Исчезновение Сидни Холла
- 1 year ago
- 0
- 0
Теория кодирования и декодирования Холла — критическая теория в области анализа приёма сообщений ( англ. reception theory ), сформулированная британским социологом Стюартом Холлом в труде «Encoding, decoding in the television discourse» (1973). В своих суждениях Холл основывался на примере телевидения, однако его подход применим и к другим массмедиа .
Модель кодирования/декодирования поставила под вопрос конвенциональную модель коммуникации, представляющую собой линейную структуру: отправитель — сообщение — адресат. Согласно этой модели, отправитель создает сообщение, которое напрямую доходит до получателя, сохраняя свой первоначальный смысл. Холл счел этот процесс слишком изящным: он был скорее заинтересован тем, как зритель способен производить, а не обнаруживать истинное значение медиа-текста.
Эссе Холла бросает вызов всем трем компонентам массовых коммуникаций , утверждая, что:
В качестве примера Холл приводит документальный фильм о просителях убежища. Он утверждает, что стремление создателей фильма вызвать сочувствие зрителей, не гарантирует, что аудитория действительно испытает это чувство. Для реализма и акцента на факты, документальная форма вынуждена обращаться к зрителю с помощью системы знака (аудиовизуальные признаки телевидения), что с одной стороны искажает намерения продюсера и режиссёра, а с другой —вызывает противоречивые чувства у аудитории.
Вместо того, чтобы назвать это искажение ошибкой или недостатком, Холл, напротив, встраивает его в систему коммуникационного обмена между моментом производства сообщения ( кодированием ) и моментом его приема ( декодированием )
Согласно модели Холла, сообщения, получаемые аудиторией из телевидения и других СМИ, интерпретируются ею по-разному в зависимости от культурного бэкграунда человека, его экономического статуса, социального пространства, которое он занимает, и личного опыта. В отличие от других теорий СМИ, в которых роль зрителя сведена к нулю, Холл впервые выдвинул идею, что члены аудитории могут играть активную роль в расшифровке (декодировании) сообщений.
Именно в процессе декодирования осуществляется «семантическая герилья» против господствующей идеологии путём переосмысления преференциальных смыслов, заложенных в послание отправителями. Она возможна потому, что «не существует неизбежной зависимости между кодированием и декодированием: первое может попытаться навязать свои предпочтения, но не в состоянии предписать или гарантировать последнее, которое имеет собственные условия существования
.
Как уже сказано, общий вывод Холла состоит в том, что декодированный смысл не всегда совпадает с тем смыслом, который был закодирован, так как зритель подходит к содержанию, предлагаемому медиа, с другими "смысловыми структурами", которые коренятся в его собственных идеях и опыте. Холл говорит, что предмет расшифровки может принять три различных положения:
Более свежие разработки в области анализа приема сообщений подчеркивают тот факт, что медиа-сообщения - это не просто закодированные языком смыслы, но смысловые конструкции, комбинирующие закодированный текст со смыслами, которые атрибутирует тексту его читатель . Согласно представлениям («Television Culture», 1987), медиа-текст - это продукт его читателей. Он указывает, что (телевизионная) программа становится текстом именно в момент чтения, то есть когда её взаимодействие с одной из её многочисленных аудиторий активирует какие-нибудь смыслы, которые она способна вызвать" . Фиске вводит понятие " дискурс " и определяет его как "язык или систему репрезентации, которая развилась в ходе социальных процессов и которая создает и поддерживает когерентный набор смыслов относительно какого-то важного предмета". Определенное таким образом понятие дискурса весьма близко понятию смысловой структуры Холла (1980). По Фиске, множественность смыслов ( полисемия ) медиа-текстов - не просто демонстрируемый факт, но существенная характеристика средств медиа, делающая их популярными среди самых широких социальных слоев, и в разных социальных ситуациях.
В своей модели Фиске располагает смыслосодержащий текст на пересечении дискурсивного мира аудитории и дискурса, воплощенного в медиа-тексте. Телезритель вносит свой вклад в конструирование смысла текста, используя для этого свой собственный опыт. Важная переменная ТВ-дискурса - степень реализма. Чем "реалистичней" программа, тем более ограничены смыслы, которые могут быть сконструированы аудиторией. Чем более программа "полисемична", тем более она "открыта", тем больше разных текстов и альтернативных смыслов может быть сконструировано зрителями на её основе.
Исследователь Е.Г. Дьякова в своей работе «Семантическая герилья в Рунете как способ политической борьбы» рассматривает теорию Холла как «теоретическе обоснование практических попыток на основе семантической герильи дестабилизировать гегемонистский культурный порядок, будь то неоколониализм или патриархатное общество» . По её мнению, Холл с помощью своей теории научно обосновал тот факт, что гегемонистский культурный порядок не является всеобъемлющим. Сферу декодирования посланий E. Дьякова определяет как основное место борьбы за идеологическую гегемонию.