Interested Article - Вебер, Марианна
- 2021-12-24
- 1
Марианна Вебер ( нем. Marianne Weber , урожденная Марианна Шнитгер; 2 августа 1870 — 12 марта 1954) — немецкий социолог, борец за права женщин, жена Макса Вебера .
Биография
Детство, 1870—1893 гг.
Марианна Шнитгер родилась 2 августа 1870 года в Эрлингхаузене в семье врача Эдуарда Шнитгера и его жены Анны Вебер, дочери известного предпринимателя из Эрлингхаузена Карла Вебера . В 1873 году после смерти матери она переезжает в Лемго , где живет со своей бабушкой и тетей последующие четырнадцать лет. В этот период времени у её двух братьев и отца возникают проблемы со здоровьем и их помещают в соответствующее лечебное учреждение (они сошли с ума) . Когда Марианне исполнилось 16, Карл Вебер отправил ее в престижные учебные заведения в Лемго и Ганновере, которые она окончила в 19 лет. После смерти бабушки в 1889 году она несколько лет жила с сестрой своей матери Альвин в Эрлингхаузене.
В 1891 году Марианна начала проводить время с Шарлоттенбургскими Веберами, Максом-младшим и, в частности, с его матерью Хелен. Она очень сблизилась с Хелен, о которой она говорила как о человеке, «который не понимает насколько он красив и полон внутри» . В 1893 году она и Макс Вебер поженились в Эрлингхаузене и переехали в Берлин.
1893—1920 гг.
В течение первых нескольких лет брака Макс преподавал в Берлине, а затем, в 1894 году, в Гейдельбергском университете . Марианна после переезда во Фрайбург в 1894 году училась у ведущего философа- неокантианца Генриха Риккерта . В 1895 году она услышала выступление феминисток на политическом конгрессе и присоединилась к женскому движению. В 1896 году в Гейдельберге она стала соучредителем общества «распространения феминистской мысли». В 1898 году Максу пришлось пережить сложный психологический период, связанный со смертью его отца, который умер вскоре после того, как случился между ними разговор по поводу жестокого обращения Макса с Хелен . Между 1898 и 1904 годами Макс ушел из общественной жизни: ложился в психиатрические лечебницы и покидал их, сменяя одну за другой, много путешествовал и ушел со своего престижного поста в Гейдельбергском университете . За это время их роли несколько поменялись местами: пока Макс работал над своим психологическим состоянием и отдыхал дома, Марианна посещала политические собрания, иногда задерживаясь до глубокой ночи. В 1900 году она опубликовала свою первую книгу: Fichtes Sozialismus und sein Verhältnis zur Marxschen Doktrin («Социализм Фихте и его связь с марксистской доктриной») .
В 1904 году Веберы отправились в поездку по Америке . В Америке Марианна познакомилась с Джейн Аддамс и Флоренс Келли, убежденными феминистками и активными политическими реформаторами . В том же году Макс снова вернулся к публичной жизни, опубликовав работу « Протестантская этика и дух капитализма ». Марианна также продолжала свою деятельность, опубликовав в 1907 году свою знаменитую работу «Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklung» («Жена и мать в развитии права»).
В 1907 году Карл Вебер умер, оставив достаточно хорошее состояние своей внучке, Марианне, чтобы Веберы могли жить комфортно. В это время Марианна впервые создала свой интеллектуальный салон. В период с 1907 года до начала Первой мировой войны статус Марианны как интеллектуала и ученого повысился, поскольку она опубликовала много прогрессивных трудов для того времени: «Вопрос о разводе» (1909 г.), «Власть и автономия в браке» (1912 г.) и «О браке», «Оценка домашнего труда»(1912), «Женщины и объективная культура» (1913). В это время Веберы представляли собой единый фронт в общественной жизни, Макс защищал свою жену от ее научных недоброжелателей, хотя он и продолжал роман с Эльзой Джаффе, их общим другом .
В 1914 году разразилась Первая мировая война. Пока Макс занимался публикацией своего многотомного исследования религии, чтением лекций, организацией военных госпиталей, выступал советником на мирных переговорах и баллотировался в новую Веймарскую республику , Марианна опубликовала множество работ, среди которых были: «Новая женщина» (1914), «Идеал брака» (1914), «Война как этическая проблема» (1916), «Изменение типа университетских женщин» (1917), «Силы, формирующие сексуальную жизнь» (1919) и «Женский особый Культурные задачи» (1919) .
В 1918 году Марианна Вебер стала членом Немецкой демократической партии и, вскоре после этого, первой женщиной, избранной делегатом в парламент федеральной земли Баден . Также в 1919 году она взяла на себя роль председателя Bund Deutscher Frauenvereine (Лиги немецких женских ассоциаций), которую она занимала до 1923 года . В 1920 году сестра Макса Лили внезапно покончила жизнь самоубийством, и Макс и Марианна усыновили ее четверых детей . Вскоре после этого Макс Вебер заболел пневмонией и внезапно скончался 14 июня 1920 года, оставив Марианну вдовой с четырьмя детьми.
1920—1954 гг.
После неожиданной смерти Макса Марианна ушла из общественной жизни, направив свои физические и психологические ресурсы на подготовку к публикации десяти томов сочинений своего мужа . В 1924 году она получила почетную докторскую степень Гейдельбергского университета как за работу по редактированию и публикации работ Макса, так и за собственные труды. Между 1923 и 1926 годами Вебер работала над книгой «Max Weber: Ein Lebensbild» («Макс Вебер: биография»), опубликованной в 1926 году . В том же году она восстановила свой еженедельный салон, продолжила участвовать в публичных выступлениях, на которые собиралось до 5000 слушателей. Марианна продолжала воспитывать детей Лили с помощью близкого круга друзей .
Марианна Вебер в нацистской Германии
Карьера Вебер как оратора-феминистки внезапно оборвалась в 1935 году, когда Гитлер распустил Лигу ассоциаций немецких женщин. Во времена нацистского режима, до оккупации Германии союзниками в 1945 году, она проводила еженедельные встречи в своем интеллектуальном салоне . В 1945 году она сказала интервьюеру Говарду Беккеру, что «мы ограничились философскими, религиозными и эстетическими темами, сделав нашу критику нацистской системы как бы между строк», хотя критика нацистских зверств постоянно упоминалась в беседах. Вебер продолжала писать и в это время. Были опубликованы такие произведения как Frauen und Liebe («Женщины и любовь») в 1935 году и Erfülltes Leben («Осуществленная жизнь») в 1942 году.
12 марта 1954 года Вебер умерла в Гейдельберге, на территории Западной Германии.
Работа
В основе социологии Вебер лежала роль женщины в патриархальном обществе. Она писала об опыте немецких женщин заняться трудовой деятельностью, первых попытках выхода на рынок труда, наравне с мужчинами. Такие изменения привели к смене власти и ролей в семье, отстаиванию своих позиций при дискриминации по половому признаку . Созданные мужчинами институты права, религии, истории и экономики, в которых доминируют мужчины, составляли основу для жизни женщин, во многом ущемляя их права. Вебер также считала, что рамки и структуры брака могут быть использованы в качестве примера для всего общества, поскольку брак и судьба женщин «быть замужем» являются центральными в жизни женщин и могут рассматриваться во всем спектре права, религии, истории и экономики . Она признала, что, хотя брак может ограничивать жизнь женщин, он также может служить формой их защиты, ограждая от «жестокой власти мужчин по контракту» . Работа Вебер «Жена и мать в развитии права» 1907 года была посвящена анализу института брака. Она пришла к выводу, что брак — это «сложные и продолжающиеся переговоры о власти и близости, в которых деньги, женская работа и сексуальность являются ключевыми вопросами» .
Другой темой ее работы было то, что женская занятость может быть использована для «объяснения построения и воспроизводства социальной личности и социального мира» . Человеческий труд создает культурные продукты, варьирующиеся от небольших повседневных ценностей, таких как чистота и честность, до более крупных и абстрактных явлений, таких как философия и язык . Между этими двумя крайностями лежит обширная неизведанная территория, называемая «срединной частью непосредственной повседневной жизни», в которой женщины, как опекуны, воспитывающие детей и выполняющие обычные обязанности хозяйственные субъекты семьи, играют большую роль. Она считала, что постоянная борьба между духовным и животным делает людей людьми, и что конфликт между природным и моральным, а не кризис, который необходимо разрешить, составляет основу человеческого достоинства. Эта «тысячелетняя борьба людей за подчинение инстинктивной жизни господству морально свободной человеческой воли» является культурным продуктом, за производство которого, в значительной степени, ответственны женщины . Марианна Вебер осознавала, что такие различия, как класс, образование, возраст и базовые идеологии, имеют огромное влияние на повседневную жизнь женщин. Она увидела, что существуют сильное различие не только между сельскими и городскими женщинами, но и между разными типами сельских женщин и разными типами городских женщин . Городские женщины, к которым относила себя и Вебер, отличались наличием своих собственных занятий, а не только полностью посвящали себя мужу и семье. Среди современных занятых женщин начала формироваться и элита, родом занятий которых стала научная, художественная и писательская деятельность и прочие.
Георг Зиммель и Марианна Вебер
Коллегой и научным соратником Макса Вебера был Георг Зиммель, с которым сотрудничала также и Марианна Вебер. Их влияние на Франкфуртскую школу часто обсуждалось в научном сообществе . Несмотря на более чем 20-и летнюю дружбу, в которой Макс и Георг часто общались как лично, так и с помощью писем, Вебер написала критический ответ на эссе Зиммеля 1911 года «Относительное и абсолютное в проблеме полов», в котором она критиковала его концепцию «гендерных отношений» . Оба социолога занимались «женским вопросом» и «взаимосвязью между гендерными способами индивидуации, социальной дифференциацией и гендерными различиями» .
Публикации
- «Профессия и брак» (1906)/«Occupation and Marriage»
- «Жена и мать в развитии права» (1907 г.) /«Wife and Mother in the Development of Law»
- «Власть и автономия» (1912)/«Authority and Autonomy»
- «Об оценке домашнего труда» (1912)/«On The Valuation of Housework» .
- «Женщины и объективная культура» (1913)/ «Women and Objective Culture» .
- «Женщины, мужчины и человеческая природа: критика Марианны Вебер»/«Women, Men and Human Nature: The Critique by Marianne Weber»
- «Особые культурные задачи женщин» (1919 г.)/«Women’s Special Cultural Tasks» .
- Жизнь и творчество Макса Вебера = Max Weber. Ein Lebensbild. / [Пер. с нем. М. И. Левина]. — М. : РОССПЭН , 2007. — 653, [2] с. — (Книга света). ISBN 978-5-8243-0851-8
Примечания
- Marianne Weber // (нем.)
- ↑ Marianne Weber // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- Marianne Weber // (нем.)
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #11948711X // (нем.) — 2012—2016.
- Patricia M. Lengermann and Jill Niebrugge-Brantley, "Marianne Weber (1870—1954): A Woman-Centered Sociology, " The Women Founders: Sociology and Social Theory, 1830—1930 : a Text/reader , Boston: McGraw-Hill, 1998. 194.
- Lengermann, 194
- Marianne Weber, 1997, Max Weber: a biography , New York: Wiley, 1975. 18.
- Lengermann and Niebrugge-Brantley. 196-7.
- ↑ Lengermann and Jill Niebrugge-Brantley, 197
- Lengermann and Niebrugge-Brantley. 197.
- Lawrence A. Scaff. (англ.) // History of the Human Sciences. — 1998-05-01. — Vol. 11 , iss. 2 . — P. 61–82 . — ISSN . — doi : .
- Lengermann and Jill Niebrugge-Brantley, 197.
- ↑ Lengermann and Jill Niebrugge-Brantley, 198
- Marianne Weber: Lebenserinnerungen , Johs. Storm Verlag Bremen 1948, p. 82.
- Edward Ross Dickinson. (англ.) // Gender & History. — 2005. — Vol. 17 , iss. 2 . — P. 378–408 . — ISSN . — doi : . 10 июня 2021 года.
- ↑ Lengermann and Niebrugge-Brantley, 199.
- Weber, Marianne (1975). Max Weber: A Biography . Translated by Harry Zohn. New York: Wiley
- Howard Becker. (англ.) // American Journal of Economics and Sociology. — 1951. — Vol. 10 , iss. 4 . — P. 401–405 . — ISSN . — doi : . 10 июня 2021 года.
- Lengermann and Jill Niebrugge-Brantley, 203
- ↑ Lengermann and Jill Niebrugge-Brantley, 204
- Dickenson, 397.
- ↑ Lengermann and Jill Niebrugge-Brantley, 207
- Dickenson, 401.
- Lengermann and Jill Niebrugge-Brantley, 210
- «Elective affinities: Georg Simmel and Marianne Weber on gender and modernity.» Theresa Wobbe. Engendering the Social: Feminist Encounters with Sociological Theory. eds. Barbara L. Marshall and Anne Witz. Maidenhead, England: Open University Press, 2004. pp 54-68.
- Wobbe, 54.
- Wobbe, 55.
- George Lundskow. . — SAGE Publications, 2008-06-10. — 465 с. — ISBN 978-1-5063-1960-5 . 24 июня 2021 года.
- engermann, P. M., & Niebrugge, G. (2007). The Women Founders: Sociology and Social Theory 1830—1930 (1st edition). Waveland Press. 221
- «OhioLINK Institution Selection». journals.ohiolink.edu . Retrieved 18 April 2017.
- Lengermann, P. M., & Niebrugge, G. (2007). The Women Founders: Sociology and Social Theory 1830—1930 (1st edition). Waveland Press. 227
Литература
- "Marianne Weber (1870—1954): A Woman-Centered Sociology, " Patricia M. Lengermann and Jill Niebrugge-Brantley. The Women Founders: Sociology and Social Theory, 1830—1930 : a Text/reader . Boston: McGraw-Hill, 1998.
- Weber, Marianne. 1975. Max Weber: a biography. New York: Wiley.
- Scaff, Lawrence A. 1998. «The `cool objectivity of sociation': Max Weber and Marianne Weber in America.» History Of The Human Sciences 11, no. 2: 61. Academic Search Premier, EBSCOhost (accessed 11 November 2011)
- «Histof the German Women’s Movement». Translated by Robert Burkhardt, assisted by members of the Translation Workshop organized by the Goethe-Institut. Boston, January-March 1998. http://www.trip.net/~bobwb/gwmtext/index.htm
- Wobbe, Theresa, 2004. «Elective affinities: Georg Simmel and Marianne Weber on gender and modernity.» Engendering the Social: Feminist Encounters with Sociological Theory. eds. Barbara L. Marshall and Anne Witz. Maidenhead, England: Open University Press. pp 54-68.
- Weber, Marianne, 1913. «Authority and Autonomy in Marriage.» trans. Craig R. Bermingham. Sociological Theory , Vol. 21, No. 2 (Jun. 2003), pp. 85-102.
- Dickinson, Edward Ross (2005). «Dominion of the Spirit over the Flesh: Religion, Gender and Sexual Morality in the German Women’s Movement before World War I.». Gender & History . 17 (2): 378—408 [382]
- Lundskow, G. N. (2008). «The Sociology of Religion: a Substantive and Transdisciplinary approach». Los Angeles: SAGE.
- Fichtes Sozialismus und sein Verhältnis zur Marschen Doktrin («Fichte’s Socialism and its Relation to Marxist Doctrine», 1900)
- Beruf und Ehe («Occupation and Marriage», 1906)
- Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklung («Wife and Mother in the Development of Law», 1907)
- Die Frage nach der Scheidung («The Question of Divorce», 1909)
- 2021-12-24
- 1