Interested Article - Юнкерские училища
- 2021-03-17
- 3
Юнкерские училища — военно-учебные заведения для подготовки нижних чинов пехоты и кавалерии к офицерскому званию для службы в Русской императорской армии Российской империи .
Юнкерские (юридические) школы
С первых дней своего правления Павел I обратился к реставрированию учреждённых ещё Петром I юнкерских школ при Сенате на прежних основаниях, мотивируя это необходимостью для службы. В связи с этим 1 января 1797 года вышел его указ, данный Сенату, которым предписывалось при департаментах Сената в Санкт-Петербурге и Москве и во всех коллегиях (исключая адмиралтейскую и военную) восстановить «определение и обучение» юнкеров ; 14 января 1797 года был издан доклад генерал-прокурора князя А. Б. Куракина «Об учреждении школы при Канцелярии Санктпетербургских департаментов Сената для обучения Юнкеров» , в котором указывалось, что в школы могли приниматься только дворянские дети, возрастом от двенадцати лет; первая юнкерская школа была открыта уже 22 февраля . Главным предметом обучения предполагалась юриспруденция . Гражданские законы изучались как на теоретическом уровне, так и на практике. Для этого обучаемые под руководством учителя, специально составляли прошения. Для управления школой назначался инспектор из числа старших учителей, за которым в свою очередь наблюдал назначенный генерал-прокурором сенатский чиновник. Учащиеся получали жалованье в размере ста рублей в год. Успешные ученики спустя два года производились в коллегии-юнкеры четырнадцатого класса Табели о рангах . Первые выпускники направлялись на службу в Сенат и коллегии. Н. И. Греч , обучавшийся в такой школе юнкеров указал, что в ней «учили немногому, но учили добросовестно и основательно». В апреле 1798 года по указу Павла I было запрещено обучаться за границей в любых образовательных учреждениях; в то время в Лейпциге таких студентов было тридцать шесть человек, в Йене — шестьдесят пять. В июне 1798 года появилось требование, чтобы в течение двух месяцев все российскоподданные юноши, обучающие за пределами России, вернулись на родину; при этом появился ещё и указ о конфискации имений в пользу казны. Впоследствии петербургское юнкерское юридическое училище было преобразовано в Императорское училище правоведения .
Военные юнкерские училища
До середины 1860-х годов военно-учебные заведения давали лишь около трети от всего числа офицеров, необходимого для российской армии, а потому корпус офицеров большей частью комплектовался производством вольноопределяющихся и унтер-офицеров, прослуживших определённый срок и выдержавших весьма лёгкий экзамен.
Неудовлетворительность подготовки этой части офицеров выяснилась ещё до Крымской войны 1853—1856 гг. , и тогда же при некоторых штабах, по частному почину военных начальников, были открыты юнкерские школы .
По окончании Крымской войны было предположено устроить юнкерские школы во всех армейских корпусах, но, за недостатком денежных средств и неудобством организации военно-учебных заведений при корпусных штабах, передвигавшихся вместе с войсками с места на место, таких школ было открыто всего три.
Только с преобразованием старших классов кадетских корпусов в военные училища, в 1864—1865 гг. стали открываться окружные юнкерские училища во вновь образованных военных округах . Одним из первых было открыто Виленское пехотное юнкерское училище .
В юнкерские училища принимались нижние чины всех сословий и исповеданий (кроме иудейского ), при удостаивании их к тому непосредственным начальством. Курс в училищах продолжался два года, причём имевшие аттестаты об окончании средних учебных заведений (7- и 8-классных гимназий и реальных училищ) могли поступать прямо в старший класс, но большинство поступало в младший класс или с поверочным экзаменом по русскому языку (прошедшие 6 классов средних учебных заведений), или с экзаменом по особым облегчённым программам (не имеющие этого ценза).
Прохождение курса юнкерских училищ было сделано обязательным для всех вольноопределяющихся (а с 1875 года — и жеребьевых), желавших приобрести право на производство в офицеры, и с 1868 года было прекращено производство нижних чинов в офицеры за выслугу лет.
Окончившие курс выпускались в свои полки подпрапорщиками , эстандарт-юнкерами и подхорунжими и производились в офицеры не иначе как по удостаиванию непосредственного начальства: отнесенные по успехам в науках к I разряду производились в офицеры в самый год выпуска из училища, после лагерных сборов, причём в случае неимения вакансий в своем полку могли быть переведены в другие полки; отнесенные ко II разряду производились в офицеры не ранее как в следующем за выпуском году, так же не иначе как на вакансии, причём при производстве разрешалось переводить в другие части только тех из них, которые имели образование не ниже среднего. В общем числе оканчивающих юнкерские училища выпускаемые по I разряду составляли весьма незначительный процент, а большинство выпускаемых по II разряду не имели требуемого образовательного ценза и долгие годы ожидали в звании подпрапорщика производства в офицеры на вакансии в своей части, достигая чина прапорщика (впоследствии подпоручика ) тогда, когда их сверстники по выпуску из военных училищ успевали далеко уйти вперед по пути служебной карьеры.
Если своей служебной подготовкой и знанием быта нижних чинов выпускаемые из юнкерских училищ подпрапорщики большей частью и превосходили офицеров, окончивших курс военных училищ, то по своему общему образованию и теоретической военной подготовке они значительно им уступали, вследствие чего в пехотных и кавалерийских войсках состав офицеров распадался на две группы — окончивших военные и юнкерские училища; последние назначались на ответственные должности командиров отдельных частей сравнительно редко и обыкновенно заканчивали свою карьеру чином подполковника .
В начале XX века для устранения этой неоднородности в составе корпуса офицеров и для улучшения вообще подготовки офицеров учреждены новые училища — московское и киевское пехотные (в 1900 г.) и елизаветградское кавалерийское (в 1902 г.), для молодых людей с высшим и средним общим образованием; расширены штаты военных училищ, назначенных впредь исключительно для воспитанников кадетских корпусов (число корпусов значительно увеличено, а штаты их расширены), наконец, в 1901 г. преобразованы все окружные юнкерские училища.
По положению на 5 июня 1901 года имелось семь пехотных ( петербургское , виленское , тифлисское , одесское , казанское , чугуевское и иркутское ), одно кавалерийское ( тверское ) и три казачьих ( новочеркасское , ставропольское и оренбургское ) юнкерских училищ, причём они более не назывались окружными; в каждом училище положено по штату от ста (в иркутском) до четырёхсот (в петербургском, виленском и тифлисском) юнкеров , которые делятся в строевом отношении на роты, эскадроны и сотни.
Учебный курс увеличился до трёх лет и делился на три класса — один общий и два специальных. К приёму в училища допускались:
- молодые люди всех сословий, достигшие 16-летнего возраста и имеющие право поступить на службу вольноопределяющимися
- нижние чины всех сословий, удостоенные начальством.
В общий класс принимались: не окончившие курса 6 классов гимназий и реальных училищ, по держании приемного экзамена по особым программам из курса шести классов, а окончившие шесть классов, но не имеющие права на поступление в военные училища (где требуется окончание полного курса), — с экзаменом по русскому языку; в первый специальный класс принимаются: без экзамена — лица, имеющие права на поступление в военные училища, а с поверочным экзаменом по русскому языку, математике и физике — лица, окончившие шесть классов; экзамены производятся в августе, и поступающие принимаются по старшинству полученных баллов, причём главный штаб по числу имеющихся вакансий заранее определяет, какое число молодых людей той или другой категории по образованию может быть принято в училища.
Общий класс служил для пополнения среднего образования ; в нём преподаются Закон Божий , русский язык, математика , физика , химия , география , история , гигиена , черчение и один из иностранных языков ; некоторые из этих предметов заканчивались уже в специальных классах.
Из специально-военных предметов преподавались, по программам почти таким же, как в военных училищах, тактика , военная история , топография , фортификация , артиллерия , военная администрация, законоведение , военная география и воинские уставы , а в кавалерийских и казачьих училищах, кроме того, конно-саперное дело и иппология .
В неделю полагалось 27 уроков (по 50 минут); кроме того, были установлены практические занятия по тактике, топографическому черчению, военной администрации, законоведению и конно-саперному делу, а также обучение оружейному делу в мастерских.
Летом юнкера вывозились в лагеря, где, независимо от строевых упражнений, занимались в поле военно-глазомерными съемками, решением тактических задач и сапёрными работами.
Окончившие полный курс по результатам выпускных экзаменов, строевому образованию и поведению делились на 3 разряда и производились в офицеры на тех же основаниях, как и юнкера военных училищ, но исключительно в пехотные и кавалерийские части; первый разряд выпускался подпоручиками и корнетами с одним годом старшинства, второй разряд — теми же чинами без старшинства, третий разряд — унтер-офицерами с правом на производство в офицеры без экзамена, но не ранее как через год и не иначе как по ходатайству строевого начальства.
Все юнкерские училища состояли в ведении главных начальников военных округов и подчинялись начальникам окружных штабов; высший надзор за учебной частью во всех училищах принадлежал главному начальнику военно-учебных заведений, а за специально-кавалерийским делом — генерал-инспектору кавалерии.
Юнкерские училища постепенно преобразовывались в военные училища. В 1911 году все юнкерские училища были преобразованы в военные, и этот тип военно-учебных заведений перестал существовать .
Примечания
- Полное собрание законов Российской империи. Т. 24. — № 17707.
- Полное собрание законов Российской империи. Т. 24. — № 17733.
- . Дата обращения: 15 апреля 2022. 15 апреля 2022 года.
Литература
- Лыкошин А. С. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1904. — Т. XLI. — С. 395—397.
- 2021-03-17
- 3