Interested Article - Светлов, Игорь Евгеньевич
- 2020-12-12
- 1
И́горь Евге́ньевич Светло́в ( 13 октября 1935 , Москва — 2 января 2024 , Москва ) ― историк искусств , доктор искусствоведения , профессор , заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2013), почётный член Российской академии художеств , заслуженный деятель культуры Польши (1981), преподаватель МГАХИ им. В. И. Сурикова и Академии славянской культуры , ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания , руководитель межинститутской научной группы «Европейский символизм и модерн».
Биография
Родился в семье видного советского инженера, хозяйственного и партийного деятеля, одного из организаторов Магнитки Константина Дмитриевича Валериуса и искусствоведа Сарры Самуиловны Майзель (в браке Валериус). Мать, среди прочего, была автором монографий «Проблемы современной советской скульптуры» (М.: Искусство, 1961), «Скульптор Владимир Ефимович Цигаль» (М.: Художник РСФСР, 1963) и «Скульптура нового мира» (М.: Изобразительное искусство, 1970).
Дед по отцу, Дмитрий Валериус, был мастером- стеклодувом на Сарсинском заводе Красноуфимского уезда Пермской губернии .
Гибель отца
В 1937 году Константин Валериус был начальником Главного управления строительных материалов Наркомтяжпрома СССР и вместе с женой и только что родившимся сыном проживал в квартире дома 14/6 по Малому Лёвшинскому переулку , известному в Москве как дом архитекторов и строителей. После внезапного ухода из жизни Серго Орджоникидзе , покровительствовавшего Валериусу, его судьба была предрешена. Несмотря на заслуги в деле становления уральских заводов и высокие правительственные награды, Валериуса арестовали и 21 июля 1938 года расстреляли .
Несколько десятилетий после того, как « чёрный ворон » увёз Валериуса, оставив в квартире жену с маленьким Игорем на руках, в семье существовала недоговорённость во всём, что касалось судьбы отца. Считалось, что он умер, но при каких обстоятельствах — не прояснялось.
Ещё до встречи с Константином Валериусом Сарра занималась общественным строительством в Советах депутатов и профсоюзных организациях Тулы , Харькова , а затем и новых уральских заводов.
После расстрела мужа она участвовала в создании грандиозного, но неосуществлённого проекта Дворца Советов . С прекращением строительства Сарра Самуиловна, не имевшая художественного или искусствоведческого образования, благодаря своей межкультурной компетенции возглавила комиссию по синтезу искусства и архитектуры Московского союза художников , проектируя вместе с художниками и архитекторами различные объекты эстетического оформления Москвы.
В 1941—1942 годах маленький Игорь в составе группы детей сотрудников СДС пережил эвакуацию в Уфе . Мать оставалась в Москве, участвуя в создании оборонительных сооружений .
По возвращении из эвакуации некоторое время жили в довоенной квартире на Фрунзенской набережной .
Медведниковская гимназия в советское время
Учился в 59-й московской школе, расположенной в Староконюшенном переулке , которая смогла продолжить дореволюционные традиции Медведниковской гимназии .
Роль шахмат в формировании научной системы представлений
В школьные годы одним из сильнейших увлечений Игоря были шахматы. В десять лет он пошёл в шахматную школу при Центральном доме пионеров и добился больших успехов в этой игре. Один из этапов обучения проходил в легендарном Доме творчества писателей Малеевка , где с ним занимался драматург и сценарист Эмиль Брагинский . Юный шахматист принимал участие в сеансах одновременной игры, проводимой на тот момент чемпионом СССР Василием Смысловым . В конце концов настал день, когда московский школьник победил в турнире Дома творчества писателей . В будущем шахматы помогли общению со многими известными деятелями науки и искусства, так как часто поводом выступала захватывающая игра, снимавшая возрастные барьеры. Вот как, например, Игорь Евгеньевич описывает своё общение с психологом Фёдором Николаевичем Шемякиным :
Мысль Фёдора Николаевича работала настолько интенсивно, что нужно было немалое напряжение, чтобы следить за ней. Разные оттенки, непредусмотренные повороты, ссылки на научную и художественную литературу разных эпох и примеры истории — всё это буквально ошеломляло, как и страстность его речи, в которой монолог, естественно, преобладал над диалогом. Жаль, что в ту пору не было ни диктофонов, ни магнитофонов. Иногда наши встречи начинались партией в шахматы, иногда заканчивались ею. Не могу сказать, что больше привлекало Фёдора Николаевича в них — шахматные баталии или возможность иметь восторженного слушателя. До своего собеседника я по всем параметрам слишком явно не дотягивал, но вопросы заранее продумывал и время от времени пытался включиться в размышления патрона.
— Светлов, И. Е. Школьная неволя. Интеллект старших // Рельеф памяти. — М. : Канон-плюс, 2017. — С. 42. — 296 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88373-028-2 .
Идеологический конфликт
Ещё в школьные годы у Игоря и матери возник идеологический конфликт с отчимом Евгением Викторовичем Вучетичем , всё более склонным поддерживать в культуре официальную сталинскую политику. Известна, например, его многометровая статуя Сталина (1952) на Волго-Донском канале , в 1973 году им же заменённая на статую Ленина . Мать, Сарра Самуиловна Валериус, в этих конфликтах всегда была на стороне сына.
В 1953 году Игорь поступил в МГУ. Очень многое на кафедре искусствоведения ему нравилось. Лекции, которые читали в то время В. Н. Лазарев , А. А. Губер , А. А. Фёдоров-Давыдов, буквально поражали сознание. Но всё было не так благолепно. В 1956 году Игорь вместе с группой будущих известных учёных и искусствоведов, а также сочувствующих им студентов физического факультета, факультета журналистики, филологического факультета и коллег из ГИТИСа , ВГИКа , Щукинского училища создали стенную газету «Вестник культуры», занимавшую большое межэтажное пространство. Выпуск каждого номера был событием в среде мыслящей молодёжи. Впервые там появились сочувственные, а не ругательные статьи о Мейерхольде , Шагале , Гогене , московской выставке Пикассо и литературных произведениях, подвергавшихся жёсткой критике в официальной печати. Партбюро истфака неистовствовало. Защитить редколлегию было некому, но время позволило выпустить шесть номеров «Вестника культуры».
Всё это позднее припомнили Игорю, организатору и главному редактору газеты.
В декабре 1957 году, когда Игорь был старостой научно-студенческого общества, по своей инициативе он провёл дискуссию студентов многих вузов Москвы по поводу статьи И. Э. Грабаря в « Литературной газете » об импрессионизме , где выступающие были весьма свободны в своих высказываниях. После этого завкафедры запретил Игорю приходить в университет, что фактически подразумевало его исключение.
В том же 1957 году его мать, Сарра Самуиловна, возглавила Секцию критики и искусствознания МОСХ , где на собраниях присутствовал и не раз выступал её сын, отстаивая экспериментализм и смелость молодёжи.
Участие в создании Государственного музея А. С. Пушкина в Москве
С 1958 по 1961 год Игорь Светлов был первым Главным хранителем и фактически одним из основных создателей Государственного музея А. С. Пушкина , первого на родине поэта.
Создавался музей «с нуля» — изначально не было ни одного экспоната. Начались контакты с пожилым контингентом арбатских переулков, в результате которых в качестве приобретений и даров в музее оказались многие миниатюры и акварели с изображением московских друзей и знакомых Пушкина и так называемый «лже-брюлловский» портрет поэта, исчезнувший с пушкинской выставки 1880 года . Как позже выяснилось, портрет, приобретённый у бывшего уголовника, действительно принадлежал кисти Карла Брюллова . Туалетная шкатулка уездной барышни также была найдена в одном из арбатских переулков. Позднее её включили в раздел онегинской экспозиции «уголок Татьяны». В нарушение существующих музейных правил экземпляр первой публикации юного Пушкина в журнале « Вестник Европы » за 1814 год — стихотворение «К другу стихотворцу» — добыт в Рыбинске в одном из хранилищ, в котором книги фактически гибли под открытым небом. Разными путями добывались особо ценные экспонаты. Например, в сильный мороз по ледяной дороге из Ленинграда в Москву Игорь Светлов перевозил драгоценные реликвии — перо и конторку А. С. Пушкина. Много дали встречи с коллекционерами живописи и предметов убранства, знатоками пушкинской эпохи — художниками Н. Кузминым , А. Тышлером , С. Коненковым , В. Бехтеевым , М. Сарьяном .
Научная деятельность
Вся дальнейшая деятельность И. Е. Светлова связана с Государственным институтом искусствознания , где с 1981 по 1994 год он руководил отделом искусства стран Восточной и Центральной Европы. В этот период им были написаны книги по скульптуре Венгрии, Румынии, Польши, монографии и статьи по советской пластике, а также вместе с коллегами созданы коллективные исследования — «XX век и пути европейской культуры» (2000), «Венгерское искусство и литература XX века» (2005), «Польская культура в зеркале веков» (2007) и другие. Не случайно впоследствии И. Е. Светлов на протяжении почти 10 лет вёл курс искусства Восточной Европы в Академии славянской культуры ,
В 1996 году стал инициатором создания и руководителем межинститутской научной группы «Европейский символизм и модерн» . Деятельность этой группы воплотилась в создание и публикацию девяти коллективных трудов, среди них такие значимые, как «Европейский символизм» (2006) и «Символизм: новые ракурсы» (2017). За последнюю работу была присуждена премия Государственного института искусствознания.
В этот же период, будучи заместителем директора института и вопреки возражению руководства, И. Е. Светлов создал Комиссию по изучению искусства авангарда первой трети XX века, председателем которой стал академик РАН Д. В. Сарабьянов , а самое активное участие принял его заместитель, доктор искусствоведения Г. Ф. Коваленко .
И. Е. Светлов также активно участвовал, нередко с риском для репутации среди сотрудников-театроведов, в создании нового для института отдела по изучению наследия Мейерхольда.
С 1991 года И. Е. Светлов является профессором по кафедре теории и истории искусств Московского художественного института имени В. И. Сурикова .
Кандидат искусствоведения (1964), доктор искусствоведения (1990), профессор (1994), почётный член Российской академии художеств (2012), заслуженный деятель искусств РФ (2013).
Является автором 20 монографий , составителем 25 коллективных изданий. Опубликовал в научных сборниках более 400 статей. Новые книги И. Е. Светлова становятся культурным событием, привлекающим внимание как научного сообщества, так и художников, скульпторов, писателей, поэтов, кинематографистов. Например, презентация книги «Символизм: новые ракурсы», составителем и ответственным редактор которой являлся Игорь Евгеньевич Светлов, проходила в Малом зале Центрального дома кинематографистов . Презентация монографии «Рельефы памяти» в рамках проекта «Центр русского модерна» проходила в филиале Российской государственной библиотеки для молодежи — особняке купца В. Д. Носова .
Семья
Отец, Константин Дмитриевич Валериус — советский инженер, хозяйственный и партийный деятель, один из организаторов Магнитки .
Мать, Сарра Самуиловна Майзель (в первом браке Валериус) — искусствовед, автор монографий «Проблемы современной советской скульптуры» (М.: Искусство, 1961), «Скульптор Владимир Ефимович Цигаль» (М.: Художник РСФСР, 1963) и «Скульптура нового мира» (М.: Изобразительное искусство, 1970); с 1957 года возглавляла Секцию критики и искусствознания МОСХ .
Отчим, Евгений Викторович Вучетич , советский скульптор-монументалист, педагог. Академик АХ СССР (1953). Герой Социалистического Труда (1967). Народный художник СССР (1959). Лауреат Ленинской премии (1970) и пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950).
Супруга, Ирина Ильинична Никольская (род. 1943) — российский музыковед, полонист , доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания , заслуженный деятель культуры Польши .
Дочь, Ксения Игоревна Светлова (род. 1977) — израильский политик, депутат Кнессета от партии « Ха-Тнуа », входящей в блок « Сионистский лагерь », в прошлом израильская русскоязычная журналистка и арабистка на телеканале «Израиль Плюс» .
Награды и премии
- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (25 июля 2013 года) — за заслуги в области искусства .
- Заслуженный деятель культуры Польши (1981)
- Серебряная медаль Российской Академии художеств за книгу «От романтизма к символизму: Очерки польской и венгерской живописи XIX — начала XX века» (1997)
- Премия Государственного института искусствознания за книгу «XX-й век и пути европейской культуры» (2000)
- Кавалер Ордена Заслуг перед Республикой Польша , удостоверение № 172-2003-16 от 14 августа 2003 года за подписью президента Польши Александра Квасьневского
- Почётный член Российской академии художеств (2014)
- Премия Государственного института искусствознания ответственному редактору коллективной монографии «Символизм: новые ракурсы» (2018)
Библиография
Монографии
- Светлов, И. Е. Советский скульптурный портрет. — М. : Наука , 1968. — С. 91. — (Научно-популярная серия).
- Светлов, И. Е. Иене Кереньи .. — М. : Искусство , 1968. — С. 27.
- Светлов, И. Е. Беатриса Сандомирская . — М. : Советский художник , 1971. — С. 79. — (Скульптура).
- Светлов, И. Е. Скульптура Народной Венгрии. — М. : Наука , 1971. — С. 136. — (Научно-популярная серия). — 3300 экз.
- Светлов, И. Е. Современная румынская скульптура. — М. : Изобразительное искусство , 1974. — С. 207. — (Скульптура). — 10 000 экз.
- Светлов, И. Е. Скульптура Народной Польши. — М. : Наука , 1976. — С. 203.
- Светлов, И. Е. Изобразительное искусство , 1978. — С. 63. — (Прогрессивные художники мира). — 30 000 экз. .. — М. :
- Светлов, И. Е. О советской скульптуре, 1960-1980 : Очерки. — М. : Советский художник , 1984. — С. 247. — (Искусство: проблемы, история, практика).
- Светлов, И. Е. Традиции и новаторство в изобразительном искусстве социалистических стран. — М. : Наука , 1986. — С. 224. — 2300 экз.
- Светлов, И. Е. От романтизма к символизму: Очерки польской и венгерской живописи XIX — начала XX века. — Гос. ин-т искусствознания . — СПб. : Дмитрий Буланин , 1997. — С. 271. — ISBN 5-86007-182-9 .
- Светлов, И. Е. Михаил Ромадин . — Белый город , 2004. — С. 47. — (Мастера живописи). — 1500 экз. — ISBN 5-7793-0782-2 .
- Светлов, И. Е. Франц фон Штук . — Белый город , 2005. — С. 48. — (Мастера живописи. Зарубежные художники). — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0892-6 .
- Светлов, И. Е. Прерафаэлиты . — Белый город , 2006. — С. 48. — (Эпохи. Стили. Направления). — 3000 экз. — ISBN 5-7793-1028-9 .
- Светлов, И. Е. Климт . — Белый город , 2007. — С. 48. — (Мастера живописи. Зарубежные художники). — 3000 экз. — ISBN 978-5-7793-0761-1 .
- Светлов, И. Е. Уистлер . — Белый город , 2008. — С. 48. — (Мастера живописи. Зарубежные художники). — 3000 экз. — ISBN 978-5-7793-1468-8 .
- Светлов, И. Е. Немецкий и австрийский символизм. Этюды. — М. : Три квадрата, 2008. — С. 164. — ISBN 978-5-94607-101-7 .
- Светлов, И. Е. Гюстав Моро . Франция. ХІХ век. — М. : Планета , 2011. — С. 112 (Офсет). — 500 экз. — ISBN 978-5-90316219-2 .
- Светлов, И. Е. Символизм. — Белый город , 2011. — С. 47. — (Мастера живописи, Эпохи. Стили. Направления). — 3000 экз. — ISBN 978-5-7793-1597-5 .
- Светлов, И. Е. 1000 экз. — ISBN 978-5-88373-044-2 . . Современное польское искусство. — М. : Канон-плюс, РООИ «Реабилитация», 2017. — С. 208. —
Коллективные труды
- Венгерское искусство и литература XX века: [сборник статей рос. и венг. учёных] / отв. ред. И. Е. Светлов, В. Т. Середа. — М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации , Гос. ин-т искусствознания . — СПб. : Алетейя , 2005. — С. 592. — (Искусство и литература Центральной Европы). — 1000 экз. — ISBN 5-89329-732-6 .
- Европейский символизм / отв. ред. И. Е. Светлов. — Федер. агентство по культуре и кинематографии , Гос. ин-т искусствознания , Науч. группа «Европейский символизм и модерн». — СПб. : Алетейя , 2006. — С. 495. — 800 экз. — ISBN 978-5-89329-891-8 .
- Александр Аркадьевич Лабас / сост. И. Е. Светлов. — М. : Инкомбук, 2006. — С. 107. — ISBN 5-7235-0314-6 .
- ] / сост. И. Е. Светлов. — М. : Материк, 2007. — С. 752. — 1000 экз. — ISBN 5-85646-175-4 .
- Символизм и модерн — феномены европейской культуры / сост. И. Е. Светлов. — М. : Спутник +, 2008. — С. 384. — 500 экз. — ISBN 978-5-9973-0038-8 .
- Виктор Разгулин. Живопись, рисунок / Victor Razgulin: Paintind, Drawing / составители Игорь Светлов, Борис Трофимов , Мария Разгулина, пер. Анастасия Зинченко. — М. : Галарт , 2008. — С. 352. — 1500 экз. — ISBN 978-5-269-01081-6 .
- Символизм как художественное направление: Взгляд из XXI века: [сборник статей] / отв. ред. Н. А. Хренов, И. Е. Светлов. — М. : Государственный институт искусствознания , 2013. — С. 464. — (Искусство в исторической динамике культуры). — 500 экз. — ISBN 978-5-98287-048-3 .
- Искусство XIX—XX веков. Сцепления и размежевания : [сборник статей] / сост. и отв. ред. И. Е. Светлов. — М. : ГАСК , 2014. — С. 512. — 500 экз. — ISBN 978-5-85291-073-8 .
- Искусство XIX—XX веков. Контрасты и параллели : [сборник статей] / сост. и отв. ред. И. Е. Светлов. — Московский художественный институт имени В. И. Сурикова . — М. : Канон-плюс, 2014. — С. 359. — ISBN 978-5-88373-400-6 .
- ] / сост. и отв. ред. И. Е. Светлов. — Государственный институт искусствознания . — М. : Канон-плюс, 2017. — С. 640. — ISBN 978-5-88373-509-6 .
- Густав Климт и Эгон Шиле в Москве и Вене / сост. и отв. ред. И. Е. Светлов. — Государственный институт искусствознания . — М. : Азбуковник, 2018. — С. 336. — 600 экз. — ISBN 978-5-91172-166-4 .
Примечания
- Светлов, И. Е. Школьная неволя. Интеллект старших // Рельеф памяти. — М. : Канон-плюс, 2017. — С. 42. — 296 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88373-028-2 .
- Светлов, И. Е. Университет. Поступление // Рельеф памяти. — М. : Канон-плюс, 2017. — С. 86. — 296 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88373-028-2 .
- Светлов, Игорь Евгеньевич. : Диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения : [ 3 июля 2018 ]. — ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. — М. : Наука , 1986. — 224 с. — 2300 экз.
- . Государственный институт искусствознания . Дата обращения: 8 июля 2018. Архивировано из 8 июля 2018 года.
- Светлов, И. Е. Родители. Трагическое молчание // Рельеф памяти. — М. : Канон-плюс, 2017. — С. 7. — 296 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88373-028-2 .
- . Свободная энциклопедия Урала. Дата обращения: 10 декабря 2015. 4 марта 2016 года.
- . Архив Президента РФ, оп. 24, дело 417, лист 16. Дата обращения: 24 декабря 2015. 24 декабря 2015 года.
- Светлов, И. Е. Школьная неволя. Издержки борьбы за мир // Рельеф памяти. — М. : Канон-плюс, 2017. — С. 35. — 296 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88373-028-2 .
- Светлов, И. Е. Школьная неволя. Шахматные баталии с писателями // Рельеф памяти. — М. : Канон-плюс, 2017. — С. 41. — 296 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88373-028-2 .
- Грабарь Игорь . (Газета) 2. Литературная газета № 115 (3616) (27 сентября 1956). Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.
- . Российская государственная библиотека для молодёжи. 2016-10-06. из оригинала 24 июня 2018 . Дата обращения: 24 июня 2018 .
- Ашукин Н. С. Пушкинская Москва. — СПб. : Академический проект, 1998. — 352 с. — 3200 экз. — ISBN 5-7331-0123-7 .
- . Государственный институт искусствознания . 2017-02-09. из оригинала 8 июля 2018 . Дата обращения: 8 июля 2018 .
- . Союз кинематографистов России . 2018-03-15. из оригинала 10 июля 2018 . Дата обращения: 10 июля 2018 .
- . Преображенка для вас . Управа района Преображенское. 2016-10-06. из оригинала 10 июля 2018 . Дата обращения: 10 июля 2018 .
- . www.союзмосковскихкомпозиторов.рф. Дата обращения: 20 декабря 2017. 2 ноября 2017 года.
- 2020-12-12
- 1