Зубрицкий, Юрий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Юрий Алекса́ндрович Крутков ( 1890 — 1952 ) — русский и советский физик-теоретик . Профессор ( 1921 ), член-корреспондент АН СССР ( 1933 ), доктор физико-математических наук honoris causa ( 1934 ).
Родился 29 мая 1890 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье. Его отец, , окончивший историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1871), преподавал греческий язык (1872—1886), с 1881 по 1886 год был инспектором в 3-й Санкт-Петербургской гимназии , с 1886 — в 5-й гимназии ; мать — Мария Ивановна, урождённая Ветвеницкая — сестра генерала И. И. Ветвеницкого и дочь протоиерея Воскресенской церкви Пантелеимоновской больницы на Удельной , Иоанна Афанасьевича Ветвеницкого. Вскоре семья переехала на Украину , где А. Ф. Крутков работал директором гимназии в Златополе и Лубнах . В 1906 году семья возвратилась в Петербург , а через два года Юрий Крутков поступил на физико-математический факультет Петербургского университета . Там он слушал лекции И. И. Боргмана , О. Д. Хвольсона , Д. С. Рождественского , В. А. Стеклова и др., участвовал в деятельности студенческих кружков, вскоре стал посещать семинары П. Эренфеста . Осенью 1913 — зимой 1914 года Крутков посетил Голландию , гостил у Эренфеста. В 1915 году окончил университет и был оставлен при кафедре физики для подготовки к профессорскому званию.
С 1918 года Крутков активно участвовал в становлении советской физики: создании Рентгенологического и радиологического института , читал лекции в новообразованном Политехническом институте , в работе образованной при Государственном оптическом институте (ГОИ) (в протоколе первого заседания комиссии от 21 января 1919 года среди организационных решений значилось: «п. 4. Обеспечить Ю. А. Круткова керосином и дровами, чтобы дать ему возможность работать продуктивно дома». В 1919 году Крутков защитил диссертацию на тему «Об адиабатических инвариантах». Привлёк к этой проблеме будущего академика, а тогда студента университета и « » ГОИ В. А. Фока , первые работы которого также были посвящены теории адиабатических инвариантов. В 1921 году Крутков стал профессором Ленинградского университета и старшим физиком Физико-математического института . В 1922 году избран председателем физического отделения Русского физико-химического общества , с 1924 года работал в Главной палате мер и весов . В 1922 году получил стипендию Рокфеллеровского фонда и отправился на стажировку в Германию и Голландию , где закупал оборудование и книги, активно налаживал научные связи (встречался с А. Эйнштейном , Г. А. Лоренцем , П. Дебаем и др.). Крутков сыграл определяющую роль в прояснении ошибочности позиции Эйнштейна в отношении результатов А. А. Фридмана , после чего Эйнштейн признал свою неправоту . В 1925 — 1926 и 1928 годах вновь посетил Западную Европу, побывав в Гёттингене , Гамбурге , Берлине .
В 1930-е годы Крутков читал лекции в ЛГУ , Военно-воздушной академии РККА , заведовал кафедрой теоретической механики Военно-механического института , работал в Отделе теоретической физики Физического института им. Лебедева АН СССР . В 1933 году избран членом-корреспондентом АН СССР (одновременно с П. И. Лукирским , И. В. Обреимовым , И. Е. Таммом , А. И. Тудоровским , А. В. Шубниковым и другими известными физиками).
30 декабря 1936 года был арестован по «Пулковскому делу» , 25 мая 1937 года осуждён на 10 лет. 29 апреля 1938 г. исключен Общим собранием АН СССР из состава членов-корреспондентов, протокол N2, §5.
Благодаря заступничеству академика А. Н. Крылова получил возможность и в заключении работать по специальности. После возвращения в Ленинград (Крутков был освобожден 4 марта 1947 года ) вновь преподавал в университете , заведовал кафедрой механики на математико-механическом факультете .
Скончался 12 сентября 1952 года после тяжёлой болезни сердца. Незадолго до кончины узнал о присуждении ему Сталинской премии за работы в области ядерной физики.
Крутков обладал незаурядным талантом лектора и популяризатора науки . 8 августа 1957 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР реабилитирован , 13 декабря 1957 года Президиумом АН СССР посмертно восстановлен в правах члена-корреспондента АН СССР.
Научные труды Круткова посвящены вопросам квантовой теории , статистической механики , механики твёрдых тел . В 1910-х — начале 1920-х годов , следуя по пути П. Эренфеста , провёл ряд исследований по теории , сыгравшей важную роль в становлении квантовой механики (сейчас эти работы представляют лишь исторический интерес).
Принципиальную важность имеет цикл работ Круткова по теории броуновского движения , которая применялась им для рассмотрения таких важных практических вопросов как описание корабельной качки ; рассмотрел ряд задач, касающихся нелинейного вращательного броуновского движения. В начале 1930-х годов внёс вклад в развитие векторной теории гироскопов , применил её в сотрудничестве с А. Н. Крыловым для рассмотрения важных задач навигации воздушных и морских судов. В 1946—1947 годах работал в институте, созданном в 1945 году из немецких физиков-атомщиков под руководством Густава Герца в Сухуми . По результатам работы награждён в 1951 году Сталинской премией второй степени совместно с докторами Х. Барвихом и Г. Герцем за исследования динамики и устойчивости каскадов газодиффузионного разделения изотопов урана, результаты которых были использованы на промышленной установке в Новоуральске .
В последние годы жизни занимался теорией упругости .