Туржанский, Александр Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Алекса́ндрович Котляре́вский ( 13 [25] сентября 1837 , Крюков Посад , Кременчугский уезд , Полтавская губерния , Российская империя — 29 сентября 1881 , Пиза ) — русский историк , славист , археолог и этнограф . Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Отец историка Нестора Котляревского .
Из дворян. Родился 13 ( 25 ) сентября 1836 года в Крюковом посаде (предместье г. Кременчуга Полтавской губернии) в семье чиновника.
Учился в Полтавской гимназии (1846—1853). В 1853 году поступил на историко-филологический факультет Императорского Московского университета . Прошёл славистический курс у О. М. Бодянского , о котором оставил воспоминания. Испытал влияние лекций Ф. И. Буслаева и усвоил у него принципы сравнительно-исторического метода. В 1856 году получил золотую медаль за студенческую работу «В котором году было крещение болгар?» В 1857 окончил университет со степенью « действительного студента », не удостоившись звания кандидата по причине «размолвки с преподавателем богословия» . Степень кандидата получил в 1862 году в Петербургском университете за диссертацию: «О времени принятия христианской веры болгарами и участии в этом деле Св. Кирилла Солунца (историко-хронологическое исследование)» (работа сохранилась в рукописи).
Писал рецензии, обзоры, заметки в газетах « Московские ведомости », « Северная пчела », « Молва », « Санкт-Петербургские ведомости », журналах « Русский вестник» , « Отечественные записки », «Московское обозрение», «Основа», « Филологические записки» и др. С 4 сентября 1858 года работал в Москве учителем в Александринском сиротском кадетском корпусе . Наряду с П. Н. Рыбниковым , П. С. Ефименко и др. участвовал в кружке «вертепников». В 1862 году был арестован из-за связей с эмигрантом В. И. Кельсиевым и отвезён в Санкт-Петербург, где провёл три месяца в Алексеевском равелине Петропавловской крепости и ещё три — в камере III Отделения . В заключении заболел туберкулёзом , что стало впоследствии причиной его преждевременной смерти. После освобождения Котляревскому было запрещено работать преподавателем, и за ним был установлен полицейский надзор (прекращён в 1869).
В 1867 году Котляревский получил разрешение поступить на службу в Дерптский университет. 31 мая 1868 года защитил в Императорском Санкт-Петербургском университете магистерскую диссертацию: «О погребальных обычаях языческих славян» (М., 1868). Книга включает исчерпывающий для своего времени обзор источников по похоронным дохристианским обрядам славянских народов (данные лингвистические, этнографические, археологические, свидетельства письменных источников), обстоятельную аналитическую часть и приложение: «Славяне и Русь древнейших арабских писателей» .
С 8 августа 1868 года Котляревский — экстраординарный профессор славянской филологии Императорского Дерптского университета (ныне — Тарту , Эстония ). В 1872 году получил командировку за границу и отправился в Прагу ; позднее в связи с обострением болезни решил провести зиму в Неаполе . К весне 1873 году Котляревскому стало лучше, и он вернулся в Прагу. 25 ноября 1874 года командирован за границу ещё на один год. В Праге опубликовал в двух книгах докторскую диссертацию: «Древности юридического быта балтийских славян. Опыт сравнительного изучения славянского права» (Прага, 1874); «Книга о древностях и истории Поморских славян в XII веке. Материалы для славянской истории и древности. Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности» (Прага, 1874). 17 ноября 1874 года защитил диссертацию в Императорском Санкт-Петербургском университете, после чего получил степень доктора славянской словесности .
26 ноября 1874 года был избран историко-филологическим факультетом Императорского университета Св. Владимира в Киеве ординарным профессором по кафедре славянской филологии; вступительную лекцию прочитал 21 января 1876 года. Член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1875). 26 февраля 1876 года Котляревский избран в члены Исторического общества Нестора-летописца (в 1877—1881 годах — председатель Общества).
Котляревский выступал с критикой славянофильских взглядов на историю, применил сравнительный метод исследования для широкого изучения славянства. Во всех своих трудах Котляревский руководствовался мыслью, что Запад и Восток развиваются на единой основе, и потому европейское просвещение должно стать общим достоянием континента. С этих позиций Котляревский критиковал славянофилов, категорически отвергая их взгляды на прошлое славянских народов .
В 1881 году опубликовал обзорно-аналитическое сочинение: «Древняя русская письменность. Опыт библиологического изложения истории её изучения» (Воронеж, 1881). В 1881 году болезнь Котляревского обострилась, и он уехал в Италию, где скончался.
Семья : Жена — Екатерина Семёновна (урожд. Попова); двое детей: дочь Ольга и сын Нестор (1863—1925), известный литературовед, академик, основатель и первый директор Пушкинского Дома.
Котляревский — выдающийся представитель того периода в развитии русской науки, который последовал за первыми трудами нашей славистики и влияниями Гримма в изучении нашей народной старины: в славистике он был учеником О. М. Бодянского , но уже скоро стал самостоятельным, в изучении народной поэзии, — учеником Буслаева, от которого принял влияние Гриммовой школы, оставаясь, однако, свободным от крайних увлечений, в какие впадали другие последователи этой школы, например, Афанасьев и Ор. Миллер . Первые его труды вызывались необходимостью установить те приёмы исследования, которые приносила новая школа и которые не были достаточно строго соблюдаемы в среде самих специалистов, и устранить из науки многое, что ещё пользовалось авторитетом в ходячих понятиях. Такова была его книжка: «Старина и народность» (1862); таковы были позднее специальные его разборы « Поэтических воззрений славян на природу » А. Н. Афанасьева , «Истории русской жизни» И. Е. Забелина и другие. Он способствовал новому направлению историко-литературного изучения, расширявшему область исторического наблюдения данными истории общественной, народно—поэтического творчества. Основание археологического общества в Москве на некоторое время направило его интересы преимущественно на археологию . В это время была написана его книга «О погребальных обычаях», которая может служить образчиком его приёмов исследования: к изучению привлечены самые разнообразные источники — язык, предания, сохранённые летописью разных славянских народов, предания современные, представляющие собой отголосок старого обычая , памятники вещественные, доставляемые археологическими раскопками, наконец, предания и обычаи других индоевропейских племён. В Киеве он мог поставить свой курс гораздо шире, чем в Дерпте; его мечтой была энциклопедия славяноведения — систематическое обобщение того, что сделано до сих пор в науке. Этот план он старался выполнить в своих курсах. Осуществить его в литературе ему не было дано, но здесь, как и в ранних его трудах, сказывается живое понимание потребностей науки в условиях нашего образования. Возникая обыкновенно из чужого источника или подчиняясь ходу западных научных теорий, она существовала отрывочно, эпизодически, лишённая и общих оснований и метода, и обобщений, и потому столь же отрывочно она отражалась и в общем образовании, в котором должна была иметь свою первоначальную опору. Поэтому, наряду с исследованиями специальными, Котляревский считал необходимыми общие обзоры и руководства.
Работы Котляревского, кроме отдельно изданных им книг, рассеяны частью в общих изданиях, частью — в специальных, как воронежские « Филологические записки », «Труды» и «Вестник» Московского археологического общества, «Отчеты об Уваровских премиях при Академии Наук», «Беседы» Московского общества любителей российской словесности, «Труды» Киевского общества Нестора летописца и др. В 1889—1891 годах изданы при II отделении Академии Наук «Сочинения А. А. Котляревского» (в «Сборнике», II отд., тома XLVII — XLIX и отдельно, три тома); издание закончено четвёртым томом (том L «Сборника»), к которому присоединены «Материалы для биографии Александра Александровича Котляревского», А. Н. Пыпина.