Генетическое разнообразие
- 1 year ago
- 0
- 0
Культурное разнообразие
— наличие множества самых разнообразных культур в отличие от монокультуры, глобальной монокультуры или стирания культурных различий, что, в общем-то, схоже с упадком культуры. Понятие «культурное разнообразие» может также означать уважение к особенностям иных культур. Иногда термин «культурное разнообразие» применяется для обозначения факта существования человеческих
обществ
или
культур
в конкретных регионах или вообще в мире. В термин «
глобализация
» часто закладывается негативное воздействие на разнообразие мировых культур.
В мире существует множество отдельных сообществ, существенно отличающихся друг от друга. Многие из них сохранили эти отличия до настоящего времени. Существуют культурные различия между людьми, такие как язык, одежда и традиции. Даже сама по себе организация общества может отличаться существенным образом, например, отношением к
морали
, или отношением к окружающей среде. Культурное разнообразие может рассматриваться как аналог
биоразнообразия
.
По аналогии с биоразнообразием, которое рассматривается как фактор длительного существования всего живого на земле, можно утверждать, что культурное разнообразие является жизненно важным для длительного существования человечества; и что сохранение самобытных культур может быть важным, так как сохраняет существование биологических видов и
экосистем
в целом. Генеральная конференция
ЮНЕСКО
пришла к такому выводу в 2001 году, утвердив положения Статьи 1 Всеобщей декларации о культурном разнообразии, которая гласит, что «культурное разнообразие необходимо для человечества как биоразнообразие необходимо для природы».
Некоторые люди оспаривают это утверждение по нескольким причинам. Во-первых, как большинство эволюционных факторов человеческого естества, важность культурного разнообразия для продолжения существования является непроверенной гипотезой , которая не может быть ни подтверждена, ни опровергнута. Во-вторых, можно возразить, что сохранять «менее развитые сообщества» является неэтичным, так как это лишает множество людей, составляющих такие сообщества, преимуществ использования новых технических и медицинских новшеств, которые использует «развитый» мир.
Также как сохранение бедности в слаборазвитых странах в качестве «культурного разнообразия» является неэтичным, неэтичным является и сохранение любых религиозных обрядов просто потому, что они рассматриваются как составляющая часть культурного разнообразия. Определенные религиозные обряды признаны
Всемирной организацией здравоохранения
и
ООН
неэтичными, в том числе
женское обрезание
,
полигамия
,
детский брак
и
человеческое жертвоприношение
.
С развитием
глобализации
исторически сложившиеся государства попали под неимоверное давление. В наше время развивающихся технологий, информация и капитал выходят за географические границы и переформатируют взаимосвязи между рынками, странами и людьми. В частности, развитие средств массовой информации оказало существенное воздействие на людей и сообщества по всему земному шару. При наличии определенной пользы такая общедоступность негативно воздействует на индивидуальность сообществ. При условии быстрого распространения информации по всему миру, значение культуры, культурных ценностей и стилей подвержено риску усреднения. В результате степень самоидентификации личности и сообщества может начать ослабляться.
Некоторые люди, в частности, те, которые имеют сильные религиозные убеждения, поддерживали идею того, что сохранение определенной модели сообщества и определенных аспектов такой модели — в интересах каждого человека и всего человечества.
В настоящее время общение между теми или иными странами становится все более интенсивным. Всё больше студентов принимают решение учиться на других континентах, чтобы прочувствовать на себе культурное многообразие. Их цель — расширить свои горизонты и развить свою личность путем познания жизни на других континентах. Например, согласно труду Фенглинга, Чена, Ду Яьнюня и Ю Ма, «Академическая свобода в Народной Китайской Республике и в Соединенных Штатах Америки», утверждается, что образование в Китае главным образом строится, «как это принято, на подробном растолковании материала и механического заучивания наизусть». Китайская традиционная система образования основана на стремлении заставить студентов воспринимать определенный устоявшийся контент. И «в учебных аудиториях китайские профессора являются носителями знаний и символом власти; студенты в Китае в целом относятся к своим преподавателям с большим уважением». С другой стороны, в
системе образования Соединенных Штатов Америки
«американские студенты считают преподавателей колледжей равными себе». Кроме этого, поощряются споры с преподавателями. Открытая свободная дискуссия на самые разнообразные темы свойственна большинству американских колледжей и университетов. Дискуссия является главным отличием систем образования Китая и Соединенных Штатов Америки. Но мы не можем однозначно заявить, которая из них лучше, потому что каждая культура имеет свои преимущества и характерные черты. Именно эти различия и культурное разнообразие делают наш мир многоцветным. Студенты, которые учатся за рубежом, при том условии, что они сочетают в своем развитии позитивные аспекты двух различных культур, обретают конкурентное преимущество для своей карьеры в целом. В частности, с учетом нынешнего процесса глобализации экономики, люди, впитавшие в себя опыт разных культур, в современном мире более конкурентоспособны.
Культурное разнообразие не поддается подсчету, но в качестве индикатора можно использовать количество языков, на которых говорят в регионе или в мире в целом. Используя этот индикатор, мы можем не учитывать период стремительного экономического спада, оказавшего существенное влияние на мировое культурное многообразие. Исследования, проведенные в 90-х годах прошлого века Дэвидом Кристалом (Почетным профессором лингвистики Университета Уэльса, Бангор) доказали, что в тот период, в среднем, в течение двух недель выходил из употребления один язык. Он подсчитал, что если коэффициент вымирания языков сохранится, то к 2100 году более 90 % языков, на которых говорят в настоящее время, исчезнут.
Перенаселенность , иммиграция и империализм (по причине войн и культурного характера) являются причинами, которые следует принимать во внимание при объяснении вымирания языков. Вместе с тем, можно также утверждать, что с приходом глобализации уменьшение культурного разнообразия неизбежно, поскольку обмен информацией зачастую приводит к гомогенизации.
Всеобщая декларация о культурном разнообразии, принятая ЮНЕСКО в 2001 году, является правовым документом, который признает культурное разнообразие «общим достоянием человечества» и считает его охрану конкретным этическим обязательством, неотделимым от уважения человеческого достоинства.
Кроме Декларации о принципах, принятых в 2003 году на Женевской сессии Всемирного саммита по информационному сообществу (WSIS) Конвенция ЮНЕСКО о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, принятая в октябре 2005 года, также является юридически обязывающим документом, который признает, что:
В декларации утверждается, что «растет давление, оказываемое на страны, в целях отказа от их прав проводить собственную культурную политику и от любых аспектов в культурном секторе в ходе проведения переговоров по заключению соглашений о международной торговле». В настоящее время 116 стран-участниц, а также Европейский Союз ратифицировали Конвенцию (кроме США , Австралии и Израиля ). Этот мягкий правовой инструмент (не имеющий обязательной силы), предназначенный для регулирования мировой торговли, стал точным показателем европейского политического выбора. В 2009 году Европейский суд поддержал широкий взгляд на культуру — помимо культурных ценностей посредством защиты фильмов или цели продвижения лингвистического разнообразия, признанного ранее.
Также следует помнить о Конвенции об охране нематериального культурного наследия, ратифицированной 20 июня 2007 года 78 странами, в которой сказано:
Нематериальное культурное наследие , передаваемое от поколения поколению, постоянно воссоздает сообщества и группы, сохраняющиеся под влиянием окружающей среды во взаимодействии с природой и историей, и придает им ощущение идентичности и постоянности существования, отдавая, таким образом, дань культурному многообразию и творческим способностям человека.
Культурное разнообразие также поощряется Монреальской декларацией 2007 года и Европейским Союзом. Идея всеобщего мультикультурного наследия охватывает несколько идей, которые не являются взаимоисключающими (см. мультикультурализм ). Помимо языкового различия, существуют различия религиозные и различия в традициях.
В частности, план «Повестка дня на 21-й век для развития культуры» является первым документом мирового уровня, который предусматривает обязательства городских и местных властей развивать культуру и содействовать сохранению культурного разнообразия.
Защита культурного разнообразия может иметь несколько значений:
Культурное разнообразие представляется как антитеза культурному единообразию.
Некоторые (включая ЮНЕСКО) опасаются, что происходит внедрение культурного единообразия. В поддержку этого аргумента они приводят следующие доказательства:
Существуют несколько международных организаций, деятельность которых направлена на защиту сообществ и культур, находящихся под угрозой исчезновения, в частности, Survival International и ЮНЕСКО. Всеобщая декларация о культурном разнообразии, принятая ЮНЕСКО и одобренная 185 странами-участницами в 2001 году, представляет собой первый одобренный международный инструмент, предназначенный для защиты и продвижения культурного разнообразия и межкультурного диалога.
Созданная Европейской комиссией Сеть передовых научно-исследовательских центров «Устойчивое развитие в многоплановом мире» (известная как «SUS.DIV») в соответствии с декларацией ЮНЕСКО ставит перед собой цель исследовать взаимосвязь между культурным разнообразием и устойчивым развитием.