Панагия (мыс)
- 1 year ago
- 0
- 0
Панаги́я ( греч. παναγία — « всесвятая ») — небольшой богато украшенный образ Богоматери (реже Спасителя , Троицы , святых , распятия , библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на цепочке у своей груди.
Традиция приносить изъятую на проскомидии частицу Богородичной просфоры на общую трапезу появилась ещё в апостольские времена, когда, согласно Преданию , на третий день после преславного Успения Божией Матери апостолы недоумевали, не обнаружив Её тела в гробнице , вскрытой по просьбе Фомы , а вечером за трапезой, при молитвенном преломлении хлеба, им явилась на воздухе сама воскрешённая Христом Богородица в окружении ангелов и приветствовала апостолов словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни» . Эту переносимую частицу прозвали панагией , т.е., всесвятой, а её молитвенное почитание в Часослове и в Типиконе называется «Чином возношения Панагии» , при котором на монастырскую трапезу игуменом из храма с особыми молитвами приносилась только что освящённая на Божественной литургии часть просфоры, где монахи её вкушали в начале и в конце принятия пищи. Частица просфоры переносилась внутри панагии, которая имела вид подвешиваемого на шею нагрудного ящичка- энколпиона , на одной стороне которого стали делать изображение Спасителя или Святой Троицы , на другой — Божией Матери . «Чин возвышения панагии» совершался не только в монастырях, но и в миру — архиереями в императорском дворце и при княжеских дворах, начиная и оканчивая праздничные трапезы. Поэтому панагии стали носить совершители Чина возношения панагии : все архиереи, а также архимандриты и игумены некоторых ставропигиальных монастырей, в частности Пантелеимонова монастыря на Афоне .
Кроме того, панагия использовалась для торжественного перенесения и других святынь:
Со временем мощи и другие перечисленные выше святыни перестали быть обязательной принадлежностью панагий, панагия утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери, носимой на груди, как нагрудный знак архиерейского достоинства. Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа , которая даётся ему при посвящении , содержится в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского (XV век). Епископу, как писал протоиерей Григорий Дьяченко , полагается такое изображение «в напоминание своего долга носить в сердце своём Господа Иисуса и возлагать упование своё на заступление Пречистой Матери Его» . Предстоятели поместных церквей и некоторые награждённые за особые заслуги иерархи имеют право ношения второй панагии.
Для праздничного перенесения из храма и возношения по особому чину частицы освящённой просфоры в монастырской трапезной теперь вместо панагии используется другой ковчежец , с похожим названием « панагиар ». Он, в отличие от панагии, не имеет цепочки , надеваемой на шею, переносится в руках настоятеля, и во время трапезы ставится на особую полочку перед иконой Святой Троицы .