Interested Article - Махасангхика
- 2021-05-26
- 2
Махасангхика ( Санскрит : महासांघिक IAST : mahāsāṃghika ; кит. трад. 大眾部 , пиньинь dàzhòng-bù , букв. — Большая сангха , Великое собрание ) — «учение большинства» , направление в буддизме, появившееся после раскола в общине на Втором буддийском соборе (по другим источникам направление появилось ещё во время Первого буддийского собора ).
История
Согласно известной китайской версии, на Первый буддийский собор, оформивший направление Тхеравады , не смогла попасть большая часть учеников Будды Шакьямуни . Поэтому эти ученики организовали альтернативный буддийский собор и записали собственный канон. Собором, сформировавшим раннюю школу Махасангхики, руководил .
Большинство источников относят появление школы Махасангхика ко Второму буддийскому собору . Свидетельства, касающиеся Второго собора, запутанны и неоднозначны, однако считается, что основным его результатом стал раскол сангхи на две школы — Стхавиравада и Махасангхика. При этом, согласия относительно причин этого раскола пока не наблюдается. Эндрю Скилтон предположил, что проблему различных свидетельств решает Шарипутра-париприччха, документ, который является древнейшим сохранившимся свидетельством о расколе. Согласно этому документу, собор был созван на Паталипутре по вопросам Винаи , а раскол произошёл потому, что большинство участников (Махасангхика) отказалось принимать дополнение к правилам, предложенное меньшинством (Стхавиравада) . Из-за этих правил махасангхики решили, что стхавиравады пытаются изменить оригинальную Винаю и становятся отступниками .
Исследователи пришли к общему согласию относительно того, что причиной раскола стало именно обсуждение Винаи, и отмечают, что свидетельства школы Махасангхика поддерживаются самими текстами Винаи, а тексты школы Стхавиравада содержат больше правил, чем тексты школы Махасангхика. Современная наука в целом соглашается с тем, что Виная Махасангхики является старейшей . Согласно Скилтону, в будущем учёные могут решить, что исследование школы Махасангхика будет способствовать лучшему пониманию ранней Дхармы-Винаи, чем школы Тхеравада .
Согласно более старой научной версии, махасангхики были не согласны с рядом жёстких правил социальной жизни монахов, поэтому на Втором буддийском соборе были подняты десять вопросов, включая вопросы трапезы и денежного пожертвования. При этом махасангхики отстаивали интересы мирян, которые хотели, чтобы община состояла не только из монахов. Собор не поддержал нововведения, но махасангхики не согласились с решением собора и покинули собрание .
В дальнейшем махасангхики из-за их присутствия на севере Индии образовали северную традицию (бэйчуань, 北传), в которой присутствовало 20 дочерних школ, из которых наиболее заметными считаются две: локоттаравада и экавьявахарика (« те, чья практика дает результаты в одно мгновение »). Последователи всех школ к I веку н. э. активно использовали праджняпарамитские сутры, которые являлись ключом к трансформации «от рационализации раннего буддизма к интуизации содержания сознания адептов» .
Ряд исследователей считают, что Махасангхика являлась основой для последующих школ махаяны . Е.А. Торчинов даже называет Махасангхику "протомахаяной"
Учение
Одной из основных причин разногласий на втором буддийском соборе также послужили разногласия о природе архата : представители Тхеравады заявляли, что архаты совершенно лишены тревог и в этом подобны Будде , а представители отколовшейся от Тхеревады Махасангхики заявляли, что в архатах всё ещё присутствуют страстные желания . Архат Махадева высказал следующие положения, которые окончательно сформировали Махасангхику :
- у архата может быть скрытая похоть;
- у архата может быть незнание чего-либо;
- у архата могут быть сомнения;
- в вопросах духовности архат больше полагается на знания других, чем на свой опыт;
- архат «может нарушать правила медитации неуместными возгласами».
Одновременно Махасангхика в отличие от ватсипутриев , самматиев , сарвастивадинов и пурвашайлов отказывалась признать, что нирвану можно «потерять», в чём они были согласны с Тхеравадой и саутрантикой . В то же время буддологи Р. Бусвелл и П. С. Джайни указывали, что небольшая часть махасангхиков имела противоположное мнение. Ослабляя духовный уровень архата, Махасангхика при этом ставила будд и бодхисаттв на «надмирный» уровень .
Махасангхика имела свой канон, состоявший из пяти разделов: Виная-питака , Самъютта-питака (второй раздел в Палийском каноне ), Абхидхарма-питака , Сутра-питака и Дхарма-питака. Также существовали и отдельные тексты, например, « Пратимокша -сутра» .
Махасангхика считала, что сознание, которое школа сравнивала со светильником, может авторефлексировать, что проявляется в «способности познавательных актов отражать наряду с внешними объектами также самих себя». В отличие от других школ, Махасангхика также настаивала на том, что осознание звука и осознание осязания может возникать в потоке сознания одновременно .
Некоторые исследователи трактуют известную информацию о школе в пользу того, что Махасангхика считала деление на сансару и нирвану не соответствующим реальности .
Символами учения Махасангхики являлись жёлтый цвет и морская раковина. В учении также значительная роль отводила чудесам, совершённым, как считается, Буддой. Махасангхика также считала, что тело Будды было совершенным и не содержало «нечистот» .
Примечания
- ↑ .
- , pp. 47—48.
- ↑ , p. 64.
- , p. 48.
- ↑ , с. 449.
- ↑ , с. 451.
- ↑ .
- , с. 21.
- , с. 78.
- ↑ , с. 449—450.
- ↑ , с. 450.
Литература
- Берзин А. , 2007.
- Лысенко В. Г. . — М. : ИФ РАН , 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9 .
- Торчинов Е. А. . — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8 .
- Чебунин А. В. Развитие буддизма до его проникновения в Китай // История проникновения и становления буддизма в Китае: [монография]. — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВСГАКИ , 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-89610-144-4 .
- Шохин В. К. Махасангхика // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ;. — М. : Вост. лит., ИФ РАН , 2011. — С. 448—451. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
- Skilton A. A concise history of Buddhism. — 2 edition. — Windhorse Publications, 2004. — 272 с. — ISBN 0904766926 ISBN 978-0904766929 .
- 2021-05-26
- 2