Interested Article - Зиммель, Георг
- 2021-07-06
- 1
Гео́рг Зи́ммель ( нем. Georg Simmel , 1 марта 1858 , Берлин — 28 сентября 1918 , Страсбург ) — немецкий философ и социолог , один из главных представителей поздней « философии жизни ». Один из инициаторов изучения моды как аналитической дисциплины .
Биография
Родился в состоятельной семье; родители Зиммеля были еврейского происхождения, отец принял католичество , мать — лютеранство , сам Зиммель был крещён в лютеранство в детстве. Окончив Берлинский университет , более 20 лет преподавал там. Из-за антисемитских настроений начальства карьера складывалась не очень удачно. Долгое время служил на низкой должности приват-доцента , хотя и пользовался популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт . Внештатный профессор с 1901 , штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета (1914), где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году этот университет прекратил деятельность. Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.
Философские идеи
Как философа Зиммеля обычно относят к академической ветви « философии жизни », в его работах есть также черты неокантианства (его диссертация посвящена Канту). Автор работ по философии истории , этике , в последний период работал над трудами по эстетике и философии культуры . В социологии Зиммель — создатель теории социального взаимодействия . Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии (см. также теория социального конфликта ).
По Зиммелю, жизнь — поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется « судьбе », в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.
Формальная социология
Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления , или формы социации ( нем. Formen der Vergesellschaftung ), которые существуют в любом из исторически известных обществ. Это относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания для выработки «опорных пунктов» научного анализа. Через создание научно обоснованных понятий Зиммель видел путь к утверждению социологии как самостоятельной науки . Формы социальной жизни — это господство, подчинение, соперничество, разделение труда , образование партий, солидарность и так далее. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и так далее. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект формальной социологии лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.
Основные формы социальной жизни
- Социальные процессы — к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и так далее.
- Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).
- «Модели развития» — универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов. По мере роста численности, члены группы всё меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплочённости группы и её единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счёт утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.
- Классификация форм социальной жизни по степени их удалённости от непосредственного потока жизни:
- Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и другие.
- Несколько далее от потока жизни, то есть от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и прочие формы государственно-правовых организаций.
- Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы «игровые». Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: «старый режим», то есть политическая форма, пережившая своё время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; «наука для науки», то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование».
Большие города и духовная жизнь
Интеллектуализация общества и развитие денежного хозяйства представляют собой, согласно Зиммелю, свидетельство усиливающегося разрыва между формами и содержаниями современного общества, свидетельство возрастающего опустошения культурных форм, сопровождающегося индивидуализацией и увеличением человеческой свободы. При этом обратной стороной интеллектуализации становится понижение общего уровня душевной жизни, а обратной стороной развития денежного хозяйства становится отчуждение работника от продукта своего труда . Наиболее ярко опустошение культурных форм и их отрыв от содержания проявляются в больших городах, живущих производством для рынка и делающих людей рассудочных свободными, но одинокими и покинутыми. Большим городам и особенностям внутреннего мира их жителей посвящена работа Зиммеля «Большие города и духовная жизнь».
Философия моды
Зиммель является инициатором изучения моды как аналитического явления. Изучение моды и её места в развитии общества — одно из направлений работ Зиммеля. Объясняя истоки возникновения моды, Зиммель, в первую очередь, анализирует тенденцию к подражанию. Он считает, что привлекательность подражания для личности, прежде всего, в том, что оно представляет возможность целенаправленной и осмысленной деятельности там, где нет ничего личного и творческого. Мода представляет собой подражание образцу и удовлетворяет потребность в социальной опоре, приводит отдельного человека на колею, по которой следуют все. Однако она в такой же степени удовлетворяет потребность в различии, тенденцию к изменению, к выделению из общей массы. Тем самым мода — есть не что иное, как одна из форм жизни. По Зиммелю, мода есть продукт разделения классов, где классов нет, там мода невозможна. Необходимые социальные тенденции для установления моды — потребность в единении, с одной стороны, и в обособлении, с другой .
Основные труды
- Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890).
- Проблемы философии истории (1892—1893)
- Введение в этику (1892—1893).
- Философия денег (1900)
- Большие города и духовная жизнь (1903)
- Философия моды (1905)
- Кант и Гёте (1906)
- Религия (1906)
- Шопенгауэр и Ницше (1907)
- Социология. Исследование форм обобществления (1908)
- Философия культуры (1911)
- Проблема исторического времени (1916)
- Рембрандт (1916)
- Фундаментальные вопросы социологии (1917)
- Конфликт современной культуры (1918)
Публикации трудов на русском языке
- / Авториз. пер. с нем. Н. Н. Вокач и И. А. Ильина ; Под ред. и с предисл. Б. А. Кистяковского. — Москва : М. и С. Сабашниковы, 1909. — X, 323 с.
-
Зиммель Г.
Избранное. — М.: Юрист, 1996.
- Том 1. Философия культуры. — М.: Юрист, 1996. — 671 с. — ISBN 5-7357-0052-9 .
- Том 2. Созерцание жизни. — М.: Юрист, 1996. — 607 с. — ISBN 5-7357-0175-4 .
- Зиммель Г. Рим. Флоренция. Венеция. — М. : Грюндриссе, 2014. — 96 с. — ISBN 978-5-904099-12-1 .
- Философия денег (фрагмент) / пер. с немецкого А. Ф. Филиппов; Теория общества. Сборник / Пер. с нем., англ. / Вступ. статья, сост. и общая ред. А. Ф. Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999. С. 309—383 - ISBN 5-93354-001-3 .
- Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / Пер. с нем. — М.: Strelka Press, 2018. — 112 с. — ISBN 978-5-906264-83-1 .
См. также
Примечания
- Deutsche Nationalbibliothek Record #118614436 // (нем.) — 2012—2016.
- // Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная теоретическая социология. — М.: Ольга, 1996. — 286 с.
- .
- . от 2 января 2023 на Wayback Machine . Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023.
- Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. — М.: Юристъ. 1996.
Литература
- . . Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023. 387 с.
- // Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная теоретическая социология. — М.: Ольга, 1996. — 286 с.
- Ионин Л. Г. Социология Георга Зиммеля // / Под ред. И. С. Кона . Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР . — М. : Наука , 1979. — С. 180—203. — 6400 экз.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Л. Г. Ионин. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- 2021-07-06
- 1