Editio princeps
(лат. «первое издание», мн. ч.
editiones principes
) — в классической филологии первое печатное издание книги, раньше имевшей хождение только в рукописях. Editiones principes большинства латинских и древнегреческих памятников были осуществлены во второй половине XV—XVI вв. Термин применяется в основном к памятникам латинской и древнегреческой словесности, но может характеризовать и первые печатные издания книг на других языках, до этого существовавших только в рукописях. Не следует путать editio princeps с просто первым изданием (или с изданием авторизованным, прижизненным): понятие имеет отношение только к текстам, ходившим до этого в рукописной традиции.
Например, editio princeps Вергилия сделано
в 1469 году,
Гомера
—
Деметрием Халкондилом
в 1488 году. Краткая латинская грамматика
Доната
была напечатана
Гутенбергом
даже раньше его знаменитой Библии. Начиная с 1469 каждый год появляются editiones principes нескольких латинских классиков; только потом начинают печататься греческие книги: первыми вышли «
Война мышей и лягушек
» и басни
Эзопа
, затем источники Вергилия (сначала
Феокрит
и
Гесиод
, только потом Гомер). Многие книги печатались в латинском переводе раньше, чем в оригинале. Хотя такие издания не стоит называть editiones principes в точном смысле слова, они играли их роль в смысле первого открытия памятника для растущей аудитории печатной книги. Эту роль латинские переводы часто выполняли в последующие века (например,
Oupnek’hat
Анкетиля-Дюперрона
).
Само выражение editio princeps, появившись в речи латинистов XVI—XVII веков, могло значить как «первое по времени издание» (так его употребляет, например,
в своем издании
Плавта
), но могло употребляться и в смысле «раннее и хорошее, авторитетное издание» (почти editio optima, в отличие от простого editio prima; например, у Яна Бернартса в его издании
Стация
или у
). Однако второй смысл не прижился, потому что реально первые издания обладали низким текстологическим качеством (использование только одной и вовсе не обязательно хорошей рукописи, непонимание текста или внесение собственных конъектур без всяких пометок). Во многих случаях рукопись портили (типографской краской, например). Известны случаи потери единственной известной рукописи после editio princeps (рукопись «Мифов»
Гигина
после издания
Якоба Мицилла
или рукопись «
Слова о полку Игореве
»). В таких случаях editio princeps в текстологическом отношении заменяет рукопись.
Второе издание вышло в
Милане
в 1475 г., затем в 1482 и 1483 гг. Еще две инкунабулы выходили в Страсбурге в 1489 и 1491 гг.; отдельно книга была перепечатана только в 1531 г
.
Издал
, видимо, ок. 1467 но римское издание
Паннарца и Свейнхейма
, подготовленное
может быть первым.
Возможно, это первая книга, напечатанная в Риме
.
В следующем году
Иоганн Ментелин
напечатал в
Страсбурге
другое издание, с комментариями Фомы Валуа и
. В последующие два столетия «О граде Божьем» печаталось чаще других книг Августина (17 изданий в XV в. и 8 в XVI-ом)
1467
Цицерон
, письма к родным и друзьям (Ad familiares)
Содержит перепечатку изданных ранее произведений Лактанция, а также «Песнь о Пасхе» (Carmen de Pascha)
Венанция Фортуната
и выдержки из «Метаморфоз»
Овидия
.
1468
Иероним
, «О замечательных мужах» (De viris illustribus)
Издано
, включает книги I—X, XXI—XXXII, XXXIV—XXXIX и часть книги XL. В майнцском издании 1518 г. напечатаны остаток книги XL и часть книги ΧΧΧΙΙΙ; в базельском 1531 г. книги XLI-XLV изданные
, открывшим единственную сохранившуюся рукопись пятой декады в 1527 г. в
Лоршском аббатстве
. В 1616 г. в Риме напечатана оставшаяся часть книги XXXIII.
Издал
. Вместе с тремя главными произведениями Вергилия Бусси включил в книгу
Appendix Vergiliana
, «Жизнь Вергилия» Доната, а также приписывавшиеся Вергилию «
Приапеи
»
.
В издание входит 50 проповедей. Полное издание Августина сделано
мавристами
в 1683 г.: 394 проповеди, из которых 364 считались августиновскими; дальнейшие разыскания прибавили к ним еще 175.
в 1917 г. добавил еще 34 из
Codex Guelferbytani
;
в 1921—1930 гг. еще 15 из
Codex Wilmart
; Сириль Ламбо нашел 24 новые проповеди, семь из них во фрагментах, в
Codex Lambot
. Последнее большое открытие было в 1990 г., когда Франсуа Дольбо нашел в
Майнце
рукопись с 26 проповедями.
Написанная Непотом биография издана вместе с письмами Цицерона к его брату Квинту (Epistulae ad Quintum Fratrem), к Аттику (Ad Atticum) и к Бруту (Ad Brutum).
Весьма вероятно, что это издание вышло позже книги того же года, напечатанной в Риме
Паннарцем и Свейнхеймом
(текст готовил
)
.Оба могут рассматриваться как
editiones principes
.
ок. 1470
Тацит
, «История» (Historiae), «Анналы» (Annales), «Германия» (Germania), «Диалог об ораторах» (Dialogus de oratoribus)
В издание входят только XI—XVI книги «Анналов». Книги I—VI были найдены в 1508 г. в
Корвейском аббатстве
и привезены в Рим и напечатаны
в 1515 г. вместе с прочими книгами «Анналов» (издание готовил
).
Лев Великий
, проповеди (Sermones) и послания (Epistulae)
Рим
Без даты. В том же году в Риме
Паннарцем и Свейнхеймом
было напечатано другое издание, так что статус
editio princeps
неясен. Кажется, что оба издания готовил
. Оба издания содержат 92 из 96 сохранившихся проповедей и только 5 из 173 писем.
Без даты и без города; возможно, напечатана в Риме.
В издании пропущено 8 биографий (Цезаря, Октавиана, Катона Мл., Цицерона, Брута, Секста Помпея, Антония, Клеопатры), которые впервые были напечатаны
в 1577 г.
Не оригинал словаря
De verborum significatu
, но раннесредневековая эпитома
Павла Диакона
.
Издал
Помпоний Лет
, год не обозначен, что делает первенство спорным, но по особенностям печати книга датируется 1472 г.
Тогда миланское издание
Панфило Кастальди
августа 1471 г. старше; оно примечательно также тем, что это первая книга, напечатанная в Милане
.Впервые дошедший текст Феста напечатан вместе с
Нонием Марцеллом
и
Варроном
в Милане в 1500 г., Габриэле Конаго (Gabriel Conagus); издание готовил
. Оно много раз перепечатывалось: в Милане в 1505 г., в Париже в 1509 и у Альдов в Венеции в 1513.
`
Издал
Помпоний Лет
. Без даты, о годе много споров: часто предполагается дата ок. 1470, но особенности печати не встречаются раньше 1474. Отсутствуют части III книги
De compendiosa doctrina
; этот пропуск потом повторен в следующем Ватиканском издании, которое напечатал
Николя Жансон
в 1476 г. Эти части впервые были напечатаны в 1511 г. в
Пезаро
; издание готовил
.
Эти две апокрифические речи Венделин фон Шпейер включил в свое второе издание Саллюстия.
Возможно, раньше вышло
кёльнское
издание того же года; в него не включены «Заговор Катилины» и «Югуртинская война»
.
Пс.-Цицерон
, «Инвектива против Саллюстия» (Invectiva in Sallustium)
Издано
.
. Включает все политические и философские сочинения, является editio princeps, в частности, для «Академик» и «О природе богов» (De Natura Deorum).
Издано
. Не все десять книг писем, но только первые семь и девятая. Всего 122 письма из существующих 375. В римском издании 1490 г. — 238 писем в девяти книгах. Оставалась еще десятая книга, найденная
Джованни Джокондо
между 1495 и 1500 гг. в
аббатстве Сен-Виктор
под Парижем. Джокондо сделал копию, но незадолго до этого другой итальянец, Пьетро Леандро, привез из Франции другую частичную копию и передал ее
, который напечатал новые 46 писем в Вероне в 1502 г. Полное издание выпустил только
Альд Мануций
в Венеции в 1502 г. по копии, которую передал ему Джокондо вместе с другими рукописями Плиния
.
Издано
(Franciscus Puteolanus). Есть мнение, что римское издание
Паннарца и Свейнхейма
без даты также может относиться к 1471 г. и предшествовать этому.
Клавдиан
, «Похищение Прозерпины» (De raptu Proserpinae)
Венеция
Без даты. Возможно, editio princeps является утрехтское издание 1473—1475 гг., также без даты, печатников
и
(Gerardus Leempt). Последующее издание — в Риме ок. 1475 г., напечатанное
(Johann Schurener); затем в Ферраре ок. 1480 г.; в Неаполе ок. 1480 г., напечатанное
(Matthias von Olmütz); в
Перудже
, ок. 1481 г., напечатанное
; в Риме в 1483 г.,напечатанное
(Marcellinus Verardus); в
Лейпциге
, ок. 1495 г., напечатанное
. Последняя инкунабула Клавдиана издана в
Милане
в 1500 г.
(Aulus Ianus Parrhasius), который первым написал комментарий. Еще в четырех изданиях (1482, 1493, 1495, 1500) «Похищение Прозерпины» печаталось в составе полного Клавдиана
.
Переводы на латынь
Editiones principes иноязычных авторов в латинском переводе
Год
Автор, произведение
Печатник
Место
Примечание
ок. 1466
Иоанн Златоуст
, «Беседы на Евангелие от Матфея» (Nonaginta homiliae in Mattheum)
Перевел
Георгий Трапезундский
между 1448 и 1450 гг. В издании нет последней из 15 книг из-за использования неполной рукописи. Перевод неоднократно критиковался, начиная с
(Andreas Contrarius) в 1454 г.
Перевод закончен
Марсилио Фичино
в 1463 г. Том озаглавлен
Pimander, sive De potestate et sapientia Dei
(«Поймандр, или о Божием могуществе и мудрости»); включает 14 из 18 трактатов.
Издано
(Bonus Accursius). Без даты. Содержит также латинский перевод Рануччо Теттало (Ranuccio Tettalo) и «Жизнь Эзопа»
Максима Плануда
. Конечно, содержит только часть басен
.
Издано
(Bonus Accursius)
. Без даты, только 18 первых идиллий Феокрита
. В альдовском издании Феокрита 1495—1496 гг. есть идиллии I—XXIII.
Остальные стихотворения, как и схолии, напечатаны впервые
Захарией Каллиергисом
в Риме в 1516 г.
Издано
Деметрием Халкондилом
. Книга напечатана с помощью
, который переработал греческую печать, использовавшуюся до этого в Милане. Изданию помогал деньгами
, покровительствовали Нери и Бернардо
; Бернардо Нерли написал также открывающее книгу посвящение
Пьеро II Медичи
. Издание включает «Илиаду», «Одиссею», «Войну мышей и лягушек», гомеровские гимны, отрывки о Гомере из сочинений, приписывавшихся Плутарху, Геродоту и Диону Хризостому. Печатником традиционно считался
; сейчас его участие оспаривается, но вопрос не решен
.
M. Acci Plauti Sarsinatis Umbri Comoediae XX. superstites
. Neustadt an der Hart: Heinrich Starck, 1619.
Jan Bernaerts
. Ad P. Stati Papini Thebaidos & Achilleidos, Scholia: Ad Syluarum libros, Notae. Genf: Jacques Chouët, 1598. P. 13: «excusos quinque composui, apud Aldum duos, anno M.D.II. M.D.XIX. alios Parisiis, Lugduni, Basilaeae. accessit his editio Veneta vetus, anni M.CCCC.XC. quam suo merito, (bonitate enim cum M. SS. certabat), indigitaui Editionem principem».
Viri illustris Flavii Vegetii Renati & Sex. Julii Frontini de re militari Opera. Lyon: Jean Maire, 1633, P. 345: «Editio vetustissima, iure merito mihi Princeps»
↑
The Book: A Global History // Edd. Michael F. Suarez, H. R. Woudhuysen. Oxford University Press, 2013. P. 82.
Stephan Füssel
. Gutenberg and the Impact of Printing. Ashgate, 1997. P. 30.
Anthony Grafton et al.
. The Classical Tradition. Harvard University Press, 2010. P. 282
↑
Te.Tra. II. La trasmissione dei testi latini del Medioevo // Edd. Paolo Chiesa,Lucia Castaldi. SISMEL, 2005. P. 458
↑
Anthony Grafton et al. 2010. P. 142.
↑
Michael von Albrecht
. A History of Roman Literature: From Livius Andronicus to Boethius'. Leiden: Brill, 1997. P. 1608.
↑
Richard Leo Enos
. The Rhetoric of Saint Augustine of Hippo: 'De Doctrina Christiana' and the Search for a Distinctly Christian Rhetoric. Baylor University Press, 2008. P. 318
↑
Dizionario delle opere filosofiche / Ed. Franco Volpi. Mondadori, 2000. P. 7
Cultural Reformations: Medieval и Renaissance in Literary History / Edd. Brian Cummings, James Simpson // OUP, 2010. Vol. 2. P. 652.
↑
Harold Samuel Stone
. St. Augustine’s bones: a microhistory. Univ. of Massachusetts Press, 2003. P. 18.
↑
Schooling and Society: The Ordering and Reordering of Knowledge in the Western Middle Ages / Edd. Alasdair A. MacDonald, Michael W. Twomey Peeters. 2005. P. 2.
↑
K.A.E. Enenkel, Wolfgang Neuber
. Cognition and the Book: Typologies of Formal Organisation of Knowledge in the Printed Book of the Early Modern Period. Brill, 2004. P. 221
↑
M. Miglio
.
от 25 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani. Rome: Istituto dell’Enciclopedia Treccani.
Arturo Pregliasco, Umberto Pregliasco
. In domo Petri de Maximo: Mostra di incunaboli romani 1465—1477. Rome: Libreria Philobiblon, 2008. P. 8.
↑
John Neville Figgis
. The Political Aspects of St. Augustine’s City of God. Forgotten Books, 1963 [1921]. P. 91.
Robert H. F. Carver
. The Protean Ass: The Metamorphoses of Apuleius from Antiquity to the Renaissance. OUP, 2008. P. 162.
↑
Juan Luis Vives. De conscribendis epistolis / Charles Fantazzi. Brill, 1997. P. 7.
Vergil Polydore. On Discovery / Ed. Brian P. Copenhaver. Harvard University Press, 2002. P. 489.
↑
Gilbert Highet
. Juvenal the Satirist: A Study. OUP, 1961. P. 318.
↑
Alfred William Pollard
. Fine Books. Methuen, 1912. P. 60.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 1377.
↑
Arturo Pregliasco, Umberto Pregliasco 2008. Pp. 13-15.
↑
Umberto Moricca
. Storia della letteratura latina cristiana. SEI, 1928, vol. 2. P. 1229_
A Catalogue of Books Printed in the Fifteenth Century Now in the Bodleian Library // Edd. Alan Coates, Kristian Jensen, Cristina Dondi, Bettina Wagner. Helen Dixon. OUP, 2005, vol. 3.
от 20 апреля 2016 на
Wayback Machine
↑
Cicero. Orator / Ed. Rolf Westman. Walter de Gruyter, 2002. P. xxv.
↑
Reader in the History of Books and Printing / Ed. Paul A. Winckler. Greenwood Press, 1978. P. 285.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 1463
↑
R.H.F. Carver 2008. P. 168.
↑
Magia, alchimia, scienza da '400 al '700: l’influsso di Ermete Trismegisto // C. Gilly, C. Van Heertum. 2005. P. 10.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 866.
↑
Gian Biagio Conte
. Latin Literature: A History. JHU Press, 1999. P. 375.
M. von Albrecht 1997. P. 863.
L. Bessone
. e Periochae di Livio. Vol. 29, 1984. Pp. 42-55 // Atene e Roma. P. 43.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 929.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 702.
↑
S. Füssel 1997. P. 78
↑
William Henry Parker
.
Introduction
in '
Priapea
: Poems for a Phallic God. Routledge, 1988. P. 32.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 429
↑
S. Füssel 1997. P. 79
↑
F. Volpi 2000. P. 245.
Joseph A. Dane
. The Myth of Print Culture: Essays on Evidence, Textuality и Bibliographical Method. University of Toronto Press, 2003. P. 59.
↑
R.H.F. Carver 2008. P. 171.
↑
Julie Stone Peters
. Theatre of the Book, 1480—1880: Print, Text, и Performance in Europe. Oxford: OUP, 2003,
ISBN
0-19-926216-0
. P. 316.
↑
A. Grafton et al. 2010. P. 930.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 1016.
↑
Te.Tra. I. La trasmissione dei testi latini del Medioevo // Paolo Chiesa, Lucia Castaldi. SISMEL, 2004. P. 215.
↑
P. Chiesa, L. Castaldi 2005. P. 337.
↑
Ambrosii mediolanensis de officiis / Ed. Maurice Testard. Brepols. P. LX.
Priscian. Opuscula / Ed. Marina Passalacqua. Ed. di Storia e Letteratura, 1999. Pp. XXXVIII, XLVII.
↑
Priscian 1999. P. xxxviii
E. Mioni
.
от 26 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
↑
G.B. Conte 1999. P. 488
M. von Albrecht 1997. P. 957
Valéry Berlincourt
. Queen Dirce and the Spartoi // Flavian poetry / Edd. R.R. Nauta, Harm-Jan van Dam & Hans Smolenaars. Brill, 2005. P. 144.
↑
Augustine. Essential Sermons / Ed. Daniel Edward Doyle. New City Press, 2007. P. 11.
Augustine 2007. Pp. 11-12, 439—440
↑
Egmont Lee
. Sixtus IV and men of letters. Rome: Edizioni di storia e letteratura, 1978. Pp. 94-95.
↑
Cicero. Catilinarians / Ed. Andrew Roy Dyck. Cambridge University Press, 2008. P. 14.
↑
F. Volpi 2000. P. 242.
↑
Ettore Paratore 1992. P. 572
↑
M. von Albrecht 1997. P. 460.
↑
Osmond, Patricia J.; Ulery, Robert W
.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
. Catalogus Translationum et Commentariorum. 2003. 8: 199.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 487
↑
P. Veneziani
.
от 26 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 1408
↑
C. Alaimo
.
от 22 декабря 2017 на
Wayback Machine
,
Dizionario Biografico degli Italiani.
↑
James Jerome Murphy
. Quintilian on the Teaching of Speaking and Writing: Translations from Books One, Two, and Ten of the
Institutio Oratoria
. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1987. P. xliv
↑
M. von Albrecht 1997. P. 1263.
J.J. Murphy 1987. Pp. XLII, XLIV.
↑
David Scott Wilson-Okamura
. Virgil in the Renaissance. CUP, 2010. P. 22.
D.S. Wilson-Okamura 2010. P. 32
Cicero. Cartas políticas. Akal, 1992. P. 19
↑
G. B. Conte 1999. P. 543
↑
Ronald H. Martin
. Tacitus. University of California Press, 1992. P. 238.
«E. Paratore».
от 26 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani
.
«M. Ceresa».
от 26 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 738
↑
Arturo Pregliasco, Umberto Pregliasco 2008. P. 48.
Arturo Pregliasco, Umberto Pregliasco 2008. Pp. 8, 48.
William Smith
. Dictionary of Greek и Roman Biography and Mythology. Vol. 2, s.v.
от 26 декабря 2016 на
Wayback Machine
.
↑
Marco Scaffai (ed.),
Baebii Italici Ilias Latina. Bologna: Patron, 1997. P. 437
M. Scaffai 1997. P. 56.
↑
Mariano Fava e Giovanni Bresciano
. La stampa a Napoli nel XV secolo. Leipzig: Verlag von Rudolf Haupt, 1912. Pp. 1-2.
Arnaldo Momigliano
. Secondo contributo alla storia degli studi classici. Ed. di Storia e Letteratura, 1960. P. 145.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 1094
Collected works on Erasmus: Annotations on Romans / Ed. Robert Dick Side. University of Toronto Pres, 1994. P. 41.
↑
In corruptores latinitatis // Edd. Martino Filetico e Maria Agata Pincelli. Ed. di Storia e Letteratura. P. XXXVIII7
↑
Catherine Atkinson
. Inventing Inventors in Renaissance Europe: Polydore Vergil’s De inventoribus rerum. Mohr Siebeck, 2007. P. 107.
↑
E. Lee 1978. P. 69.
P. Veneziani
.
от 25 января 2018 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
Titinius, Titus Quinctius Atta 1985. P. 24
Anthony Grafton
. Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship — Volume 1: Textual Criticism and Exegesis. OUP, 1983. Pp. 136—137.
↑
Le livre de sagesse: supports, médiations, usages: Actes du colloque de Metz (13-15 septembre 2006) / Ed. Nicolas Brucker. Peter Lang, 2008. P. 18.
↑
Titinius. Titus Quinctius Atta. Fabula togata: I frammenti / Ed. Tommaso Guardì. Jaca Book, 1985. Pp. 25-26.
↑
Lawrence D. Green и James Jerome Murphy
. Renaissance rhetoric short title catalogue, 1460—1700. Ashgate, 2006. P. 170
↑
Donat et la tradition de l’enseignement grammatical: étude sur l’Ars Donati et sa diffusion (IV. — IX. siècle) et éd. critique / Ed. Louis Holtz. CNRS, 1981. P. 509.
«Anna A. Novokhatko». The Invectives of Sallust and Cicero. Berlin: Walter de Gruyter, 2009. Pp. 129—130.
↑
«G. Folliet». L'édition princeps des lettres de saint Augustin parue à Strasbourg chez Mentelin vers 1471 // Sacris Erudiri. 1994. Vol. 34. Pp. 33-58.
↑
Rodolphus Agricola. Letters. Edd. A. van der Laan, F. Akkerman. Uitgeverij Van Gorcum, 2002. P. 338.
↑
A palace in the wild: Essays on Vernacular Culture and Humanism in Late-Medieval and Renaissance Scotland // Edd. L.A.J.R. Houwen, Alasdair A. MacDonald, Sally Mapstone. Peeters, 2000. P. 15.
Charles B. Schmitt
. Cicero Scepticus: a study of the influence of the Academica in the Renaissance. Springer, 1972. P. 53.
F. Volpi 2000. Pp. 242—243.
↑
Stanley Morison
. English Prayer Books: An Introduction to the Literature of Christian Public Worship. Cambridge University Press, 2009. P. 223.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 1419.
Vergil Polydore 2002. P. 618.
↑
M. von Albrecht 1997. P. 1155.
↑
L. Paoletti
.
от 30 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
P.N. Pagliaro
.
от 30 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
The classical heritage in France / Ed. Gerald N. Sandy. Brill, 2002. Pp. 29-30.
↑
R. Contarino
.
от 30 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
↑
A. Cioni
.
от 30 декабря 2017 на
Wayback Machine
//Dizionario Biografico degli Italiani
.
↑
P. Veneziani
.
от 31 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
Principato ecclesiastico e riuso dei classici: gli umanisti e Alessandro VI: atti di convegno (Bari-Monte Sant’Angelo, 22-24 maggio 2000) / Ed. Davide Canfora. Ministero per i beni e le attività culturali, 2002. P. 350.
↑
Claudian. De Raptu Proserpinae / Ed. J. B. Hall. CUP, 2004. P. 76.
Henry Buckley Charlton
. The Senecan tradition in Renaissance tragedy: a re-issue of an essay published in 1921. Manchester University Press, 1946. P. XXIV.
Claudian 2004. Pp. 76-77.
↑
P. Viti
.
от 22 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
↑
R. H. F. Carver 2008. Pp. 163, 168
↑
R. H. F. Carver 2008. P. 163
A. Pratesi
.
от 22 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani.
Monfasani, John
. George of Trebizond: a biography и a study of his rhetoric и logic'. Leiden: Brill, 1976. P. 78, 127.
↑
Perrine Galland-Hallyn
. Posteriores sed non deteriores: the Humanist perspective on Latin literature at the end of the Quattrocento и its repercussions in the French Renaissance // Latinitas Perennis / Edd. Wim Verbaal, Yanick Maes, Jan Papy. Leiden: Brill, 2007. P. 208.
David T. Runia
. Philo in Early Christian Literature: A Survey.
↑
E. Layton,
(недоступная ссылка)
. Journal of the Hellenic Diaspora. 1973. Pp. 63-78.
↑
A. Edelheit
. Ficino, Pico и Savonarola: The Evolution of Humanist Theology 1461/2-1498, 2008. Pp. 184—185.
↑
G. Ballistreri
.
от 29 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani'.
P. Botley
. Learning Greek 1476—1516. Pp. 203—204 // Literacy, Education и Manuscript Transmission in Byzantium и Beyond // Edd. C. Holmes, J. Waring. Brill, 2003.
N. Barker
. The Aldine Press: Catalogue of the Ahmanson-Murphy Collection of Books by or Relating to the Press in the Library of the University of California, Los Angeles, Incorporating Works Recorded Elsewhere. University of California Press, 2001. Pp. 51-52.
E. Mioni
.
от 29 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani. Vol. 16. 1973.
↑
A. Petrucci
.
от 22 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Dizionario Biografico degli Italiani. Vol. 16, 1973.