Interested Article - Прародина
- 2020-09-29
- 1
Прародина — первоначальное, древнейшее место обитания племени, народа, вида животных, произрастания вида растений .
Прародина человека
В настоящее время наиболее признанной в науке является теория африканского происхождения человека , поскольку она подтверждается независимыми друг от друга данными различных научных дисциплин. К настоящему времени в Африке найдены останки наиболее древних гоминид . Эволюционная цепочка предков человека и древних видов людей из африканских находок является наиболее полной. Древнейшие каменные орудия также найдены в Африке, в Гона (Эфиопия) и датируются 2,6 млн лет назад. Археологические находки за пределами Африки моложе 2 млн лет . Кроме того, в Африке обнаружены останки древнейших людей современного типа и их непосредственных предков. В Африке возник как род Homo , так и, значительно позже, наш современный вид человека — Homo sapiens . Африканское происхождение человека подтверждают также данные генетических исследований . На основании образцов ДНК исследователями было реконструировано родословное дерево человечества. Согласно генетическим исследованиям, раньше других отделилась ветвь, содержащая только африканские группы . Генетическое разнообразие убывает по мере удаления от Африки, поскольку группа Homo sapiens , которая в древности покинула африканский континент, обладала только частью африканского генофонда .
Концепции африканского происхождения человека противопоставлены в настоящее время маргинальные или псевдонаучные гипотезы внеафриканского и мультирегионального происхождения человека . Концепция внеафриканского происхождения человека противоречит всей сумме современных данных палеонтологии, антропологии и генетики по вопросу антропогенеза. В частности, ни на одном другом континенте нет настолько подробной эволюционной цепочки; нет внеафриканских находок гоминид или их орудий древнее 2 млн лет . Концепция мультирегионального происхождения человека предполагает, что предковый вид Homo erectus развился в Homo sapiens в различных регионах мира независимо, что противоречит принципам современной биологии (концепциям дивергенции и монофилии ).
Поиском прародины человека исследователи занимались с XIX века, которые исходили из косвенных свидетельств. Чарльз Дарвин считал прародиной человека Африку, поскольку там обитают большие человекообразные обезьяны , наиболее близкие к человеку, — горилла и шимпанзе . Многие антропологи в прошлом считали, что человек появился в Европе — наиболее изученной части света. На территории Европы к началу XX века были найдены останки кроманьонцев , неандертальцев и гейдельбергского человека . Естествоиспытатель Эрнст Геккель помещал предков современного человека на территорию Лемурии , гипотетического материка, находившегося в Индийском океане (гипотеза Лемурии позднее была опровергнута наукой). Острова Индонезии рассматривались как обломки этого континента, поэтому Эжен Дюбуа отправился туда в поисках питекантропа (гипотетического обезьяночеловека , переходного звена между обезьяной и человеком). Аргентинский палеонтолог Флорентино Амегино пытался найти предков человека среди широконосых обезьян , обитателей Южной Америки. Ряд авторов прошлого считал, что центр происхождения человека расположен там, где ныне живут так называемые « примитивные расы ». В рамках полигенизма считается, что каждая из трёх больших рас («белая», «чёрная» и «жёлтая») возникла независимо в разных частях света и имеет отдельных предков среди древних обезьян. В результате находок питекантропа на Яве, а затем синантропа в Китае вероятным центром антропогенеза многие, в том числе советские антропологи стали считать Азию . Советский палеонтолог А. П. Быстров писал: « Родиной человека, несомненно, был Евразиатский материк. Здесь, в Центральной Азии, по всей вероятности там, где теперь находится пустыня Гоби, возникла та обстановка, которая обусловила появление первых обезьяно-людей » .
Первая находка австралопитека, « Таунгский ребёнок », была сделана в 1924 году в Южной Африке австралийским антропологом Раймондом Дартом . В книге «Ископаемые хроники» американский палеоневролог со ссылкой на палеоантрополога Филиппа Тобайоса писала, что научный мир признал это открытие только спустя 25 лет, поскольку оно существенно противоречило представлениями того времени, в том числе идее, что колыбелью человечества является Азия; увеличение размера мозга предшествовало эволюции гоминид, как следовало из пилтдаунской находки ; большинство черт «ребёнка из Таунга» могли быть объяснены его юным возрастом; геологическая датировка последнего была слишком поздней для предка человека . Основатели гипотезы африканского происхождения человека — известные археологи — семья Лики ( англ. Leakey ), сделавшая открытия древних останков во второй половине XX века в Восточной Африке. Гипотеза основана на находках Homo habilis в Олдувайском ущелье (север Танзании ), давших название олдувайской культуре , Homo erectus в Кооби Форе ( Эфиопия ), древнейшего Homo sapiens из долины Омо (Эфиопия) и австралопитека Люси в Хадаре (Эфиопия). Дальнейшие находки, а также результаты генетических исследований подтвердили африканское происхождение человека .
Африканское происхождение человека отрицается некоторыми представителями массовой аудитории, в первую очередь сторонниками ряда националистических и расистских взглядов . Популярной является идея, что человек не станет расселяться с юга на север, поскольку на севере более тяжёлые природно-климатические условия. Подобные утверждения используются для обоснования псевдонаучных идей о миграциях в направлении, обратном (с севера на юг) установленному наукой. Это считается доказательством существования древних северных цивилизаций типа Гипербореи , зарождения « белой расы » на севере и последующих миграций её на юг — в эзотерике и ряде других течений . Согласно научным данным, ранние миграции человека были направлены преимущественно с юга на север . Вопреки популярным представлениям эти миграции не были единомоментным массовым переселением на большое расстояние. Расселение людей по планете происходило в течение тысячелетий небольшими группами с перемещением на относительно небольшое расстояние в период жизни одного поколения. Причинами переселения, в том числе на север, были миграции вслед за дичью и конкуренция с соседями, поскольку на юге население больше и борьба за ресурсы более острая .
Популярны различные националистические варианты автохтонизма и гипотезы внеафриканского происхождения человека, согласно которым древние находки человека и следы его жизнедеятельности рассматриваются как обоснование древности и значимости какого-либо проживающего на этой территории современного народа . Эти идеи используются для обоснования исторического права народа на данную территорию . Согласно данным палеоантропологии, генетики и лингвистики, население на какой-либо территории с эпохи палеолита сменилось многократно в результате миграций. По причине наличия в прошлом иного расового состава невозможно определить расовую принадлежность людей верхнего палеолита. Этническая принадлежность не определяется без наличия письменных источников. Кроме того, этносы возникают уже в историческое время. Древность народа или его названия не имеет прямой связи с древностью генофонда популяции. Homo sapiens появляются на территории нынешней России сравнительно рано, не менее 45—47 тысяч лет назад. Например, в местонахождении Усть-Ишим в Омской области была найдена бедренная кость кроманьонца , получившего название Усть-ишимский человек ; возраст находки — 45 тысяч лет, это древнейший несомненный Homo sapiens в Евразии. Анализ ДНК показал, что этот человек был ближе к евразийским группам, чем к африканцам. Но «генетическое расстояние» между ним и любыми современными внеафриканскими популяциями и расами (европеоидами, монголоидами или австралоидами и др.) примерно одинаковое. Он мог быть предком любой из этих популяций или принадлежать к группе, которая позже исчезла, не оставив потомков. Усть-ишимский человек не может служить доказательством автохтонности какого-либо современного народа. От любого современного народа (сформировавшегося сравнительно недавно) его отделяет неоднократная миграционная смена местного населения в течение тысячелетий .
Прародина этносов
Прародины конкретных этносов наряду с этногенетическими характеристиками определяются данными геногеографии , лингвистики и археологии , расшифровкой свидетельств эпоса тех или иных народов. Нередко отмечаются тяготение этносов к своим прародинам, придание местам исхода сакрального характера.
Языковые семьи Евразии
Прародина индоевропейской языковой семьи
На сегодня главными конкурирующими гипотезами расположения индоевропейской прародины являются :
- североцентральноевропейская (лингвисты Л. Гейгер , Ю. Покорный , Г. Хирт , , Г. Дечи и Дж. Крюгер 2000 ; археологи, антропологи и историки К. Пенка , 1902 , Г. Косинна , Г. Швантес , Л. С. Клейн 2010 )
- югоцентральноевропейская или « балканская » (лингвисты 1962 , И. М. Дьяконов 1982 ; археологи П. Боск-(и-)Жимпера 1960 , , 1991 )
- восточноевропейская или «степная», «курганная» (лингвисты А. Шлейхер , О. Шрадер 1890 , Т. Бенфей , Т. Сулимирский 1968 ; археологи , Г. Чайлд 1926 , М. Гимбутас , Дж. П. Мэллори 1989 )
- ближневосточная, западноанатолийская или переднеазиатская «армянская» (лингвисты М. Мюллер, Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов 1984 ; археологи К. Ренфрю 1987 , П. М. Долуханов 1984 , 1988 )
- теория «широкой прародины» (вся Европа или её существенная часть) (лингвисты Н. С. Трубецкой , Г. Краэ, ; археологи и историки , , 1983 , 1985 , Л. Л. Зализняк , )
- теория В. А. Сафронова 1989 , сочетает черты североцентральноевропейской, югоцентральноевропейской, восточноевропейской и отчасти западноанатолийской гипотез
- теория «циркумпонтийского очага» Е. Н. Черных 1987 , сочетающая концепты восточневропейской и ближневосточной гипотез.
В настоящее время индоевропейская языковая прародина локализуется в европейских степях от Карпат до Урала; более важным для локализации индоевропейской прародины считается наличие в праязыке слов « пчела », « мёд », « медовуха », а также *h₁eḱwos «лошадь». Медоносная пчела не была распространена к востоку от Урала , что позволяет исключить из рассмотрения Сибирь и Центральную Азию . Лошадь, имевшая большое значение для праиндоевропейцев и распространённая в период гипотетического существования праязыка преимущественно в степях Евразии, исключает Ближний Восток , Армянское нагорье , Иран , Индостан и Балканы .
Прародина уральской языковой семьи
Нет точных данных о местоположении прародины уральской семьи , но вполне возможно, что она находилась на территории культуры ямочно-гребенчатой керамики , которая существовала в период с примерно 4000 г. до н. э. по 2000 г. до н. э. Одним из подтверждений этой гипотезы является высокое языковое разнообразие в области средней Волги , где ныне существуют мордовские языки , марийский и пермские языки . Реконструируемые лингвистами древние названия растений (вяз, ель, сосна, пихта, лиственница, ива) и животных (ёж) вполне согласуются с этими территориями.
Французский антрополог Сержан в La Genèse de l’Inde (1997) высказал предположение, что уральская семья может брать начало от прадравидийского или какого-либо предшествующего языка западноафриканского происхождения, либо же может иметь значительное число заимствований оттуда.
Некоторые лингвисты считают, что уральская семья имеет лингвистическую связь с алтайской языковой семьей , причем как с её тюркской , так и с монгольской ветвью, а также с дравидийскими языками.
Теория, говорящая о сходстве уральских языков с дравидийскими и предполагающая, что они контактировали друг с другом на протяжении длительного времени в прошлом , весьма популярна среди дравидийских учёных и поддержана рядом учёных, в том числе Колдуэллом , Барроу , Звелебилом и Андроновым .
Тем не менее, в последнее время ряд специалистов по уральским и дравидийским языкам, таких как Кришнамурти , подвергает её критике.
Также существует гипотеза о том, что уральские и эскимосско-алеутские языки имеют общее происхождение, но пока что не существует единого мнения о том, так ли это.
Прародина тюркской языковой семьи
Предполагаемая прародина тюркских языков — предгорья Алтая, а шире — территория между Уралом и Алтаем, включая Монголию, западный Китай и Сибирь. Прототюрки имели длительные связи с представителями уральской и монгольской языковых семей .
См. также
Примечания
- Ефремова Т. Ф. Прародина // Современный словарь русского языка : орфографический, словообразовательный, морфемный : около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. — М. : ACT , 2010. — 699 с. — ISBN 978-5-17-069855-4 .
- ↑ , Миф 38. Человек появился не в Африке….
- от 20 апреля 2022 на Wayback Machine
- .
- ↑ .
- ↑ , Миф 39. Зачем человеку расселяться на север? На юге ведь тепло.
- ↑ , Миф № 40. На территории России найдены очень древние памятники….
- Клейн Л. С. Происхождение индоевропейцев и археология // . — СПб. : ИИМК РАН, «Периферия», 2012. — С. 25—27. — ISBN 978-5-906168-01-6 -2. 29 ноября 2014 года.
- А.К. . Антропогенез.РУ (19 февраля 2015). — «Главные конкурирующие гипотезы – ближневосточная (Гамкрелидзе, Иванов, 1984), западноанатолийская (Renfrew, 1987) и центральноевропейская (Дьяконов, 1982; Клейн, 2010). Теория В.А. Сафронова (1989) сочетает черты анатолийской и центральноевропейской гипотез, к ней близок поздний вариант теории К. Ренфрю.» Дата обращения: 12 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
- Decsy G., Krueger J. R. The Linguistic Identity of Europe: in 2 Pt. — Bloomington, IN: Eurolingua, 2000. — 262 (Pt. 1) + 268–507 (Pt. 2) p. — (Transworldidentity research series 4). — ISBN 0-931-92265-8 , ISBN 0-931-92267-4 .
- Осипова О. А. : [ 27 сентября 2015 ] // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2004. — Вып. 1 (38): Серия: гуманитарные науки (филология). — С. 91. — ISSN .
- Much M. . — Berlin: Verlag von Herman Costenoble, 1902. — 311, [1] S.
- Клейн Л. С. Время кентавров: Степная прародина греков и ариев. — СПб. : Евразия, 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-8071-0367-3 .
- Клейн Л. С. Происхождение индоевропейцев и археология // . — СПб. : ИИМК РАН, «Периферия», 2012. — С. 25—34. — ISBN 978-5-906168-01-6 -2. 29 ноября 2014 года.
- ↑ Шер Я. А. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2011. — Вып. 2 (46) . — С. 206 . — ISSN . 17 ноября 2015 года.
- Devoto G. Origini indeuropee. — Firenze: Sansoni, 1962. — xii, 521 с. — (Origines; Istituti italiano di preistoria e protostoria).
- Дьяконов И. М. О прародине индоевропейских диалектов // Вестник древней истории . — 1982. — № 3 (161) . — С. 3—30 .
- Дьяконов И. М. О прародине индоевропейских диалектов // Вестник древней истории . — 1982. — № 4 (162) . — С. 11—25 .
- Diakonoff I. On the Original Home of the Speakers of Indo-European // Journal of Indo-European Studies. — 1985. — Vol. 13. — P. 92—174.
- Bosch-Gimpera P. El Problema Indoeuropeo. — México: Universidad Nacional. Autónoma. Publicaciones del Instituto de Historia, 1960. — xix, 385 p.
- Makkay J. Az Indoeurópai Népek Östörténete. — Budapest: Gondolat Könyvkiadó, 1991. — 315 p. — ISBN 9-632-82418-0 .
- Makkay J. A Neolithic Model of Indo-European Prehistory // Journal of Indo-European Studies. — 1992. — Vol. 20. — P. 193—238.
- Schrader O. / Trans. by Frank Byron Jevons, From the 2d rev. & enl. German ed. with the sanction and co-operation of the author. — L. : Charles Griffin & Co., 1890. — xv, 486 p.
- Sulimirski T. Corded Ware and Globular Amphorae North-East of the Carpathians. — L. : Athlone P., 1968. — xxiii, 227 p.
- Childe V. G. . — London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co. Ltd.; New York: Alfred A. Knopf, Inc., 1926. — xiii, 221 p. — (History of civilization, Pre-history and antiquity).
- Mallory J. P. The Indo-European homeland problem // . — L. : Thames and Hudson, 1989. — P. 143—184. — 288 p. — ISBN 0-500-27616-1 .
- Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2-х книгах. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1984.
- Renfrew C. The Origins of Indo-European Languages (англ.) // Scientific American . — Springer Nature , 1989. — P. 82—90.
- Долуханов П. М. Неолитическая революция в Передней Азии: экологические, культурно-исторические и лингвистические аспекты // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Тезисы и доклады конференции. Ч. 1. — М. : «Наука», Глав. ред. восточной лит-ры, 1984. — С. 29—31.
- Zvelebil M., Zvelebil K. Agricultural Transition and Indo-European Dispersals // Antiquity. — Praha: Institute of Archaeology, 1988. — P. 574—583.
- Zvelebil M., Zvelebil K. Agricultural Transition. Indo-European Origins and the Spread of Farming // / Ed. T. L. Markey, J. Greppia. — Ann Arbor, MI: Karoma, 1990. — P. —266. — ISBN 0-897-20090-X .
- Zvelebil M. Indo-European origins and the agricultural transition in Europe // Whither archaeology? Papers in honor of Evžen Neustupný. — Praha: Institute of Archaeology, 1995. — P. 173—203. — ISBN 8-090-19340-4 .
- Killian L. Zum Ursprung der Indogermanen. — Bonn: Habelt, 1983. — 248 S. — ISBN 8-090-19340-4 .
- Häulser A. Kulturebeziehungen zwischen Ost- und Mitteleuropa im Neolithikum? // Jahresschrift für mitteldeutsche Vorgeschichte. — 1985. — Bd. 68. — S. 21—74.
- Сафронов В. А. . — Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1989. — 398 с. — ISBN 5-7420-0266-1 . 24 марта 2010 года.
- Черных Е. Н. Протоиндоевропейцы в системе Циркумпонтийской провинции // / Отв. ред. Л. А. Гиндин. — М. : Наука, 1987. — С. 136—147. 20 января 2018 года.
- Черных Е. Н. Циркумпонтийская провинция и древнейшие индоевропейцы // Древний Восток: этнокультурные связи / Под. ред. Г. М. Бонгард-Левина; Академия наук СССР; Институт востоковедения АН СССР. — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — С. 37—57. — ISBN 5-02-016792-4 .
- Mallory J. P. In Search of the Indo-Europeans. — Thames and Hudson, 1991. — P. 158—162. — ISBN 0-500-27616-1 .
- Anthony D. W. The Horse, the Wheel and the Language. — Princeton — Oxford: Princeton University Press, 2007. — P. 90—91. — ISBN 978-0-691-05887-0 .
- «Dravidian languages.» Encyclopædia Britannica. 2008. Encyclopædia Britannica Online. 30 Jun. 2008
- Tyler, Stephen (1968), "Dravidian and Uralian: the lexical evidence", Language , 44 (4): 798—812, doi : .
- Webb, Edward (1860), "Evidences of the Scythian Affinities of the Dravidian Languages, Condensed and Arranged from Rev. R. Caldwell's Comparative Dravidian Grammar", Journal of the American Oriental Society , 7 : 271—298, doi : .
- Burrow, T. (1944), "Dravidian Studies IV: The Body in Dravidian and Uralian", Bulletin of the School of Oriental and African Studies , 11 (2): 328—356, doi : .
- Zvelebil, Kamal (2006). Dravidian Languages. In Encyclopædia Britannica (DVD edition).
- Andronov, Mikhail S. (1971), «Comparative Studies on the Nature of Dravidian-Uralian Parallels: A Peep into the Prehistory of Language Families». Proceedings of the Second International Conference of Tamil Studies Madras. 267—277.
- Zvelebil, Kamal (1970), Comparative Dravidian Phonology Mouton, The Hauge. at p. 22 contains a bibliography of articles supporting and opposing the theory
- Krishnamurti, Bhadriraju. (неопр.) . — Cambridge: Cambridge University Press , 2003. — С. . — ISBN 0-521-77111-0 .
Литература
- Алексеев В. П. , Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов по специальности «История». 5-e изд. М., 1999.
- Алексеев В. П. В поисках предков. Антропология и история. М., 1971.
- Алексеев В. П. География человеческих рас. М., 1974.
- Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.
- Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человечества. — Л. : Медгиз , 1957.
- Даниленко В. Н. Космогония первобытного общества // Начала цивилизации. Екатеринбург; М., 1999. С. 3—216.
- Гамкрелидзе Т. В. , Иванов Вяч. Вс. от 18 января 2012 на Wayback Machine
- Мэллори Дж. П. // Вестник древней истории. 1997. № 1.
- Ренфрю К. Индоевропейская проблема и освоение евразийских степей: вопросы хронологии // Вестник древней истории. 2002. № 2.
- Сафронов В. А. от 1 января 2008 на Wayback Machine
- Соколов А. Б. Мифы об эволюции человека / Научный редактор доктор биологических наук Е. Б. Наймарк . — М. : Альпина нон-фикшн , 2015. — 390 с. — ISBN 978-5-91671-403-6 . ( на сайте Всенаука ).
- Соколов А. Б. Ученые скрывают? Мифы XXI века / Научные редакторы , доктор биологических наук, А. И. Иванчик , доктор исторических наук, член-корреспондент РАН . — М. : Альпина нон-фикшн , 2017. — 370 с. — ISBN 978-5-91671-742-6 . ( на сайте Всенаука ).
- Соколов А. Б. Странная обезьяна. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета / Научный редактор кандидат биологических наук, доктор исторических наук М. Б. Медникова . — М. : Альпина нон-фикшн , 2020. — 576 с. — ISBN 978-5-00139-302-3 .
- Супрун А. Е. от 24 октября 2014 на Wayback Machine // Супрун А. Е. Введение в славянскую филологию. — Минск, 1989. — С. 135—155.
- Шнирельман В. А. . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »).
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
- 2020-09-29
- 1