Гейне, Мориц
- 1 year ago
- 0
- 0
Мориц Маркович Гродзинский ( укр. Мориц или укр. Моріц Маркович Гродзинський ; 14 (26) января 1887 , Новоспасовка , Таврическая губерния , Российская империя — 22 или 24 ноября 1962 , Харьков , Украинская ССР , СССР ) — советский учёный- правовед , специалист в области уголовно-правовых наук. Доктор юридических наук (1941), профессор (1938). Заслуженный деятель науки Украинской ССР (1946).
Заведующий и профессор кафедры уголовного права и процесса Харьковского юридического института , профессор кафедры уголовного права Всесоюзного юридического заочного института , заведующий секцией уголовного процесса Всесоюзного института юридических наук . Являлся соавтором ряда нормативно-правовых актов СССР , РСФСР и Украинской ССР .
Среди учёных, подготовленных М. М. Гродзинским, были С. А. Альперт , М. И. Бажанов , Ю. М. Грошевой и В. А. Познанский .
Мориц Гродзинский родился 14 (26) января 1887 года в селе Новоспасовка Таврической губернии (ныне — село Осипенко Бердянского района Запорожской области Украины ). Среднее образование получал в бердянской гимназии, которую окончил в 1905 году экстерном. В следующем году поступил на юридический факультет Императорского Харьковского университета , который окончил в 1910 году, после чего начал вести юридическую практику . Учителем Морица Марковича считается профессор А. Д. Киселёв . М. Гродзинский знал четыре иностранных языка — английский , итальянский , немецкий и французский .
В 1910 году он стал помощником присяжного поверенного , а затем с марта 1917 года по 1919 год был присяжным поверенным. В 1919 году работал правозащитником при Харьковском революционном трибунале . После создания Харьковского института народного хозяйства был приглашён в него , и с 1920 и до конца жизни преподавал в нём и правопреемственных вузах. С самого начала своей работы в вузе М. Гродзинский занял должность профессора курса уголовного права, где стал (до 1935 года) читать лекции по Особенной части уголовного права . С 1920 по 1922 год он последовательно совмещал преподавательско-научную деятельность с консультативной работой при , и . С 1923 года и на протяжении следующих двадцати пяти лет (с перерывом с сентября 1943 по февраль 1944 ) входил в состав Харьковской коллегии адвокатов . Весной — летом 1923 года был командирован в Германию для изучения уголовно-процессуального законодательства. В сентябре 1930 года был переведён на должность профессора уголовного процесса Харьковского института народного хозяйства .
В сентябре 1936 года занял должность заведующего недавно созданной кафедры судебного права Всеукраинского коммунистического института советского строительства и права (до реорганизации — Харьковский институт народного хозяйства), которая вскоре была переименована в кафедру уголовного процесса, а затем реорганизована в кафедру уголовного права и процесса, при этом совмещал её с должностью профессора этой кафедры . Из-за начала Великой Отечественной войны , в сентябре 1941 года был эвакуирован в Чкалов , где вскоре занял должность профессора на кафедре уголовного права в Чкаловском филиале Всесоюзного юридического заочного института , а весной 1943 переехал в Москву , где занял аналогичную должность в Московском филиале Всесоюзного заочного юридического института. Эту деятельность совмещал с работой во Всесоюзном институте юридических наук на должности сначала старшего научного сотрудника , а с сентября 1943 — заведующего секцией уголовного процесса. Находясь в эвакуации в Чкалове и в Москве, продолжал заниматься адвокатской практикой, был членом адвокатских коллегий .
В феврале 1944 года М. М. Гродзинский вернулся из эвакуации . Он продолжал руководить кафедрой уголовного права и процесса Харьковского юридического института до сентября 1956 года, когда был освобождён от должности по состоянию здоровья . Затем он трудился на должности профессора этой же кафедры .
Мориц Маркович скончался 22 (по альтернативным данным — 24 ) ноября 1962 года в Харькове и был похоронен на Втором городском кладбище Харькова .
Увлекался поэзией и старался прививать это своим ученикам. Любил цитировать Генриха Гейне .
В круг научно-исследовательских интересов Морица Марковича входил ряд вопросов уголовного права , уголовного процесса и криминалистики . В числе интересовавших профессора Гродзинского проблем были: принципы уголовного процесса, статус участников уголовного производства, пересмотр судебных приговоров, а также теоретический и практический аспекты теории доказывания . Являлся основателем Харьковской научной школы уголовного процесса . В рамках этой научной школы основал направление «механизм принятия решений в уголовном производстве» .
Вышедшая в 1953 году монография «Кассационное и надзорное производство в советском уголовном процессе» была переведена и издана на нескольких иностранных языках, в том числе: болгарском , немецком, польском , румынском и чешском . Учёные-правоведы А. И. Рогожин и С. А. Альперт охарактеризовали труды М. М. Гродзинского по изучению теории непрямых улик как «основательные» . Ученик Морица Марковича Ю. М. Грошевой вспоминал, что другой ученик профессора Гродзинского М. И. Бажанов призывал чаще пользоваться трудами учёных старого поколения, таких как М. М. Гродзинский и А. Л. Ривлин .
В ряде своих статей Мориц Маркович аргументированно обосновывал, что статьи в уголовном законе должны быть написаны максимально сжато. При этом, для того чтобы избежать ошибок при их практическом применении, они желательно должны быть написаны простыми предложениями, которые были бы легко воспринимаемы .
М. М. Выдря называл ошибочным вывод, сделанный Гродзинским о том, что в разыскном процессе параллельно с развитием доказательственной системы развивалась и система доказывания с помощью улик . Также он не соглашался с выводом Гродзинского о том, что вещественные доказательства в уголовном процессе занимают ведущую роль вытесняя «систему свободного убеждения» .
Белорусский правовед А. В. Дулов отмечал, что Мориц Гродзинский расплывчато определял задачи эксперта в уголовном процессе, что приводило к широкому пониманию задач самой экспертизы, и это, по мнению Дутлова, противоречило статье 16 Основ уголовного судопроизводства от 1958 года .
Мориц Маркович был в числе учёных, которые выступили против применения предлагаемого профессором М. А. Чельцовым термина « ». Гродзинский обосновал свою критику данного термина тем, что он включает в обязанности судьи знать ту информацию, которую он не обязан знать по роду своей профессиональной деятельности, и для получения которой он обязан обращается к специалисту в данной области — эксперту . Также профессор Гродзинский выступал против того, чтобы становились самостоятельными фигурами уголовном процессе, указывая на то, что в этом нет необходимости .
Учёное звание профессора было присвоено М. М. Гродзинскому 23 марта 1938 года , при этом соответствующий аттестат ему был выдан лишь летом 1946 года .
Мориц Маркович защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора юридических наук на тему «Улики в советском уголовном процессе» 24 декабря 1940 года во Всесоюзном институте юридических наук . Его официальными оппонентами стали доктора юридических наук С. А. Арсеньев и М. С. Строгович . В своём диссертационном исследовании профессор Гродзинский изложил ряд вопросов, посвящённых доказательствам , среди которых были: история их закрепления в отечественном и зарубежном законодательстве, их разделение на прямые и косвенные, а также критерии такого разделения, методы доказывания, анализ доказательств и получение на его основе выводов . 29 марта 1941 года был утверждён в соответствующем учёном звании .
В 1924 году Гродзинский издал задачник по уголовному праву, который был переиздан в 1925 и 1927 годах. На основе этих работ в середине 1920-х—1930-х годах в Харьковском юридическом институте велись семинары по уголовному праву. Кроме того, данное издание стало первым в своём роде в СССР .
Гродзинский был руководителем студенческого научного кружка при кафедре уголовного права и процесса . Также, занимался подготовкой учёных-правоведов, подготовил одиннадцать кандидатов юридических наук . Его учениками были: В. А. Познанский (1939) , М. Г. Богатырёв (1944) , З. М. Соколовский (1949) , С. Л. Перцовский (1950), С. А. Альперт (1951) , М. И. Бажанов (1951) , М. П. Диденко (1951; осуществлял научное руководство совместно с В. М. Корецким ) , Б. А. Штерн , В. А. Стремовский (1954) , Д. А. Постовой (1964; осуществлял научное руководство совместно с А. Л. Ривлиным) , Ю. М. Грошевой .
В 1950 году предложил В. Е. Коноваловой поступить в аспирантуру в Харьковский юридический институт, а в 1953 году был её оппонентом на защите кандидатской диссертации. Гродзинский был руководителем студенческого научного кружка при кафедре уголовного права и процесса . Помимо В. Е. Коноваловой, Мориц Маркович был официальным оппонентом во время защиты кандидатских и докторских диссертаций у таких учёных как: Д. П. Рассейкин (1941) , В. П. Колмаков (1941 и 1962 ), Т. Н. Добровольская (1951) , Н. Ф. Яшинова (1951) , (1954) , В. В. Сташис (1954) и И. Я. Фридман (1962) .
М. М. Гродзинский принимал активное участие в создании ряда нормативно-правовых актов в области уголовно-правовых наук, среди которых: Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов и , и , и и , и , 1924 года и Положения о судоустройстве Украинской ССР 1925 года. Так же принимал участие ряда проектов законодательных актов, которые так и не были приняты, среди них: проект и проект Уголовно-процессуального кодекса СССР, проект Закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» .
В конце января — начале февраля 1939 года вместе с Владимиром Трахтеровым в качестве докладчика принимал участие в первой сессии Всесоюзного института юридических наук , где обсуждался проект Уголовного кодекса СССР 1938 года .
Ещё будучи студентом, Гродзинский написал работу «О залоге по римскому праву», которая была удостоена золотой медали. Его первые научные труды были напечатаны в еженедельной газете « Право » в 1913 году . Всего, за период своей научной деятельности Мориц Маркович стал автором и соавтором около 200 научных публикаций .
Основными его трудами были: «Судебное исследование личности обвиняемого» (1916), «Преступления против личности (текст и комментарий к ст. ст. 142—165, 172—179 Уголовного Кодекса)» (1924), «Задачи по советскому уголовному праву» (1925), «Учение о доказательствах и его эволюция» (1925), «Обвиняемый: его обязанности и права в процессе» (1926), «Единообразие ошибок в свидетельских показания» (1927), «Уголовный кодекс. Научно-популярный практический комментарий с дополнениями и изменениями по 15 августа 1927 года» (1927), «Улики в истории инквизиционного процесса» (1937), «Улики в советском уголовном процессе» (1945), «Кассационное и надзорное производство по уголовным и гражданским делам» (1945), «Кассационное и надзорное производство в советском уголовном процессе» (1949 и 1953), «Настольная книга следователя» (1949), «Адвокат в советском уголовном процессе» (1954), «Государственный обвинитель в советском суде» (1954) и «Теория доказательств в советском уголовном процессе: Часть особенная» (1967) .
Активно публиковался в журнале « Вестник советской юстиции на Украине », который выходил с января 1922 года . Также ряд трудов профессора Гродзинского печатались в научном сборнике « Учёные записки » Харьковского юридического института .
Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 8 февраля 1946 года «за выдающиеся заслуги в области юридических наук» М. М. Гродзинскому было присвоено почётное звание « Заслуженный деятель науки УССР » . Также был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1948) .
В своих мемуарах советский и украинский государственный деятель Георгий Корнеевич Крючков характеризовал своих институтских наставников, которые для него были примерами для подражания, в число которых входил и Мориц Маркович, как принципиальных людей, которые не поддавались конъюнктуре, а жили по закону и по совести .
30 ноября 2017 года в Национальном юридическом университете имени Ярослава Мудрого (до 1990 года Харьковский юридический институт) прошёл «круглый стол» «Мориц Маркович Гродзинский — основатель харьковской школы уголовного процессуального права (к 130-летию от дня рождения)». Среди докладов, зачитанных преподавателями кафедры уголовного процесса Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого во время этого «круглого стола», были: «В начале творческого пути: первые статьи М. М. Гродзинского» (автор — доцент Т. Н. Мирошниченко) и «Проблемы получения достоверных показаний свидетеля в трудах М. М. Гродзинского» (автор — Д. А. Шингарев). Тогда же заведующая кафедрой уголовного процесса этого вуза вместе со своими коллегами занималась восстановлением научного наследия профессора Гродзинского, в рамках которого были «найдены около 30 потерянных во времени статей, восстановлены фотографии, материалы личного дела и даже место захоронения» .