Философия логики
- 1 year ago
- 0
- 0
«Нау́ка ло́гики» ( нем. Wissenschaft der Logik ) — работа Гегеля , являющаяся основанием выстраиваемой им философской системы . Представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли ( Абсолютная идея ).
Если философия духа и философия природы изображают движение Абсолютной идеи в её инобытии (в формах движения природы и сознания), то в логике Абсолютная идея находится внутри себя в стихии своей чистоты. Царство чистой мысли есть « царство истины, какова она без покровов, в себе и для себя самой » . В этом смысле, наука логики есть изложение самой Абсолютной идеи в её необходимом развертывании. Именно в этом смысле «Наука логики» является фундаментом всей системы гегелевской философии. Следует заметить, что «Наука логики» не опровергает формальную логику , но, по замыслу Гегеля, развивает понимание логического до уровня спекулятивного . Формально-логическое по Гегелю является чем-то недостаточным, рассудочным, неполным изображением Логики как жизни идеи. Только спекулятивное, в котором формально-логическое (рассудочное) преодолевается диалектически , является истинной Логикой.
Работа была написана Гегелем в Нюрнбергский период его жизни, в бытность Гегеля директором местной гимназии.
Известно, что в 1831 Гегель предпринял попытку переработать текст «Науки логики», однако смерть помешала ему завершить задуманный проект; в итоге он успел подготовить к переизданию лишь первую часть — «Логику бытия», которая была опубликована уже после смерти Гегеля Л. фон Геннингом в 1833 году в качестве третьего тома собрания его сочинений. Две другие части вышли в свет в 1834 году, составив четвёртый и пятый тома этого же собрания сочинений.
Все три части были переизданы в 1841 году.
В 1923 году выпустил новое издание.
В юбилейном издании Полного собрания сочинений Гегеля, подготовленного , «Наука логики» вышла в составе четвёртого и пятого томов в 1928 году .
В истории философии за вариантом логики, изложенным в данной работе, закрепилось название «Большой логики», ибо существует ещё и так называемая «Малая логика», под которой принято понимать версию, изложенную Гегелем в « Энциклопедии философских наук ». Самым же популярным вариантом изложения «Науки логики» считается раздел, посвященный логике в « Философской пропедевтике », задуманной автором как пособие для старших классов гимназии и написанной в 1808 — 1811 , однако изданной лишь в 1840 .
Согласно Гегелю, логика — это форма, которую принимает наука о мышлении, когда мышление обобщают до максимально возможного общего вида. Он полагал, что в том виде, в каком наука о мышлении существовала до появления «Науки логики», эта наука о мышлении требовала полного и радикального пересмотра с «более высокой точки зрения». Он утверждал, что цель «Науки логики» была в том, чтобы преодолеть то, что он считал общим недостатком, имеющимся у всех других логических систем, — а именно, что все они постулировали полное разделение между содержанием познания (миром предметов, который считался полностью независимым в своем существовании от мысли) и формой познания (мыслями об этих предметах, которые являются гибкими, неопределёнными и истинность которых полностью зависит от того, насколько верно они соответствуют миру предметов). Этот неустранимый разрыв (между содержанием познания и формой познания), существовавший в науке о мышлении до появления «Науки логики», был, по мнению Гегеля, остатком повседневного, феноменологического (основанного на мире феноменов — ясных, чётких, повседневных предметов) и не философского мышления .
Гегель верил, что он уже решил проблему того, как устранить разрыв между содержанием познания и формой познания, в его работе « Феноменология духа » (1807), когда он ввёл понятие абсолютного знания: «Абсолютное знание есть истина всех способов сознания, потому что […] лишь в абсолютном знании полностью преодолевается разрыв между предметом и достоверностью самого себя , и истина стала равна этой достоверности, так же как и эта достоверность стала равной истине» . После того, как наука о мышлении таким способом освобождается от противоположности (сознания и его предмета ), она больше не нуждается в предмете или в материи, находящейся вне неё, и служащей основой для достоверности, но вместо этого наука о мышлении принимает форму, когда она сама себя развивает, опираясь на саму себя, и в результате приходит к форме, когда она содержит все способы рационального мышления. «Можно поэтому выразиться так, — пишет Гегель, — это содержание [которое создаётся наукой о мышлении в ходе такого развёртывания самой себя], есть изображение Бога, каков Он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа» . Немецкое слово, которое Гегель использовал для описания этой формы мышления, которая освободилась от противоположности (сознания и его предмета ), было Begriff (обычно переводимое как «понятие»).
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
Логика у Гегеля состоит из двух частей:
Примечание об обозначениях:
Это не единственная возможная схема обозначений. Можно было обозначать категории из философии Гегеля с помощью заглавных букв, а логическое ударение с помощью курсива, как это сделано в английской версии статьи, однако подобная схема обозначений не является общепринятой для русского языка (где с заглавной буквы пишут только первое слово в предложении, и никогда — слова внутри предложения).
Бытие , более точно, чистое бытие , есть первый шаг в научном построении чистого знания , которое в свою очередь является последним шагом в историческом развертывании духа, как описано в « Феноменологии духа » (1807) . Это чистое знание является простым знанием-самим-по-себе , и являясь таковым, порождает в качестве своего первого понятия чистое бытие , то есть самую чистую абстракцию из всего, что есть (хотя, и это важно, не отдельную , и не находящуюся в стороне , от всего, что есть), не имеющую внутри себя какого-либо различия или разделения на более частные понятия, а также не имеющего какой-либо связи с чем-либо, находящимся вне него .
Гегель утверждает, что элеатский философ Парменид был первым, кто высказал мысль о бытии «как об абсолютном и как о единственной истине» .
Ничто , более точно, чистое ничто, «есть простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличённость в самом себе» .
Бытие и ничто есть одно и то же . Различие между ними содержится не в них самих, а лишь в чём-то третьем, в предполагании . Доказательством различия между ними служит существование становления , которое существует лишь постольку, поскольку они различны .
Гегель утверждает, что ничто , пустота, составляет абсолютный принцип «в восточных системах, в особенности в буддизме» .
Бытие и ничто есть одно и то же, но при этом полностью противоположны друг другу. Это противоречие разрешается с помощью их непосредственного исчезания друг в друге. Возникающее движение называется становлением . Гегель утверждает, что философ Гераклит был первым, кто выдвинул понятие « становления » .
Пример (для понятия становления ). Гегель заимствует у Канта пример про «100 талеров» (« Критика чистого разума », 1787), чтобы подчеркнуть, что бытие и ничто в становлении являются одним и тем же, только когда они берутся в их абсолютной чистоте как абстракции. С точки зрения состояния имущества какого-либо человека, вовсе небезразлично, есть у него «100 талеров» или нет. На первый взгляд кажется, что это доказывает противоположность бытия и ничто . Однако бытие или небытие состояния имущества может иметь какой-либо смысл, только если тот человек, у которого они могут быть или не быть, уже есть, то есть бытие или небытие «100 талеров» связано с бытием или небытием этого человека. Следовательно «100 талеров» не могут быть чистым бытием , у которого по определению не может быть какой-либо связи с чем-либо вне его .
Становление принимает форму двух противоположных друг другу направлений : возникновения бытия и прехождения бытия .
Переход от становления к а) наличному бытию (более точно, к наличному-бытию-самому-по-себе ) (и это наличное бытие ещё не является каким-либо нечто , отдельным от своего иного ) достигается с помощью снятия . Этот термин — традиционный русский перевод для немецкого слова Aufheben — имеет двоякий смысл: он означает сохранить, удержать и в то же время прекратить, положить конец . Гегель утверждает, что снятие — один из самых важных терминов в философии. Бытие и ничто были полными противоположностями, внутреннее единство которых нуждалось в том, чтобы его выразили, развили, или опосредовали , чем-то третьим: становлением . После того, как с помощью опосредования единство бытия и ничто было достигнуто, их единство становится непосредственным . Противоположность бытия и ничто , все еще остававшаяся в становлении , была «прекращена». С новой точки зрения — с точки зрения непосредственности, становление превращается в наличное бытие , в котором бытие и ничто уже не являются отдельными терминами, но необходимо связанными « моментами », которые наличное бытие сохранило внутри себя. Снятие, таким образом, является завершением логического процесса, но одновременно начинает его с новой точки зрения .
Как моменты наличного бытия , бытие и ничто приобретают новую форму — форму аспектов б) качества . Внутри качества , бытие выходит на первый план, и, как и качество , является реальностью ; ничто , или небытие , уходит на задний план и скрывается в фоне бытия , и служит только для того, чтобы отделить какое-либо частное качество от иных , и, делая это, ничто становится отрицанием в наиболее общем виде , то есть качество становится формой отсутствия чего-либо. Качество , таким образом, содержит как то, чем наличное бытие является , так и то, чем оно не является , что с самого начало и делало его (то есть наличное бытие ) чем-то определенным .
Пример (для понятия реальности ). Гегель сравнивает понятие реальности , введенное при переходе от наличного бытия к нечто (когда реальность есть момент качества , и ее нельзя отделить от отрицания ), с более ранним метафизическим понятием реальности, которое содержалось в онтологическом доказательстве бытия Бога, в особенности в формулировке этого доказательства, данной Лейбницем . В этом доказательстве, Бог рассматривался как совокупность всех реальностей. Эти реальности рассматривались как некоторые идеальности, и их совокупность давала самое идеальное существо, которое можно вообразить: Бога. Спекулятивная логика, тем не менее, показывает, что реальность нельзя отделить от ее отрицания, и что любое добавление этих реальностей друг к другу не даст чего-то строго положительного, то есть Бога, но сохранит в себе, в равной степени, отрицание всех этих реальностей. Простое добавление реальностей друг к другу никаким образом не поменяет принцип, по которому они построены, и совокупность всех реальностей будет ни больше, ни меньше, чем тем, чем каждая из этих реальностей является в отдельности: реальностью (моментом качества ) и ее отрицанием .
Несмотря на то, что качество содержит как реальность , так и ее отрицание , внутри качества они все ещё являются отдельными друг от друга, все ещё опосредованы , точно так же, как бытие и ничто были когда-то опосредованы в становлении . Взятые в их единстве , в их непосредственности, как произойдет при ещё одном снятии, они становятся теперь моментами какого-либо в) нечто .
Нечто (точнее, когда при возникновении первого нечто , одновременно появляется иное ) является первым случаем в «Науке логики», когда происходит «отрицание отрицания». Первое отрицание, отрицание в самом общем виде, есть просто то, чем наличное бытие не является . Гегель называет это «абстрактным отрицанием». Когда это отрицание отрицается, что называется «абсолютным отрицанием», то то, чем наличное бытие является , уже более не зависит от того, чем оно является не для целей определения себя самого, но вместо этого становится действительным частным нечто в своем частном проявлении: бытием-внутри-себя . Отрицание этого (то есть наличного бытия ); то, чем оно не является, — теперь «отрезано» от него (то есть от наличного бытия ) и становится иным нечто , которое, с точки зрения первого нечто , является г) иным в самом общем виде. В конце, точно так же как становление опосредовало бытие и ничто , изменение теперь опосредует нечто и иного .
а) Нечто и иное являются отдельными друг от друга, но каждое из них содержит, внутри себя, как моменты, их прежнее единство, которое у них было в наличном бытии . Эти моменты теперь появляются вновь как бытие-в-себе , то есть как соотношение нечто с собой в противоположность своему соотношению с иным ; и бытие-для-иного , то есть как соотношение нечто с иным .
Взгляд Гегеля в этом отношении (на то, что бытие-в-себе превращается в бытие-для-иного ) противоположен Кантовскому ноумену , непознаваемой « вещи-в-себе »: бытие-в-себе , изолированное от бытия-для-иного , является ни чем иным, как «лишённой истинности, пустой абстракцией» . Если мы спрашиваем, что такое Кантовские вещи- в-себе , то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность ответить на него .
Нечто уже не является каким-либо изолированным нечто , но находится как в позитивном, так и в негативном соотношении с иным . Это соотношение, тем не менее, отражается обратно на это нечто как на какое-либо изолированное нечто , то есть как на бытие-в-себе , и делает это нечто ещё более определённым. Чем нечто является в противоположность своему соотношению с иным , есть его б) определение ; чем нечто является в соотношении с иным , есть его свойство .
Пример (для понятия определения и свойства ). Для нечто «человек», его определением является мыслящий разум, потому что это то, чем он является в противоположность своему соотношению со своим иным : животным. Однако человек связан с содержащимся в нем животным миллиардом других способов, кроме рационального мышления о нем, и то, как человек реагирует на это внешнее (по отношению к мыслящему разуму) влияние, также показывает, чем человек является. Это есть свойство человека, то есть то, чем человек является в соотношении со своим иным .
Место, в котором нечто перестаёт быть собой и становится иным , есть граница этого нечто . Эта граница также разделяется иным этого нечто , которое само является каким-либо нечто и отличается от первого нечто только тем, что оно находится по другую сторону границы . Таким образом, именно с помощью их общих границ , нечто и иное опосредованы один с помощью другого, и взаимно определяют друг у друга, их внутренние качества .
Пример (для понятия границы ). Место, в котором нечто «точка» перестает быть собой и становится иным «прямой», создаёт границу «точка» между ними. Однако, нечто «прямая» не есть только то, чем не является ее граница «точка», то есть только наличное бытие ; но, в дополнение к этому, сам принцип нечто «прямой» определяется её границей «точкой»; подобно тому, как принцип плоскости определяется прямой, а принцип тела определяется плоскостью. «Эти границы суть принцип того, что они ограничивают, подобно тому как единица, например как сотая, есть граница, но также и элемент целой сотни» .
С точки зрения границы , нечто является каким-либо частным нечто лишь постольку, поскольку оно не является чем-то ещё. Это означает, что его определение , даваемое ему им самим (унаследованное от наличного бытия ), является только относительным и полностью зависимым от того, что оно существует, противореча самому себе, своей границе . Следовательно, это нечто является лишь временным, и содержит в себе прекращение своего собственного бытия , и является в) конечным , то есть обречённым рано или поздно прекратить своё бытие . Для конечных вещей, «час их рождения есть час их смерти» .
Когда конечное прекращает своё бытие , то граница перестаёт играть свою опосредующую роль между нечто и иным , то есть отрицается, и забирается обратно в единство с самим собой — бытие-внутри-себя — у нечто , и превращается в предел для этого нечто , то есть в границу , при переступании которой это нечто перестанет существовать . Обратная сторона этого, тем не менее, в том, что граница забирает с собой отрицание себя, когда граница забирается обратно внутрь нечто ; и результатом этого отрицания границы является то, что иное начинает находиться внутри нечто и играть роль определения для этого нечто . Готовясь переступить через свой собственный предел , то качество , которое с самого начала определяло нечто , перестает быть противоположным иному ; что значит, что оно уже не просто является тем качеством , но должно быть тем качеством . Предел и долженствование являются тождественными друг другу, но при этом противоречащими друг другу, моментами конечного .
Снятие происходит ещё раз. Предел и долженствование указывают «вне» этого конечного , одно негативно и другое позитивно. Это «вне», в котором они соединяются, есть бесконечное .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
|
Этот раздел
не завершён
.
|
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
|
Этот раздел
не завершён
.
|
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
|
Этот раздел
не завершён
.
|
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
|
Этот раздел
не завершён
.
|
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
|
Этот раздел
не завершён
.
|
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
На русский язык «Наука логики» была переведена дважды.
Первый перевод был сделан Н. Г. Дебольским в 1916 году по изданию 1841 года. Второе издание перевода было осуществлено в 1929 году.
Второй перевод, сделанный Б. Г. Столпнером , был подготовлен к изданию в 1937 году Институтом философии АН СССР . «Наука логики» составила пятый и шестой тома сочинений Гегеля.
|
Этот раздел
не завершён
.
|
На английский язык «Наука логики» была переведена трижды (в 1929, 1969 и 2010 годах), а также ещё один раз (в 1929 году) был выполнен неполный перевод (содержащий только 3-ю книгу из 3-х). Основным переводом, который в настоящее время используется в англоязычном мире, является перевод 1969 года.
Первый перевод был сделан в 1929 году переводчиками и и издан в Лондоне в издательстве «Джордж Аллен и Анвин».
Ещё один неполный перевод (содержит только 3-ю книгу из 3-х) был сделан в 1929 году переводчиком ( «Логика мира и идеи в философии Гегеля» ) и издан в Оксфорде в издательстве «Кларендон Пресс».
Второй перевод был сделан в 1969 году переводчиком , автор предисловия , и издан в Лондоне в том же издательстве, где был сделан и издан первый перевод — «Джордж Аллен и Анвин». Этот перевод в настоящее время является основным переводом, который используется в англоязычном мире.
Третий перевод был сделан в 2010 году переводчиком Джордж ди Джиованни, был издан в Кембридже в издательстве «Кембридж Юниверсити Пресс».