Потапов, Алексей Степанович (1872)
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Степа́нович Хомяко́в ( 1 [13] мая 1804 , Москва — 23 сентября [ 5 октября ] 1860 , Ивановское , Данковский уезд , Рязанская губерния ) — русский поэт, художник и публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства . Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856).
Родился 1 ( 13 ) мая 1804 года в Москве, на Ордынке , в старинной дворянской семье Хомяковых ; отец — Степан Александрович Хомяков, мать — Марья Алексеевна, урождённая Киреевская (?—1858).
Получил домашнее образование. В 1815 году семья переехала в Санкт-Петербург , где для преподавания сыновьям русской словесности был приглашён друг Грибоедова А. А. Жандр . Образование его закончилось в Москве, куда в 1817—1820 годах на зимние месяцы переезжала семья. Вместе с братьями Д. и А. Веневитиновыми занимался с Глаголевым и на дому слушал лекции Щепкина и Мерзлякова . В 1821 году сдал экзамен на степень математических наук при Московском университете.
Ко времени учения в Москве относятся первые стихотворные опыты Хомякова и перевод « Германии » Тацита, напечатанный в «Трудах Общества Любителей Российской Словесности». В 1822 году Хомяков определился на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк , через год перевёлся в Петербург в конную гвардию .
В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», поставленную на сцене только в 1829 году, а напечатанную лишь в 1832 году. В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне , поступив в Белорусский гусарский полк и состоя адъютантом при генерале князе Мадатове , после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение , решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами.
5 июля 1836 года он обвенчался с Екатериной Михайловной Языковой , сестрой поэта Языкова .
В статье «О старом и новом» (1839) им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году он приступил к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории».
В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое внимание стал уделять религиозным вопросам, истории русского православия . Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства . Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией . По его словам: « Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства» . Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I .
Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии , заболел. Скончался 23 сентября ( 5 октября ) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области ). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище ( фото могилы ).
Фундаментальный труд «Записки о всемирной истории» ( Семирамида ) остался незавершённым, однако сохранились журнальные статьи. Вещественный мир представлялся Хомякову лишь внешним выражением свободно творящего Духа (Бога), а материальные факторы общественного развития — его внешними проявлениями. История — процесс постепенного проявления полноты духа в общественной жизни человечества. Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. Соответственно, история народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. Каждый народ обладал своей особой субстанцией, «началом».
В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм . Историческое развитие каждого народа предопределялось абсолютом . Однако в своём развитии народ в силу тех или иных причин может отклониться от него и не выполнить возложенной на него «миссии».
Понимание славянофилами (в том числе А. С. Хомяковым) процесса исторического развития того или иного народа как постепенного проявления его «начала» имело два неоспоримых преимущества. Во-первых, подобный подход подразумевал стремление понять смысл истории народа. Во-вторых, заставлял обратить особое внимание на специфику народной жизни (именно славянофилы первыми обратили серьёзное внимание на такое фундаментальное явление русской действительности, как сельская община ) .
Одной из заслуг Хомякова является обоснование им принципа соборности , которое появляется в полемике с иезуитом Гагариным . Прилагательное «соборный» является характеристикой Церкви и переводом греческого слова кафолический из Символа Веры. Хомяков настаивает, что нельзя в соборности (равно как и в кафоличности) видеть вселенскость в смысле всемирности, ибо Церковь была соборной с самого начала до своего распространения среди народов. Принцип соборности — это «единство во множестве» .
В отношении Церкви Хомяков признавал её разделение на видимую и невидимую, ветхозаветную и новозаветную. Свои взгляды он формулировал в полемике с папистами и протестантами , доказывая, что церковь не государство и не собрание верующих, но «единство Божьей благодати». При этом церковь существует «с сотворения мира», а Ной и Авраам были родоначальниками «ветхозаветной Церкви». Хомяков принимает учение о семи таинствах , но отвергает католическую добавку Филиокве .
В том же трактате («Церковь одна») он характеризует католическую церковь как принявшую «восьмое таинство»: «Те, которые приняли за веру истинную — мертвую веру, то есть ложную, или внешнее знание, дошли в своем заблуждении до того, что из сей мертвой веры, сами того не зная, сделали восьмое таинство». В Православии, по мнению Хомякова, именно Церковь обладает живой верой, поскольку она же обладает и святостью. В католицизме вопрос веры и святости сводится к папе: «Когда же один человек, или один епископ, имеет непременно веру, что должны мы сказать? Имеет ли он святость? Нет, ибо он ославлен преступлением и развратом. (…) и чрез сие таинство какая же вера в нём пребывает? Живая? Нет, ибо он преступник; но вера мертвая, то есть внешнее знание, доступное даже бесам».
А. С. Хомяков заострил внимание на пагубной роли папства, указав «на смешение в лице епископа-государя интересов духовных с мирскими как на главную причину, затрудняющую разрешение религиозного вопроса на западе». Право решения догматических вопросов перешло сначала к областной Церкви, а потом и просто к одному престолу: «государство от мира сего заняло место христианской церкви». Проблема индульгенций определялась в славянофильстве как «утилитарный рационализм», как перенесение на отношения человека с Богом механизма банкирского дома. Хомяков диагностировал и сегрегационную суть католицизма, отмечая, что римская церковь четко подразделяется на князей церкви, мирскую чернь и на ещё более низкую касту греко-униатов. Сближение Православия с Римом стало бы возможным лишь при полном отречении Рима от десятивекового заблуждения и папизма, — пишет он, — но это вряд ли произойдет, ведь для католиков Церковь как раз и состоит в папизме
По Хомякову, залогом спасения является церковное единство верующих Православной (истинной, соборной) Церкви. Им выделяются внутреннее единство — единство духа и внешнее — единство в таинствах, которые не противопоставляются и не отделяются, а сосуществуют друг с другом. Причем первый тип, проявляющийся в достижении внутренней церковной святости, представляет собой сущность веры, в то время как второй тип есть осознанное проявление веры и единства. Хомяков преодолевает католическую (для спасения необходимы дела) и протестантскую (для спасения необходима вера) богословские крайности и тем самым указывает на недопустимость дихотомии как таковой для православного вероучения. «Посему неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но ещё нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел» .
В браке с Екатериной Михайловной Языковой родилось девять детей: