Interested Article - Чердынь
- 2021-07-14
- 1
Че́рдынь — город в Пермском крае России . Административный центр Чердынского городского округа . Чердынь является одним из древнейших городов Урала и входил в Перечень исторических городов России (список 2002 года). Население — 4502 чел. (2023).
Этимология
Название города происходит, согласно гипотезе, выдвинутой А. С. Гантман, от двух коми-зырянских и коми-пермяцких слов: чер — «приток» и дын — «устье», — то есть «поселение, возникшее при устье ручья» .
Согласно другой версии , название поселению дала расположенная с северной стороны города небольшая речка, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в её устье , именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо»). Современное название речки — Чердынка — вторично, дано по названию города.
В писцовых книгах XVI — XVII веков , в государевых грамотах и других указах Чердынь называли Пермью Великой , отождествляя её с наименованием исторической области.
География
Город расположен на севере Пермского края на правом берегу реки Колвы в 290 км от Перми . Расстояние по автодороге до ближайшей железнодорожной станции Соликамск — 95 км , до административного центра Пермского края, города Перми — 300 км .
История
Основание города
Точных сведений о дате основания Чердыни нет. Существуют гипотезы, согласно которым город первоначально располагался южнее, на месте села Пянтег . Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покчи , а затем оказалась на своём современном месте.
В русской историографии XIX века древнерусский топоним Пермь Великая отождествлялся со скандинавским топонимом Биармия , центр которой, как полагали, находился в районе Чердыни, которая в X — XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами , Ираном , Великим Новгородом и северными народами ( Югрой ). В эту эпоху с Пермью поддерживали тесные торговые и политические отношения новгородцы, которые следовали на восток древним торговым путём по притокам Северной Двины , попадая с Вычегды волоком на Колву . Чердынь и расположенное в семи километрах к северу другое важное селение Покча были основаны на высоком правом берегу Колвы близ её впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор. Историки отмечают, что Чердынь располагалась на перекрестке водно-волоковых торговых путей :
- В Вычегду по Колве и через Немский (Бухонин) волок ;
- К полноводной Печоре и по ней к Ледовитому океану ;
- В Западную Сибирь по Вишере (Вишерско-Лозьвинский волок) и Чусовой ( Чердынская дорога );
- В Вятку через Волосницкий волок.
Кроме того, на юг проходил путь на Каму и Волгу . На север от Чердыни также шла « пушная » дорога к полноводной Печоре и по ней к Ледовитому океану . Новгородцы получали дань с местных жителей (вероятно, название горы Полюд происходит от полюдья , то есть дани, которую здесь собирали для Новгорода) и числили край среди своих административных округов, но данных о наличии русского населения в Чердыни до конца XV века нет [ источник не указан 603 дня ] .
Первоначально на месте Чердыни существовало Чердынское (Троицкое) городище, которое относят к родановской культуре . При его раскопках обнаружены обломки глиняной посуды и бронзовые шумящие подвески XII - XIII веков . Первое упоминание Чердыни содержится в и относится к 1451 году:
Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землёй Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной .
Раскопки, проведённые в Чердыни в 2000-е годы показали, что это было святилище, а не городок: не обнаружено ни укреплений, ни жилых построек . На месте городища в XV веке был основан собственно город Чердынь. Обнаруженные археологами остатки деревянных укреплений русского кремля датируются XVI — XVII веками .
Экономическое и политическое значение Перми Великой — Чердыни достигло пика в XV веке . Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермском крае сосредотачивалось так называемое закамское серебро , то есть высокохудожественные серебряные изделия Сасанидской Персии , Византии и Волжской Булгарии издавна стекавшиеся сюда по торговым путям в обмен на меха и, возможно, добываемое и обрабатываемое на месте; это серебро составляло значительную часть дани, уплачиваемой русскими землями, преимущественно новгородцами , Золотой Орде . Начиная с Ивана Калиты , московские князья пытались оспорить политическое господство Новгорода над Пермским краем [ источник не указан 603 дня ] .
В составе Великопермского княжества 1451—1505 годы
Проводниками влияния московских властей стали пермские епископы. Пермский епископ Питирим в условиях феодальной войны в Московском княжестве поддержал Василия II , издав в 1447 году вместе с другими церковными иерархами Руси анафему на его противника князя Дмитрия Шемяку . Помощь выразилась также в том, что Питирим в 1450 году послал на защиту от Шемяки Великого Устюга свою паству, а двое пермских сотников были казнены Шемякой . В 1451 году Василий Темный назначил в Чердынь своего ставленника — князя Михаила Ермолаевича . При нём прошло крещение Перми Великой. В 1455 году епископ Питирим попытался крестить население Перми Великой, но был убит в результате набега манси . Новый епископ Иона Пермский «добавне крести» Пермь Великую в 1462 году . В этом же году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь , при котором был заложен первый на Западном Урале христианский храм — деревянная церковь Иоанна Богослова . П. А. Корчагин считает, что продолжением крещения был Чердынский поход 1472 года, в ходе которого московский отряд разорил коми-пермяцкое святилище в Искоре . Предлогом для похода были некие обиды, нанесёнными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. [ источник не указан 603 дня ]
В 1481 году Чердынь атаковали пелымские манси (вогуличи) во главе с князем Асыкой , которым не удалось взять город .
Устюжский летописный свод указывает, что в 1504 году « город згорел Чердынь и князь Матфей Михайлович великопермьский поставил город на Покче новый ».
После похода 1472 года центр русской администрации Перми Великой был организован в Покче ; как считал А. А. Дмитриев это было сделано намеренно, чтобы сломать старые традиции . Князь Михаил, доставленный в Москву, выразил покорность Ивану III и вскоре возвратился назад. Его потомки княжили в Чердыни и Покче до 1505 года, когда княжество было упразднено, и в Чердынь был назначен московский наместник. С этого момента население Чердыни и Покчи становится преимущественно русским, путем ассимиляции коми-пермяков, и переселения туда русских. В то время как пермяцкое население сохранилось лишь в отдельных деревнях и на территориях Коми-пермяцкого национального округа, расположенного к западу от р. Камы [ источник не указан 603 дня ] .
Чердынь в XVI— начале XX веков
В 1535 году на Троицком холме города под наблюдением московского мастера — дьяка Семёна Курчова — был возведён первый на Урале кремль — Чердынский кремль , переживший одиннадцать крупных осад. В этом же году сгорела Покча , и Чердыни был возвращён статус административного центра. Одновременно Чердынь официально была признана городом .
В этот период оформился новый «Московский» путь в Сибирь, который был короче «Чрезкаменного» (шедшего через Северный Урал), что чрезвычайно усилило экономическое и политическое влияние Москвы на Сибирь .
До присоединения к России в 1552 году обширного Казанского ханства Чердынь оставалась приграничной крепостью . В 1547 году на город был совершен набег ногайских татар , которые были разбиты на подступах к Чердыни у Кондратьевой слободы (до самого города они не смогли добраться) . 85 чердынских мучеников, погибших от ран во время этого набега, стали первыми пермяками, канонизированными Русской православной церковью . По другой версии этот набег совершили сибирские татары . По преданию, 85 мучеников были захоронены в Чердыни, и на месте их погребения была построена не сохранившаяся каменная часовня Во имя Нерукотворного Образа Иисуса Христа . Проведённые в 2005 году археологические раскопки на месте, где стояла часовня, не выявили останков 85 ратников (найдены останки 10 человек, среди которых только 4 были взрослыми мужчинами, причём зрелого возраста) .
Согласно писцовым книгам И. И. Яхонтова, в 1579 году в Чердыни было 290 дворов и 67 лавок (не считая амбаров), причём большинство населения было «беспашенным», то есть занималось торговлей и службой.
Известно описание Чердыни, составленное воеводой Петром Нащокиным в 1613 году :
город Чердынь деревянный и на городе шесть башен, а мосты и обломы на городе и на башнях сгнили и кровли обвалились, а у города четверо ворота, да тайник завалился; а на городе наряду пушка медная 12 пядей в станку, а станок и колеса ветхи и худы.
В начале XVII века Чердынь оставалась крупным религиозным центром — в городе в 1624 году было 16 деревянных храмов (12 приходских и 4 монастырских) . Чердынский Иоанно-Богословский монастырь получил в 1580 году жалованную грамоту от Ивана Грозного, которая давала ему большую самостоятельность в хозяйственных и духовных делах, причём эту грамоту подтверждали вновь вступающие на престол русские цари в 1586, 1600, 1608, 1615 и 1624 годах .
После выделения южной части пермских земель в вотчину Строгановым административный центр края сместился на юг, и Чердынь утратила прежнее политическое значение. В 1636 году чердынский воевода был переведён в Соликамск , где расположился центр управления Чердынским и Соликамским уездами . В XVII—XVIII веках Чердынь вела активную торговлю с Русским Севером . В конце XVII века в городе уже жили торговые люди из северных Пустозерска и Усть-Цильмы (от последних произошла фамилия Исцелемов) . В конце XVIII века через Чердынь с низовьев Камы поступали в Пустозерск хлеб (по сообщению 1781 года 20—30 тыс. пудов в год), пенька и некоторые другие товары, которые обменивались на «рыбу, мяхкую рухлядь , моржовые и белужьи лавтаки, моржовое и белужье сало» . Путь этот, из Чердыни в Пустозерск через Печорский волок , существовал и в XIX веке — в 1881 году предприимчивый крестьянин из села Камгорт И. А. Суслов предлагал построить узкоколейную железную дорогу для ведения хлебной торговли с Печорским краем, но эти планы не были осуществлены . Помимо рыбы в Пустозерск поступала соль из Соликамска . Активная торговля чердынских купцов с Печорским краем продолжалась в начале XX века . Чердынцы с XVII века вывозили с Печорского края точильные камни (право на их добычу было предоставлено грамотой царя Михаила Федоровича 1638 года); в начале XX века с Печоры поступало ежегодно в Чердынь большое количество точил .
В 1708 году город Чердынь был включён в состав учреждённой Сибирской губернии .
Экономика края развивается преимущественно за счёт разработки месторождений поваренной и калийной солей вокруг городов Соликамск и Березники , для вывоза которых в Чердыни и Покче до начала XX века строили баржи. Строительство железных дорог также ограничилось южной частью Пермской области, и Чердынь с областным центром в настоящее время соединяет только шоссе и речной транспорт.
На Чердынь заметное влияние оказал приток беженцев, эвакуированных в ходе Великого отступления Первой мировой войны . Только в сентябре 1915 года в Чердынь доставили 517 переселенцев :
- 316 немцев (две партии по 282 и 34 человека);
- 116 русских;
- 185 евреев — подданных Австро-Венгрии .
Эвакуированных русских отправили в Покчу, немцев разослали по населённым пунктам Чердынского уезда (в Вильгорт, Искор и другие места), а прибывших евреев оставили в Чердыни .
С точки зрения административного устройства с 1781 года Чердынь являлась центром Чердынского уезда Пермского наместничества (с 1796 года — Пермской губернии ).
Современность
Чердынь и Покча до сих пор сохраняют облик старинных русских городков с типичными усадебными хозяйствами и не имеют многоэтажной застройки. Значительная часть населения края придерживается старообрядческого христианства, хотя церкви преимущественно находятся в ведении Московского патриархата [ источник не указан 602 дня ] .
Чердынь — центр распространения уникальной Пермской деревянной скульптуры , в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Пермской художественной галерее .
В 2006—2009 годах по инициативе пермского писателя Алексея Иванова в расположенном около Чердыни селе Камгорт проводился фестиваль « Сердце Пармы ». С 2010 года, после выхода из мероприятия писателя, фестиваль проводится ежегодно под названием « Зов Пармы ». В 2016 году фестиваль перенесли в расположенное в 2 км от Чердыни село Серёгово .
В 1923 году город становится центром вновь образованного Чердынского района Верхне-Камского округа Уральской области , с 1934 года —— в составе Свердловской области , с 1938 года — в составе Пермской области .
В 2004 году Чердынь получает статус городского поселения в составе Чердынского муниципального района . В 2019 году Чердынское городское поселение и муниципальный район упразднены, вместо них образовано единое муниципальное образование — Чердынский городской округ с административным центром в Чердыни .
Климат
Климат умеренный континентальный . Зима морозная, выпадает много снега. Июль относительно тёплый, но лето короткое.
Долгота дня изменяется от 5 часов 45 минут до 19 часов 1 минуты (приблизительные значения во время солнцестояний ) .
- Среднегодовая относительная влажность воздуха — 78 %. Среднемесячная влажность — от 61 % в мае до 89 % в ноябре.
- Среднегодовая скорость ветра — 3,1 м/с. Среднемесячная скорость — от 2,3 м/с в июле до 3,5 м/с в марте .
Население
1814 | 1856 | 1860 | 1897 | 1903 | 1913 | 1920 | 1926 | 1931 | 1959 | 1970 | 1979 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2793 | ↗ 3300 | ↗ 3425 | ↗ 3658 | ↗ 4321 | ↘ 4200 | ↗ 4578 | ↘ 3900 | ↗ 4200 | ↗ 7524 | ↘ 6972 | ↘ 6617 |
1989 | 1992 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
↘ 6535 | ↗ 6600 | → 6600 | ↘ 6500 | → 6500 | ↘ 6400 | ↘ 5756 | ↗ 5800 | ↘ 5500 | ↘ 5300 | ↗ 5500 | ↘ 5400 |
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
↘ 5365 | ↘ 4920 | ↘ 4900 | ↘ 4756 | ↘ 4673 | ↘ 4644 | ↗ 4674 | ↗ 4686 | ↗ 4687 | ↘ 4677 | ↘ 4634 | ↘ 4618 |
2021 | 2023 | ||||||||||
↘ 4590 | ↘ 4502 |
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года , на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 1078-м месте из 1120 городов Российской Федерации .
По итогам Всероссийской переписи 2010 года население Чердыни составило 4920 человек, из них 2234 мужчин и 2686 женщин (45,4 % и 54,6 % соответственно). По национальному составу наибольший процент среди жителей города составляют: русские — 94,6 %, украинцы — 1,4 %, татары — 0,7 %.
Динамика изменения численности дворов в Чердыни за 1579—1678 годы:
Год | 1579 | 1623 | 1646 | 1678 |
---|---|---|---|---|
Количество дворов | 290 | 304 | 147 | 295 |
Население (д. м. п. * ) | 326 | 309+ | 200 | 725 |
* д. м. п. — душ мужского пола. |
Национальности | 1897 | |
---|---|---|
число | % | |
Всего | 3 658 | 100 |
русские | 3 510 | 95,95 |
коми-зыряне | 60 | |
татары | 21 | |
поляки | 19 | |
евреи | 13 | |
цыгане | 13 | |
коми-пермяки | 9 | |
удмурты | 4 | |
белорусы | 3 | |
немцы | 2 | |
башкиры | 2 | |
прочие | 2 |
Краеведческий музей
В 1899 году в городе был открыт
общеобразовательный музей
в ознаменование 100-летия со дня рождения
А. С. Пушкина
. В этом же году в городе был создан
археологический музей
. В 1918 году оба музея слились в один
Общеобразовательный музей имени А. С. Пушкина
, с 1922 года получивший своё современное название —
Чердынский краеведческий музей имени А. С. Пушкина
.
Музейное собрание составляет более 110 тыс. ед. хранения и включает в себя следующие коллекции: археологическую,
пермской деревянной скульптуры
, старопечатных и рукописных книг XVI—XVIII веков, коллекции иконописи, этнографии, клады восточных монет
. В этом музее есть возможность примерить на себя 50-ти
килограммовые
кандалы
замученного в соседнем
Ныробе
боярина
Михаила Никитича
.
Музей имеет два филиала: Выставочный зал и Музей истории веры .
В музей значительно возрос поток посетителей после выхода в 2003 году романа пермского писателя Алексея Иванова « Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор ». Если в 2003 году музей посетили 36,9 тыс. человек , то в 2015 году 71,0 тыс. человек .
Средства массовой информации
Печатные СМИ
Районная газета «Северная звезда»
Электронные СМИ
Радио «Соль FM» 102,2 FM
См. также
Примечания
- от 12 мая 2021 на Wayback Machine // Коммерсант, 11.12.2020.
- ↑ . Федеральная служба государственной статистики (18 августа 2023). Дата обращения: 23 августа 2023.
- . Дата обращения: 15 декабря 2008. Архивировано из 9 апреля 2020 года.
- Поспелов, Евгений Михайлович . Географические названия России: топонимический словарь. — Москва: АСТ; Астрель, 2008.. — С. 483. — 523 с. — ISBN 978-5-17-054966-5 .
- Туризм в Пермской области. — Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002. — С. 45—47.
- . Дата обращения: 7 сентября 2014. 18 сентября 2020 года.
- . Яндекс.Карты . yandex.ru. Дата обращения: 2 апреля 2019.
- . Яндекс.Карты . yandex.ru. Дата обращения: 2 апреля 2019.
- Корчагин П. А., Лобанова А. С. Очерки ранней истории Перми Великой: водно-волоковые пути // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2012. — № 1 (18). — С. 133.
- . Дата обращения: 20 января 2009. 10 апреля 2017 года.
- Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 190.
- ↑ Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 191.
- ↑ Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 192
- Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 192—193.
- Корчагин П. А. Очерки ранней истории Перми Великой: князья Пермские и Вымские // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 124.
- Пермская старина. — Пермь, 1889. — Вып. I. — С. 166.
- Иофа Л. Е. Города Урала. — Географгиз, 1951. — С. 53. — 424 с.
- ↑ Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века её христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 11
- Дата обращения: 24 сентября 2014. 11 августа 2014 года.
- Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века её христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 11—12.
- Дата обращения: 24 сентября 2014. 12 ноября 2014 года.
- Брюхова Н. Г. Антропологический материал из раскопа Чердынь посад I-54 (05) // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. — 2008. — № 2. — С. 46.
- Брюхова Н. Г. Антропологический материал из раскопа Чердынь посад I-54 (05) // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. — 2008. — № 2. — С. 46—47.
- Корсакова В. от 27 сентября 2011 на Wayback Machine // Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
- Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века её христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 13.
- Космовская А. А. Воеводское управление в Перми Великой в XVII в. // Вестник Пермского университета. — Серия: История. 2012. — № 1 (18). — С. 136.
- Чагин Г. Н. Социально-экономическое развитие Чердынско-Печорского края в XVIII — начале XX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 184.
- Чагин Г. Н. Социально-экономическое развитие Чердынско-Печорского края в XVIII — начале XX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 184—185.
- ↑ Чагин Г. Н. Социально-экономическое развитие Чердынско-Печорского края в XVIII — начале XX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 185.
- ↑ Чагин Г. Н. Социально-экономическое развитие Чердынско-Печорского края в XVIII — начале XX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 190.
- Дата обращения: 28 марта 2023. 26 февраля 2023 года.
- Чагин Г. Н. Беженцы Первой мировой войны в Чердынском крае: история переселения, обустройство на новом месте, дальнейшие судьбы // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2010. — № 1. — С. 54.
- Чагин Г. Н. Беженцы Первой мировой войны в Чердынском крае: история переселения, обустройство на новом месте, дальнейшие судьбы // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2010. — № 1. — С. 55.
- Корчагин Павел Анатольевич, Шабурова Е.в. // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — Вып. 6 . — С. 190–197 . — ISSN . 1 июля 2022 года.
- . Дата обращения: 14 октября 2016. 10 июля 2016 года.
- .
- . Официальный интернет-портал правовой информации . publication.pravo.gov.ru (26 марта 2019). Дата обращения: 17 мая 2020.
- . dateandtime.info . Дата обращения: 1 августа 2020.
- . Дата обращения: 5 июня 2017. 6 апреля 2017 года.
- Дата обращения: 5 июня 2017. 31 июля 2017 года.
- Абсолютные максимумы и минимумы температуры за всё время наблюдения из от 6 апреля 2017 на Wayback Machine
- от 12 июля 2021 на Wayback Machine Средние максимумы и минимумы температуры
- ↑ . Дата обращения: 18 июня 2014. 25 июля 2014 года.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. 28 мая 2013 года.
- Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. 29 сентября 2013 года.
- Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. 7 ноября 2021 года.
- . 26 сентября 2011 года.
- . 3 февраля 2012 года.
- ↑ . Дата обращения: 25 января 2015. 25 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 18 августа 2013. 25 июля 2013 года.
- . Дата обращения: 2 января 2014. 18 мая 2015 года.
- . Дата обращения: 10 сентября 2014. 3 января 2014 года.
- . Дата обращения: 31 мая 2014. 16 мая 2013 года.
- . Дата обращения: 16 ноября 2013. 12 октября 2013 года.
- . Дата обращения: 2 августа 2014. 10 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 6 августа 2015. 23 сентября 2015 года.
- (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021. 8 мая 2021 года.
- (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017. 31 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 25 июля 2018. 26 июля 2018 года.
- . Дата обращения: 7 февраля 2020.
- . Дата обращения: 17 октября 2020. 17 октября 2020 года.
- . . На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. 1 сентября 2022 года.
- с учётом городов Крыма
- . . На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. 1 сентября 2022 года.
- . Дата обращения: 24 сентября 2014. 3 июня 2015 года.
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Пермская губерния.
- . Дата обращения: 15 декабря 2008. 28 марта 2009 года.
- . Дата обращения: 24 сентября 2014. 13 декабря 2014 года.
- Абашев В. В., Фирсова А. В. Творчество Алексея Иванова как фактор развития внутреннего туризма в Пермском крае // Вестник Пермского университета. — 2013. — Вып. 3 (23). — С. 183—187
- . Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано из 13 октября 2016 года.
Литература
- Иван Грозный .
- // Из прошлого Чердынского края. — Пермское книжное издательство, 1974.
- // Из прошлого Чердынского края. — Пермское книжное издательство, 1974.
- Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004.
- Семенов О. В. Становление и эволюция системы местного управления на Урале во второй половине XV — первой половине XVII в. — Екатеринбург, 2006.
- В. В. Косточкин Чердынь. Соликамск. Усолье. — Стройиздат, 1988. — ISBN 5-274-00186-6 .
Ссылки
- 2021-07-14
- 1