохи, сколько точку зрения историков XIX века на эти реалии.
Согласно этой точке зрения цезарепапизм впервые проявляет себя в Христианской, Римской и Византийской империи при императоре Юстиниане I , которого западноевропейские христиане XIX века, в отличие от древних христиан Византии уже не считали святым.
Также ряд современных светских религиоведов и протестантов считают, что цезарепапизм начал появляться уже при первом христианском императоре Константине I и его династии, и затем при Феодосии Великом (347–395 годы) и получил только формальное закрепление в Кодексе Юстиниана .
История термина
Термин цезаропапизм (как и антагонистический термин папоцезаризм , обозначающий право главы Церкви на верховную светскую власть) прослеживается с середины XVIII в., когда он стал употребляться в критике со стороны протестантских богословов в отношении предшествовавших им конфессий, в которых важную роль играла иерархия и уважительное отношение к действующей, светской власти — древнего христианства, названного позднее восточным, православным, греческим и русским христианством и более позднего, папского христианства, римокатоличества.
В реформированном христианстве была принята концепция разделения светских и духовных властей, вплоть до полной их несовместимости. С точки зрения этой концепции любые отношения государственной власти с церковной считались неоправданными и были названы цезаропапизмом . В течение XIX в. этот термин в основном применялся в отношении древней Византии и византийских традиций и приобрел уничижительный оттенок.
Сама же, древняя христианская, восточная, византийская традиция опираясь на отцов Церкви наоборот признаёт идеалом соединение (неслиянное) и соработничество государственной и церковной власти (« симфонию властей »), хотя и не отрицает злоупотреблений этим принципом в истории (Поддержка евсевианства Константином Великим и его династией, монофелитские , иконоборческие и униатские императоры Византии, провозглашение императора главой церкви в Российской империи). Эти злоупотребления вполне могут классифицироваться как цезарепапизм фактически им и являясь, хотя формально аппелируя к древнему, восточному, византийскому, греческому и русскому пониманию христианства.
Исторические примеры цезаропапизма
Подобные отношения повсеместно возникают на Дальнем Западе Старого Материка вследствие Реформации , в т.ч. в протестантских странах в составе Священной Римской империи, также как и в независимых правительствах (regnum) Запада вроде Англии или Франции, когда государи стали рассматривать свою власть по аналогии с властью высших епископов Церкви, нарушая этим принцип соборности ( summus episcopus ).
Историки также усматривают цезаропапизм и в отношениях, установившихся в Российской империи по упразднении патриаршего управления между монархом и Православной Российской Церковью в так называемый Синодальный период в 1700 – 1917 годы, что и не удивительно учитывая влияние государств и стран Дальнего Запада (Западной Европы) и Священной Римской империи на страны, государство и общество Российской империи того времени. Главным идеологом цезаропапизма был Феофан Прокопович , он считал, что император является понтификом , то есть епископом над всеми епископами и главой не только над мирским чином, но и над духовенством. Для обоснования этого Феофан написал книгу «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме» (1721) , в которой теоретически обосновал цезаропапизм. Идеология цезаропапизма Феофана (император является не только главой государства, но и главой поместной церкви) стала официальной идеологией Православной Российской Церкви в так называемый Синодальный период в 1700–1917 годы. В « Присяге для членов Святейшего Синода», которая написана Феофаном, и которую принимали все его члены, давая перед Богом торжественную клятву, это было чётко написано: «Я, нижеименованный, обещаю и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием ... Исповедую же с клятвою крайнего Судию Духовного Синода, Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего Всемилостивейшего.» .
В Соединённом Королевстве, хотя видимым руководителем Поместной Церкви считается архиепископ Кентерберийский , «Верховный правитель» Церкви Англии согласно английскому законодательству — сам глава государства (король или королева); похожая система была принята во многих протестантских монархиях Европы.
См. также
Примечания
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- . Дата обращения: 26 августа 2013. 15 июня 2013 года.
Литература
- Сергий Булгаков . Православие и государство // Православие. Очерки учения православной церкви. — 3-е изд. — Paris: YMCA-PRESS, 1989. — С. 331—344.
- Дагрон Ж. / Пер. С. А. Иванова // ГЕNNADΙΟΣ. — М.: Индрик, 2000. — С. 80—99. (недоступная ссылка)
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-09-09
- 1