Interested Article - Лекции по философии истории

«Лекции по философии истории» ( нем. Vorlesungen über die Philosophie der Weltgeschichte ) — сочинение Гегеля , раскрывающее суть его философии истории. Создано на основе лекций, прочитанных в Берлинском университете с 1822 по 1830 год. Были опубликованы посмертно.

Содержание

Гегель утверждает разумный характер исторических изменений, где сама «всемирная история» ( Weltgeschichte ) человечества оказывается необходимым обнаружением Мирового Духа ( Weltgeist ). Гегель не скрывает своей приверженности провиденциализму и в числе своих целей называет теодицею , то есть «оправдание бога» за то зло, которое совершается в истории. Субъектом исторического развития является «всемирно-исторический народ» ( нем. welthistorische Volk ). Первым историческим народом Гегель называет персов. Египтян, финикийцев и евреев Гегель рассматривает в качестве составных частей персидского государства. Хотя помимо них существуют «великие нации» ( Nation ) — китайцев и индусов. От персов эстафета ( Herrscherstab , дословно: скипетр ) истории переходит к грекам ( Griechen ), а от тех — к римлянам ( Römer ) и далее к германцам.

Гегель различает Новый и Старый Свет , где Греция является «светлой точкой» ( нем. Lichtpunkt ) истории, а Африка «детской страной» ( нем. Kinderland ). Азию он делит на Переднюю и Дальнюю ( Hinterasien ).

Гегель не отрицает роль страстей в истории, однако эти страсти отдельных индивидуумов в исторической перспективе питают собой народную волю. Связь страсти отдельного индивидуума с волей Мирового Духа Гегель называет «хитростью разума» ( нем. List der Vernunft ). Эта диалектическая связь наибольшей результативности достигает у «исторических людей» ( нем. geschichtlichen Menschen ) вроде Александра , Цезаря или Наполеона , которых Гегель также называет «великими людьми» ( нем. großen Menschen ) или «героями» ( нем. Heroen ).

Величайшей заслугой греков Гегель называет осознание свободы ( нем. Freiheit ) — важнейшего атрибута Духа. Собственно, вся всемирная история и есть прогресс ( нем. Fortschritt ) в сознании свободы. Хотя люди часто хотят благополучия, но требуют они как правило свободы. Осуществлением свободы занимается государство ( нем. Staat ), поскольку основная его функция правоохранительная. В мистическом плане государство является нравственным целым и выражением божественной идеи.

Немцы основали ряд государств: Вестготов, Франков, Остготов, Бургундов, Англов и Россию ( das russische Reich ). Великая славянская нация ( die große slavische Nation ) обитала между Эльбой и Дунаем, создавая буфер между Европой и Азией, но она не сыграла важной исторической роли. Тем не менее, поляки спасли Вену от турок и приобщились западному разуму ( der westlichen Vernunft ). Империя Карла Великого была разделена на округа, где во главе местного ополчения ( ландвер ) стоял граф. Впоследствии империя распалась на герцогства Эльзас , Фрисландия , Лотарингия , Реция и Тюрингия .

Оглавление

  • Ч. I. Восточный мир. ( Die orientalische Welt : Китай, Индия, Персия)
  • Ч. II. Греческий мир ( Die griechische Welt ).
  • Ч. III. Римский мир. ( Die römische Welt : в том числе Византия )
  • Ч. IV. Германский мир. ( Die germanische Welt : переселение народов, Средние века , Новое время )

Цитаты

  • Разум господствует в мире — нем. die Vernunft die Welt beherrsche , die Vernunft die Welt regiere (Введение)
  • Государство есть божественная идея — нем. Der Staat ist die göttliche Idee (Введение)
  • Всемирная история есть выражение божественного, абсолютного процесса духа в его высших образах, она есть выражение того ряда ступеней, благодаря которому он осуществляет свою истину, доходит до самосознания (102)
  • Америка есть страна будущего — нем. Amerika ist somit das Land der Zukunft (133)
  • Как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия её начало (147)
  • Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины (357)

Ссылки

  • Гегель Г. В. Ф. = Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte. — СПб. : Наука , 1993. — С. 57—480. — 480 с.
Источник —

Same as Лекции по философии истории