Испытав влияние работ
Эдмунда Гуссерля
, Гартман отходит от
неокантианства
, неудовлетворённый его субъективизмом («методологизмом»), что выразилось в работе «Основные черты метафизики познания» (1921), которая явилась как бы введением в
онтологию
Гартмана. В 1926 году выходит его «Этика», в которой Гартман развивает идеи
Макса Шелера
. В 1933 году публикуется книга «Проблема духовного бытия. Исследования к основоположению философии истории и исторических наук». В последующие годы выходят четыре тома онтологии Гартмана: «К основоположению онтологии» (1935), «Возможность и действительность» (1938), «Строение реального мира. Очерк всеобщего учения о категориях» (1940), «Философия природы. Абрис специального учения о категориях» (1950)
. В 1945 году гибнет рукопись его «Логики»
.
В течение 30 лет вёл дискуссионный семинар по философии, которому придавал большое значение
. Являлся членом
Германской академии наук
. Был активным участником общества имени
Канта
.
Был два раза женат. Первый брак с Александрой Стефаниц (1911-1925), второй - с Фридой Розендельд (1929-)
. Дочь от первого брака - Дагмар; от второго брака двое детей - Олаф и Лиза
.
Умер в 1950 году. Посмертно были опубликованы работы «Телеологическое мышление» (1951) и «Эстетика» (1953).
Философия Николая Гартмана оказала влияние на ряд учёных. Её последователем был биолог
. На критическую онтологию Николая Гартмана опирались психиатры
Курт Шнайдер
,
,
, невролог
. Российский психиатр
Ю. С. Савенко
писал
:
Мой собственный опыт, со времени прочтения в 1969 г. книги Татьяны Николаевны Горенштейн «Философия Николая Гартмана», состоит в сильном переживании инсайта, благодаря критической онтологии, которая дает принципиально большую ясность понимания, принципиально больший уровень терпимости к другим позициям, и реально помогает в головоломных проблемах и противоречиях, которыми так богата наша профессия.
Сторонником критической онтологии был философ Г. Якоби
.
Сочинения
Hartmann N.
Platos Logik des Seins. — Gießen: Töpelmann, 1909.
Hartmann N.
Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis. — Berlin — Leipzig: De Gruyter, 1921.
Hartmann N.
Grundzüge der Metaphysik der Erkenntnis. — 4. Aufl. — Berlin, 1949.
Hartmann N.
Die Philosophie des deutschen Idealismus. I: Fichte, Schelling und die Romantik, II: Hegel. — Berlin — Leipzig: De Gruyter, 1923—1929.
Hartmann N.
Ethik. — Berlin: De Gruyter, 1926. — Т. 1—3.
Hartmann N.
Systematische Philosophie in eigener Darstellung //
H. Schwarz (ed.)
Deutsche systematische Philosophie nach ihren Gestaltern. — Berlin: Junker und Dünnhaupt, 1931. —
Т. I
. —
С. 283—340
.
Hartmann N.
Das Problem des geistigen Seins. Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaften. — Berlin: De Gruyter, 1933.
Hartmann N.
Zur Grundlegung der Ontologie. — Berlin: De Gruyter, 1935.
Hartmann N.
Möglichkeit und Wircklichkeit. — Berlin: De Gruyter, 1938.
Hartmann N.
Der Aufbau der realen Welt. Grundriss der allgemeinen Kategorienlehre. — Berlin: De Gruyter.
Hartmann N.
Neue Wege der Ontologie //
Hartmann N.
Systematische Philosophie. — Stuttgart: Kohlhammer, 1943. —
С. 199—311
.
Hartmann N.
// Mind. — 1949. —
Т. 58
. —
С. 413—433
.
Hartmann N.
Philosophie der Natur. Abriss der speziellen Kategorienlehre. — Berlin: De Gruyter, 1950.
Hartmann N.
Ästhetik. — Berlin: De Gruyter, 1953.
Hartmann N.
Wie ist kritische Ontologie überhaupt möglich? [1923]
// Kleinere Schriften. — Berlin: De Gruyter, 1958. — Т. 3. — С. 268—313.
В переводе на русский язык
Гартман Н.
Эстетика = Ästhetik. —
М.
, 1958.
Гартман Н.
Эстетика = Ästhetik. — 2-е. — Киев: Ника-Центр, 2004. — 640 с. —
ISBN 966-521-264-8
.
Гартман Н.
// Историко-философский ежегодник 1988. —
М.
: Наука, 1988. —
С. 320—324
. —
ISBN 5-02-008028-4
.
Гартман Н.
Философско-историческое введение /
Гартман Н.
Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. (Перевод А. Н. Малинкина)
// Культурология. XX век: антология / Сост. С. Я. Левит. —
М.
, 1995. — С. 608—648. — 703 с. — (Лики культуры). —
11 000 экз.
—
ISBN 5-7357-0044-8
.
Гартман Н.
// Западная философия: итоги тысячелетия. — Екатеринбург; Бишкек: Деловая книга; Одиссей, 1997. —
С. 461—540
. —
ISBN 5-88687-027-X
,
ISBN 5-86745-025-2
.
Гартман Н.
// Фауст и Заратустра. —
СПб.
: Азбука, 2001. —
С.
—274
. —
ISBN 5-267-00485-5
.
Гартман Н.
Этика = Ethik / Пер. с нем. А. Б. Глаголева под ред. Ю. С. Медведева, Д. В. Скляднева. —
СПб.
: Владимир Даль, 2002. — 707 с. —
ISBN 5-93615-016-X
.
Гартман Н.
К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю. В. Медведева под ред. Д. В. Скляднева. —
СПб.
: Наука, 2003. — 639 с. — (Слово о сущем). —
ISBN 5-02-026827-5
.
Примечания
(англ.)
— 1997.
↑
, Введение.
, s. 1.
.
, Логическая сфера / Глава вторая. Учение о сферах бытия.
↑
.
(неопр.)
.
bbld.de
. Дата обращения: 6 августа 2022.
7 июля 2022 года.
↑
(неопр.)
.
www.lagis-hessen.de
. Дата обращения: 6 августа 2022.
6 августа 2022 года.
, с. 330.
Литература
Акиндинова Т. А.
Эстетический феномен в философской систематике Николая Гартмана. / Глава 23. Феноменологический анализ искусства
// История эстетики: Учебное пособие / Ответственные редакторы: д. филос. н.
В. В. Прозерский
, д. филос. н.
. —
СПб.
: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. — С. 617—623. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-88812-442-0
.
Богомолов А. С.
§ 2. Критическая онтология (Н. Гартман) / Глава VIII. «Реалистические» направления
//
. — Издательство Московского университета, 1972. — С.
—331.
Малинкин А. Н.
Николай Гартман: «забытый» философ
//
. —
М.
: Юрист, 1995. — С.
—653. —
11 000 экз.
—
ISBN 5-7357-0044-8
.
Перов Ю. В.
, Перов В. Ю.
Философия ценностей и ценностная этика
//
Гартман Н.
Этика / Пер. с нем. А. Б. Глаголева под ред. Ю. С. Медведева, Д. В. Скляднева. —
СПб.
: Владимир Даль, 2002. — С. 5—82. —
ISBN 5-93615-016-X
.
Слинин Я. А.
Онтология Николая Гартмана в перспективе феноменологического движения //
Гартман Н.
К основоположению онтологии. —
СПб.
: Наука, 2003. —
ISBN 5-02-026827-5
.