Interested Article - Холокост на территории СССР

Холоко́ст на террито́рии СССР — систематическое преследование и истребление евреев немецкими нацистами , их союзниками и коллаборационистами на оккупированной территории СССР во время Великой Отечественной войны .

« Последний еврей Винницы »

Численность советских евреев, оказавшихся на территории, оккупированной немцами, составила 2,75—2,90 млн человек, большинство из них погибли .

Эвакуация на Восток

После нападения Германии на СССР и оккупации западной части страны, проживавшие на территории СССР евреи оказались жертвами нацистских преследований. Некоторая часть из них успела эвакуироваться на восток и юг страны . Сотрудник Иерусалимского университета С. Швейбиш писал, что к началу войны в СССР проживало (без учёта еврейских беженцев из Польши и Румынии и с учётом территорий, присоединённых к СССР начиная с сентября 1939 года) 4855 тыс. евреев, в том числе 4095 тыс. на территории, которая во время войны подверглась оккупации. Из них в советский тыл были эвакуированы 1200—1400 тыс. евреев. По данным историка Дова Левина число уехавших в эвакуацию составило 1—1,5 млн человек . Из присоединённых к СССР после 1939 года западных территорий, где проживало более 2 млн евреев, сумели эвакуироваться не более 100 тысяч . Исследователь Соломон Шварц , автор вышедшей в 1966 году в Нью-Йорке книги «Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны» , утверждал, что в СССР ничего не было сделано для своевременной эвакуации и спасения евреев от нацистов с этих территорий.

Однако историк Марина Потёмкина считает, что идея о том, что в СССР ничего не было сделано для эвакуации евреев, искажает действительность. По данным , из учтённого по спискам на 15 сентября 1941 года населения, подлежащего эвакуации (кроме детей из эвакуированных детских учреждений), доля евреев составляла 24,8 % (второе место после русских — 52,9 %) Таким образом, процент эвакуированных от общей численности еврейского населения, проживавшего в западных областях СССР, был выше, чем у представителей других народов, кроме русского . Дов Левин утверждает, что решение об эвакуации вообще не сказалось на судьбе евреев территорий, аннексированных СССР в 1939 году, поскольку оно было принято когда большая часть этих территорий уже была захвачена немцами . В свою очередь, историк Альберт Каганович в монографии «„Ташкентский фронт“: Еврейские беженцы в советском тылу» 2023 года пишет, что ряд постсоветских авторов, включая Потёмкину, придерживаются патриотического принципа «не выносить сор из избы» и целенаправленно пропагандируют приукрашенную концепцию «успешной абсорбции» беженцев .

Как эвакуированные по приказу правительства СССР, так и бежавшие по собственной инициативе могли пользоваться услугами 128 эвакопунктов, 100 станций помощи беженцам и сотен пунктов выдачи кипятка, распределённых по путям следования из приграничных регионов на восток вплоть до Уральских гор . Известны, однако, и попытки насильственного препятствования эвакуации населения, особенно в условиях быстрого продвижения немецких войск и нарастания управленческого хаоса . Тысячи эвакуированных были задержаны на старой советско-польской, советско-латвийской и т. д. границах и советские солдаты угрожали им расстрелом, если они попытаются добираться во внутренние районы СССР. В других местах (например, в Бессарабии ) власти и военные оказывали содействие евреям, которые как организованно так и стихийно уходили на восток .

Существовали проблемы и с транспортировкой и расселением беженцев уже после выезда из западных районов СССР: многим приходилось дожидаться поездов в течение нескольких дней или даже недель (на начало 1941 года на 5-6 узловых станциях Казахстана находились 49-45 тыс. человек, в том числе в Джамбуле — 12-15 тыс.); высока была смертность в пути (в феврале 1942 г. при переезде из Ленинграда в Сталинск Новосибирской области умерло 26 из 240 студентов ремесленного училища). Известны случаи принудительной депортации беженцев: так, 25 ноября-5 декабря 1941 года из Узбекистана в казахские колхозы депортировано 36500 беженцев из числа бывших польских граждан, а 8 декабря 1941 года скопившихся на железнодорожных станциях Казахстана 21500 беженцев отправили в колхозы юга Киргизии . Несмотря на то, что подавляющее большинство еврейских беженцев не имели опыта тяжёлых сельскохозяйственных работ, расселённые в колхозы люди получали продовольствие только при условии работы в колхозах. Обеспечение жильём зачастую производилось путём принудительного подселения к местным жителям. Случались эпидемии малярии, брюшного и сыпного тифа, дизентерии, кори, скарлатины. Вопреки усилиям центральных властей, беженцы часто сталкивались с бытовым антисемитизмом среди населения и местных партийных органов .

Отмечая факт сравнительно высокого количества эвакуированных евреев, исследователи указывают на то, что эвакуация проводилась в районах бывшей « черты оседлости », где евреев изначально было больше, чем в других районах страны . Дов Левин предполагает, что тот факт, что многие евреи состояли в компартии, а эвакуация партийного и комсомольского актива считалась одним из приоритетов для советского правительства (так, из оккупированной в течение всего трёх дней Литовской ССР удалось вывезти 55,2 % всех членов местной компартии — 2553 человека) влиял на повышение процента евреев среди эвакуированных по сравнению с процентом в популяции . Обобщая ситуацию, Левин резюмирует, что «принятый в просоветских кругах взгляд, согласно которому советское правительство в годы Второй мировой войны организованно спасало своих еврейских граждан, не имеет под собой никаких оснований» .

Павел Полян пишет, что после присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины в результате раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году состоялись две депортации осадников и членов их семей, некоторую часть депортированных составили евреи. Кроме того, в июне 1940 года беженцы (среди которых большую часть составляли евреи), которые смогли бежать с территорий занятых Германией и попасть в СССР, также были депортированы в Западную Сибирь. Всего в Сибирь было депортировано 70-90 тысяч человек, из которых 85-90 % были евреями. Фактически эта депортация спасла им жизнь .

Не все евреи пытались эвакуироваться на Восток. Для одних помехой становилась физическая невозможность (чаще других на местах оставляли стариков и инвалидов). Другие (особенно противники советского режима) не верили слухам о жестоком обращении нацистов с евреями, а старшее поколение, помнившее Первую мировую войну , вспоминало в целом уважительное обращение немецкой армии того времени с еврейским населением. Третьи до последнего верили заверениям советской власти в том, что любая война будет вестись «малой кровью на чужой территории». Наконец, многие уезжали из страха не перед наступавшими войсками, а перед местным населением, боясь повторения стихийных погромов в условиях безвластия (особенно это касается евреев Украины, помнивших печальный опыт погромов времён Гражданской войны ). Опросы выехавших евреев, пребывавших на момент начала войны в юношеском возрасте, также обнаружили, что весомым аргументом, убеждавшим их в правдивости слухов об обращении нацистов с евреями, для многих из них стал советский фильм « Профессор Мамлок » (1938) .

Периодизация Холокоста

Илья Альтман выделяет следующие этапы в осуществлении Холокоста на территории СССР:

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — январь 1942 ( Ванзейская конференция )
  2. февраль 1942 — осень 1943 (ликвидация гетто и рабочих лагерей в немецких зонах оккупации)
  3. зима 1943/1944 — осень 1944 (перевод уцелевших евреев в концлагеря и полное освобождение от евреев оккупированной территории СССР)

Ицхак Арад рассматривает три этапа в следующих интервалах:

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — февраль 1942. За это время были убиты большинство евреев Литвы , Латвии , Эстонии , Молдавии , почти все евреи восточной Белоруссии , восточной Украины и занятых немцами районов РСФСР .
  2. весна 1942 — декабрь 1942. Уничтожено большинство евреев Западной Украины и Западной Белоруссии, а также южных районов РСФСР, оккупированных летом 1942 года.
  3. январь 1943 — конец лета 1944. Уничтожение немцами оставшихся евреев на оккупированных территориях перед отступлением.

Аналогичной с Арадом периодизации придерживается также профессор Аркадий Лейзеров

Немецкий профессор истории Петер Лонгерих выделяет также две стадии уничтожения в начале войны. В течение первых 6 недель немецкие отчёты на эту тему были посвящены еврейским погромам, инициированным немцами, но проходящим без прямого немецкого участия, а также массовым расстрелам гражданского населения — в основном, евреев-мужчин. Расстрел всех евреев без разбора, включая женщин и детей, начался с августа 1941 года .

Ход уничтожения

Первый этап

Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредственно в местах его проживания т. н. айнзатцгруппами ( нем. Einsatzgruppen ) СС , а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами . Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска . На этом этапе основным методом уничтожения евреев были массовые расстрелы . (см. Холокост в Одессе )

Уже в конце июля 1941 г. в Каунасе были убиты немцами и их литовскими пособниками тысячи евреев; из 60 тыс. евреев Вильнюса около 45 тыс. погибли в ходе массовых расстрелов в оврагах около Понар , продолжавшихся до конца 1941 г. Волна убийств прокатилась по всей Литве . К началу 1942 г. остатки еврейских общин сохранялись лишь в городах Каунас, Вильнюс, Шяуляй и Швянчёнис .

В Латвии в течение нескольких недель было уничтожено всё еврейское население провинциальных городов; сохранились лишь общины Даугавпилса , Риги и Лиепаи . Из тридцати трёх тысяч евреев Риги двадцать семь тысяч были убиты в конце ноября — начале декабря 1941 г. Примерно тогда же были истреблены евреи Даугавпилса и Лиепаи .

Значительной части немногочисленного еврейского населения Эстонии , насчитывавшего в 1940 году примерно 4,5 тыс. человек, удалось избежать гибели. Так 14 июня 1941 года, всего за 8 дней до войны, примерно 500 евреев вместе с 10 тыс. эстонцев были депортированы органами НКВД в Сибирь , около 500 еврейских мужчин были мобилизованы в Красную армию или вступили в истребительные батальоны . Из оставшихся в Эстонии 3,5 тыс. евреев только около 950 человек не смогли или не захотели эвакуироваться, помня жестокость сотрудников советских силовых структур, проявленную в ходе недавней депортации, и наивно полагались на гуманизм немецких оккупационных властей. Примерно 2-2,5 тысячам эстонских евреев удалось эвакуироваться во внутренние регионы Советского Союза, чему способствовал тот факт, что немцы заняли Таллин только 28 августа 1941. 929 оставшихся в Эстонии евреев были расстреляны ещё до конца 1941 года силами прибывшей из Риги (в составе Айнзатцгруппы A) под руководством штандартенфюрера СС Мартина Зандбергера . Расстрелы происходили в Таллине, Тарту и Пярну , в некоторых из них принимали участие и члены эстонской военизированной организации « Омакайтсе ». Эстония была первой и единственной страной Европы, ставшей «свободной от евреев» ( нем. «Judenfrei» ), о чём было доложено в Берлин в феврале 1942 года. По данным Международной комиссии Эстонии по расследованию преступлений против человечности, войну в Эстонии пережили не больше 12 евреев .

В Белоруссии лишь немногим евреям удалось эвакуироваться вглубь страны. 27 июня 1941 г. в Белостоке были убиты две тысячи евреев, а спустя несколько дней — ещё несколько тысяч. В течение пяти дней около 80 тыс. евреев Минска и его окрестностей были сконцентрированы в гетто (создано 20 июля 1941 г.). До начала зимы свыше 50 тыс. человек были убиты. В первые месяцы оккупации было истреблено также большинство евреев Витебска , Гомеля , Бобруйска и Могилёва . Двенадцать из двадцати трёх гетто, созданных в Белоруссии и в оккупированных частях РСФСР (главным образом в Смоленской области ), были ликвидированы до конца 1941 г., а ещё шесть — в первые месяцы 1942 г.

На Западной Украине немцы, украинские националисты и население устроили погромы уже в конце июня — начале июля 1941 г. Во Львове 30 июня — 3 июля в ходе погрома было убито четыре тысячи евреев , а 25—27 июля — около двух тысяч. Спустя несколько дней после захвата немцами Луцка там было убито две тысячи евреев; из двадцати семи тысяч евреев Ровно двадцать одна тысяча была убита в ноябре 1941 г.

Как отмечает профессор Парижского университета Дельфин Бештель, после вторжения Германии в СССР погромы произошли практически в каждом городе и деревне Галиции . Погромы отличались крайней жестокостью, евреев повсюду убивали хозяйственными инструментами — топорами, серпами и т. п. Иногда убивали только мужчин, но иногда также женщин, стариков и детей. Волны насилия прокатились в конце июня и в течение июля, иногда даже до вступления немецких войск, в половине случае немцы даже в них не участвовали. Погромы часто проходили, когда обнаруживались трупы заключённых в местных тюрьмах НКВД, но не всегда: опорные пункты чекистов были только в половине городов и совсем их не было в далёких деревнях . Евреев в таких случаях заставляли эксгумировать трупы, иногда их вынуждали лизать трупы и пить воду, которой обмывали мёртвые тела. Затем их забивали до смерти и закапывали в тех же ямах. Большинство погромов проходило при участии украинских элит (священников, юристов, фармацевтов, студентов). В погромах принимали участие прибывшие с вермахтом походные группы ОУН и сформированные отряды украинских националистов .

Евреи центральной и восточной Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев, попали в руки нацистов и разделили участь еврейского населения восточноевропейских областей (см., например, Бабий Яр в Киеве , Богдановка в Николаевской области , Дробицкий яр в Харькове ). Стремительное наступление немецких войск на восток и оккупация ими обширных территорий СССР привели к тому, что под власть нацистов попала часть евреев, сумевших эвакуироваться из западных районов страны в начале военных действий. Их постигла общая участь еврейского населения оккупированных территорий (например, в 1942 г. на Кубани ). Многие общины Украины были уничтожены бесследно. Из семидесяти еврейских центров довоенной Украины, судьба которых известна, 43 были уничтожены ещё в 1941 г., а остальные — до середины 1942 г.

После занятия немцами в конце октября 1941 г. почти всего Крыма было убито при активном содействии местного населения около пяти тысяч крымских евреев ( крымчаки ) и ещё около восемнадцати тысяч еврейских жителей .

В оккупированных Псковской, Смоленской и Брянской областях РСФСР во всех местах со сколько-нибудь значительной концентрацией еврейского населения были созданы гетто и лишь затем начались массовые расстрелы. В Ленинградской и Новгородской областях, на Северном Кавказе и в Крыму (за небольшим исключением) уничтожение еврейского населения проводилось сразу же после захвата населённых пунктов и евреи перед расстрелом концентрировались в определённых зданиях лишь на несколько часов или дней. Однако в Калужской и Калининской областях в результате контрнаступления под Москвой в нескольких населённых пунктах оккупанты не успели уничтожить еврейское население.

Второй этап

Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались летом 1942 года после оккупации нацистами этих регионов. 23 июля 1942 года произошло массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиёвской балке . Около 1100 евреев были убиты в Воронежской области , которая была частично оккупирована нацистами в ходе летнего наступления в 1942 году. В самом Воронеже, в котором накануне войны проживали более 8500 евреев, большинство из них не успели эвакуироваться или переправиться на контролируемый советскими войсками левый берег реки Воронеж , и были расстреляны нацистами 10 августа 1942 года . Всего на территории трёх автономных республик, двух краёв и трёх областей РСФСР, оккупированных летом-осенью 1942 года, погибло около 70 000 евреев .

К весне 1943 года только айнзатгруппами было убито 1,25 млн евреев, а также сотни тысяч представителей других национальностей .

Третий этап

21 июня 1943 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер подписал секретный приказ о ликвидации с 1 августа всех гетто в Рейхскомиссариате Остланд и переводе всех оставшихся в живых евреев в концентрационные лагеря .

Евреи-красноармейцы

До 17 июля 1941 года неизвестны специальные директивы высшего немецкого руководства, направленные против евреев-военнопленных, однако уже в этот период начали происходить их убийства на основании «Директивы о поведении войск в России», предписывавшей «безжалостные и энергичные действия» против евреев в целом (как и некоторых других категорий населения). 17 июля 1941 года вышел военный приказ Рейнхарда Гейдриха , в дополнениях к которому выдвигалось требование выявлять евреев в лагерях военнопленных как «политически ненадёжную группу», подлежащую ликвидации. Иногда военнопленных-евреев убивали на поле боя, в остальных случаях они отделялись от других военнопленных и отправлялись в лагеря военнопленных (порядок мог быть обратным), где в скором времени расстреливались. Как подчёркивает Павел Полян, «Холокост как система физического уничтожения немцами евреев хронологически ведёт своё начало именно с систематического убийства евреев-военнопленных» , поскольку такие расстрелы начались уже 22 июня 1941 года, задолго до Ванзейской конференции и на два дня ранее, чем первые акции по уничтожению гражданского еврейского населения . Карел Беркхофф, однако, полагает, что отсчёт Холокоста следует вести как минимум с убийств еврейского населения в Генерал-губернаторстве , начавшихся ещё в 1939 году .

Почти все советские евреи-военнопленные погибли. По мнению сотрудника института « Яд ва-Шем » и автора книги «Плен» доктора Арона Шнеера, этому способствовало то, что евреев часто выдавали немцам свои же сослуживцы. Своё мнение Шнеер подкрепляет многочисленными фактами и свидетельствами . Аркадий Зельцер подтверждает наличие антисемитских настроений в армейской среде, указывая в то же время на наличие офицеров, считавших своим долгом документировать убийства евреев. Начиная с октября 1941 года, определённое количество информации об антиеврейских акциях нацистов попадало и в обязательные для посещения фронтовиками политические лекции; ещё и в 1944 году в подразделениях 3-го Белорусского фронта устраивались публичные обсуждения ситуации с истреблением евреев на оккупированных территориях, где слово часто брали воины еврейской национальности родом из только что освобождённых от оккупантов населённых пунктов. Эти усилия, однако, не должны были противоречить официальной версии о страданиях всех национальностей. Так, на вопрос о причинах особой ненависти нацистов к евреям комиссар Тюменской пехотной школы ответил, что нацисты убивают не только евреев, а и русских, белорусов и украинцев, а в первую очередь — коммунистов, комсомольцев, комиссаров и военнопленных. Воины нееврейской национальности (и даже некоторые евреи, ощущавшие себя скорее советскими интернационалистами) в личных дневниковых записях редко упоминали убийства евреев; напротив, для многих военнослужащих-евреев опыт столкновения с Холокостом стал толчком к развитию этнического самосознания .

Еврейское сопротивление

Советские евреи принимали активное участие в сопротивлении нацизму. 501 тысяча евреев сражались в Красной Армии, 27 процентов из них были добровольцами, 198 тысяч евреев погибли в боях или умерли от ран. На оккупированной территории евреи создавали партизанские отряды и подпольные организации, вели саботаж и поднимали вооружённые восстания против оккупантов .

В 70 чисто еврейских партизанских отрядах на территории СССР воевало примерно 4000 человек. Всего в партизанских отрядах на территории СССР насчитывалось по разным сведениям от 15 до 49 тысяч евреев . На оккупированной территории СССР в 1942-43 гг. произошло около 20 восстаний в еврейских гетто .

Спасение евреев

Тысячи граждан СССР на оккупированной территории принимали участие в спасении евреев от геноцида.

Освещение в советских источниках

В начале Великой Отечественной войны в центральной советской печати достаточно систематически отмечались факты уничтожения нацистами еврейского населения. 24 августа 1941 года в Москве состоялся радиомитинг, в котором приняли участие известные еврейские деятели культуры и науки, которые заявляли об уничтожении советских евреев — как о целенаправленной политике нацистов . С 1942 года, по словам историка Олега Будницкого , эта тема не обсуждалась активно, — хотя и не замалчивалась совсем, — чтобы не способствовать нацистской пропаганде о «еврейском засилье в СССР». В номере газеты «Правда» от 18 декабря 1944 года Илья Эренбург одним из первых назвал цифру 6 миллионов убитых евреев , которая позже была отражена в Большой советской энциклопедии .

Профессор Аркадий Лейзеров считает, что официальная советская пропаганда во время войны целенаправленно замалчивала геноцид евреев на оккупированных территориях . Илья Альтман считает, что основную ответственность за целенаправленное замалчивание геноцида евреев в годы войны несёт начальник Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) Георгий Александров , за спиной которого стоял Александр Щербаков . Карел Беркхофф обосновывает гипотезу об отсутствии последовательной и системной политики в отношении освещения Холокоста в годы войны даже на уровне центральных органов власти (так, в январе 1942 года на передовице газеты «Правда» Сталин, комментируя оказавшуюся в его распоряжении директиву о поведении немецких войск в СССР, избегает любых упоминаний о евреях (которые были опущены и в напечатанном там же дословном переводе директивы); в то же время в августе 1944 года вышеупомянутый Щербаков лично отредактировал одну из статей «Правды» о лагере смерти Майданек , вписав в перечень пострадавших национальностей отсутствовавших в первоначальном варианте текста евреев). Беркхофф, однако, отмечает наличие некоторых тенденций в освещении Холокоста в годы войны: если в 1941—1942 годах упоминались в основном страдания евреев на территории СССР, то в 1943—1944 годы акцент, наоборот, смещается в пользу освещения судьбы еврейского населения за границей (что отчасти было связано с налаживанием контактов с западными союзниками). Среди факторов, препятствовавших более подробному освещению Холокоста, исследователь называет нежелание подыгрывать нацистской пропаганде (характерное и для западных журналистов), наличие антисемитских настроений в среде населения и самих советских руководителей, общий дефицит печатных площадей. Более откровенными были советские СМИ, издававшиеся на идише, польском, немецком языках (часто в расчёте на иностранную аудиторию). Всё же в целом в годы войны, утверждает историк, советское население имело возможность по материалам прессы получить впечатление о тотальном уничтожении евреев нацистами. Особенно часто сведения о Холокосте фигурировали в материалах военных корреспондентов, таких как Илья Эренбург и Василий Гроссман ; публиковались также соответствующие пресс-релизы западных правительств и отчёты Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений оккупантов . Перелом в этом процессе, приведший в конечном счёте к замалчиванию Холокоста в послевоенном СССР, Беркхофф датирует первой половиной 1945 года — публичным осуждением деятельности Эренбурга и показательным отсутствием даже единичных упоминаний о евреях в репортаже Бориса Полевого из лагеря Освенцим .

Ряд источников отмечает, что после окончания войны сущность Холокоста властями СССР намеренно замалчивалась . Профессор Ярослав Грицак отмечает, что Холокост был «одной из главных жертв советской политики ликвидации исторической памяти еврейского народа», он пишет, что согласно советской версии, нацисты и их пособники убивали евреев не за то, что они были евреями, а за то, что они были советскими гражданами .

По данным Павла Поляна во всех документах о преступлениях нацистов в Освенциме от периода освобождения Освенцима и до самого Нюрнбергского процесса упоминалось «уничтожение советских граждан» при полном замалчивании этнической составляющей. Так, в заключении государственного советника юстиции Д. И. Кудрявцева, эксперта и представителя Чрезвычайной государственной комиссии на процессе по делу военных преступников — служебного персонала концлагеря «Освенцим», представленном Верховному трибуналу Польши 13 декабря 1947 года, слово «еврей» вообще отсутствовало . Замену «евреев» на «советских граждан» в документах ЧГК проводил также сам Георгий Александров . В 1947 году была прекращена печать подготовленной к публикации под руководством Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана « Чёрной книги » о преступлениях против евреев и их судьбах в годы войны . В 1964 году в издательстве « Молодая гвардия » вышла документальная повесть В. Р. Томина и А. Г. Синельникова «Возвращение нежелательно» о нацистском лагере смерти « Собибор », в котором уничтожались почти исключительно евреи — слово «еврей» на страницах книги не упомянуто ни разу .

В то же время, как указывает Будницкий, советская Чрезвычайная государственная комиссия , созданная с целью расследования нацистских преступлений, собирала и документировала сведения об убийствах еврейского населения, для этого в её вопроснике был специальный пункт. В СССР было осуждено большее количество нацистских преступников, чем любой другой стране мира, среди них были и убийцы евреев. Часть таких судов были открытыми, и на них публично говорилось о фактах преступлений против евреев .

В 1965 году на 3-й Международной конференции по истории движения Сопротивления , состоявшийся в Карловых Варах в совместном докладе советских историков Болтина Е. Л., Шевченко Ф. П. и Краченко И. С. было сказано, что «правовое положение белорусов, а также другого нееврейского населения Минска мало чем отличалось от положения евреев» . Аркадий Лейзеров называет этот тезис «чудовищным» , а Иегуда Бауэр писал: «кто не видит … разницы между положением евреев и остальных народов — тот искажает реальную историю» . Некоторые советские пропагандисты с конца 1960-х годов выдвигали также тезис о том, что в уничтожении евреев нацистам помогали сионисты ; журналист « Огонька » Л. Корнеев использовал для этой цели даже изданную в Женеве неонацистскую брошюру .

Характеризуя причины послевоенной информационной политики в СССР в вопросе освещения Холокоста, Олег Будницкий отмечает, что одной из основных идеологических идей советского руководства в отношении войны была идея о единстве советского народа , и в соответствии с ней отдельной памяти о войне у какого-либо народа не должно было быть. Советская власть опасалась роста национализма , в том числе еврейского, особенно после образования государства Израиль . Рост антисемитизма — среди как государственного аппарата, так и широких слоёв населения — в военные и особенно послевоенные годы сделал невозможным официальное увековечивание памяти жертв Холокоста. Ещё одной причиной, по которой советская власть не хотела публичного обсуждения данного вопроса, было участие в убийствах евреев коллаборационистов: прибалтийских, украинских, отчасти белорусских. Советская власть боролась с националистами и не хотела, чтобы эти проблемы дебатировались при обсуждении преступлений против евреев .

Увековечивание памяти жертв

По описанным выше причинам попытки увековечить память жертв Холокоста наталкивались на противодействие властей. На памятниках погибшим евреям вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане» . Как пишет Олег Будницкий, на Украине «власти пригрозили сровнять с землёй все обелиски, на которых звезда Давида не будет заменена пятиконечной советской звездой» . Аналогичные проблемы были в Белоруссии

Памятники жертвам Холокоста с указанием их национальной принадлежности в основном появились после распада СССР в государствах Балтии, в России, на Украине и в Белоруссии.

Примечания

  1. Статистические данные // Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов / Ицхак Арад . — Иерусалим : Яд ва-Шем , 1991. — С. 6—7. — 424 с. — ISBN 9653080105 .
  2. , с. 1128.
  3. Смиловицкий Л. Л. Эвакуация и бегство из Турова. Лето 1941 г // Сост. Я. Басин Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Минск: Ковчег, 2010. — Вып. 3 . — С. 82 . — ISBN 9789856950059 .
  4. . Дата обращения: 10 ноября 2009. Архивировано из 31 июля 2011 года.
  5. . Дата обращения: 18 мая 2014. 15 июля 2014 года.
  6. Дата обращения: 25 июня 2015. 26 июня 2015 года.
  7. , с. 17.
  8. , с. 1125—1127.
  9. . 31 октября 2020 года. // История. Память. Люди. Материалы V международной конференции (28 октября 2010 г., г. Алматы). — Алматы, 2011. — С. 13—31.
  10. . Дата обращения: 14 мая 2020. 31 января 2020 года.
  11. , с. 1126.
  12. . Дата обращения: 26 января 2010. Архивировано из 16 июня 2011 года.
  13. Anna Shternshis. Between Life and Death: Why Some Soviet Jews Decided to Leave and Others to Stay in 1941 // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. — Volume 15. — Number 3 (Summer 2014, New Series). — PP. 477—504.
  14. . Дата обращения: 10 ноября 2009. Архивировано из 30 августа 2011 года.
  15. Акции истребления // Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов / Ицхак Арад . — Иерусалим : Яд ва-Шем , 1991. — С. 9. — 424 с. — ISBN 9653080105 .
  16. Трагедия евреев Белоруссии в 1941—1944 гг. Сборник документов.
  17. Советские евреи в немецком плену // Обречённые погибнуть / Составители Павел Полян , Арон Шнеер . — М. : «Новое издательство», 2006. — С. 13—14. — 576 с. — ISBN 5983790692 .
  18. . Дата обращения: 25 мая 2010. 20 августа 2019 года.
  19. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  20. Романовский Д. // Лехаим . — 2007. — Октябрь ( № 10(186) ). 6 апреля 2023 года.
  21. Дюков А. Р. . — М. : Regnum, 2008. — 152 с. — ISBN 978-5-91150-028-3 . 20 августа 2008 года. . Дата обращения: 25 мая 2010. Архивировано 20 августа 2008 года.
  22. Дата обращения: 26 мая 2010. 18 марта 2010 года.
  23. . Дата обращения: 26 мая 2010. Архивировано из 24 марта 2010 года.
  24. . Дата обращения: 26 мая 2010. 18 марта 2010 года.
  25. . Дата обращения: 26 мая 2010. 18 марта 2010 года.
  26. . Дата обращения: 26 мая 2010. 11 марта 2010 года.
  27. . Дата обращения: 26 мая 2010. 15 мая 2009 года.
  28. . 14 октября 2011 года. , стр. 117
  29. . Дата обращения: 7 августа 2014. 15 марта 2021 года.
  30. John-Paul Himka. (англ.) . Дата обращения: 7 августа 2014. 12 мая 2018 года.
  31. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 3 марта 2016 года.
  32. Альтман И. А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР / Под ред. проф. А. Г. Асмолова . — М. : Фонд «Холокост» , 2002. — 320 с. — ISBN 5-8363-6007-7
  33. , с. 193.
  34. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов / Ицхак Арад . — Иерусалим : Яд ва-Шем , 1991. — С. 262. — 424 с. — ISBN 9653080105 .
  35. Советские евреи в немецком плену // Обречённые погибнуть / Составители Павел Полян , Арон Шнеер . — М. : «Новое издательство», 2006. — С. 14. — 576 с. — ISBN 5983790692 .
  36. Karel C. Berkhoff. The Mass Murder of Soviet Prisoners of War and the Holocaust: How Were They Related? // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. — Volume 6. — Number 4 (Fall 2005, New Series). — PP. 789—796.
  37. . Дата обращения: 10 ноября 2009. 29 июля 2014 года.
  38. Arkadi Zeltser. Differing Views among Red Army Personnel about the Nazi Mass Murder of Jews // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. — Volume 15. — Number 3 (Summer 2014, New Series). — PP. 563—590.
  39. Штейнберг М. // Международная еврейская газета. 30 апреля 2013 года.
  40. , с. 244.
  41. Э. Иоффе . . 9 июля 2021 года.
  42. . izrus.co.il. Дата обращения: 2 августа 2012. 18 октября 2012 года.
  43. . Дата обращения: 5 февраля 2016. 20 сентября 2011 года.
  44. Толстой И. . Радио Свобода (21 марта 2010). Дата обращения: 22 апреля 2011. 1 апреля 2019 года.
  45. Евреи — статья из Большой советской энциклопедии .
  46. Лейзеров А. Т. // Сост. Я. Басин . Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Минск: Ковчег. — Вып. 2 . 16 июля 2015 года.
  47. , с. 397—398.
  48. Карел Беркхофф. // Голокост і сучасність. — 2010. — № 1(7) . — С. 62—122 . 16 июня 2015 года.
  49. . Международная школа преподавания и изучения Катастрофы . Яд ва-Шем . Дата обращения: 11 мая 2015. 7 апреля 2015 года.
  50. Альтман М. М. Раздел 3. Отрицание Холокоста в России // / И. А. Альтман (состав.). — М. : Фонд «Холокост» , 2001. — С. 51. — 88 с. — (Российская библиотека Холокоста). — 1500 экз. ISBN 978-5-8989-7008-6 .
  51. Полян П. М. // . — Май 2008. — Вып. 05 (69) . 19 июня 2009 года.
  52. Я. Грыцак , Холокост по-простому, Ab imperio , № 1, 2010
  53. Семён Виленский . . 27 апреля 2009 года.
  54. Бауэр И. Против мистификации // Дан Михман. Катастрофа европейского еврейства : Учебный курс. — Иерусалим: Открытый университет Израиля , 1995. — Т. 1—2 . — С. 17 .
  55. Erich Goldhagen. The Soviet Treatment of the Holocaust // The Nazi Holocaust: Historical Articles on the Destruction of European Jews. Edited by Michael Robert Marrus. — Part 1: Perspectives on the Holocaust. — München: De Gruyter Saur, 1989 (reprinted 2011). — PP. 304—310.
  56. Смиловицкий Л. Л. Глава 4. Покушение на память // . — Тель-Авив: Библиотека Матвея Черного, 2000. — С. 279. — 432 с. — ISBN 9789657094242 .
  57. Дата обращения: 26 июня 2010. Архивировано из 20 ноября 2010 года.
  58. . Дата обращения: 26 июня 2010. Архивировано из 27 сентября 2013 года.

Литература

Ссылки

  • // «Эхо Москвы»
  • // «Эхо Москвы»
  • (англ.)
  • П. Полян.
Источник —

Same as Холокост на территории СССР