Interested Article - Лествица

Ле́ствица (со ст.-слав. « Лестница » ), ( др.-греч. «Κλῖμαξ» ), Лествица райская , Скрижали духовные — основное сочинение Иоанна Лествичника . Текст «Лествицы» включён в 88-й том Patrologia Graeca .

История создания

Написана в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря : « преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян » . Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии , где описано видение Лестницы Иакова , по которой восходят ангелы ( ). Сочинение относится к разряду аскетической литературы.

Димитрий Ростовский так характеризует сочинение Иоанна:

«Лествица» святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание священного писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить её прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, — в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то «Лествица» святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии .

Димитрий Ростовский. Жития святых (30 марта)

Из предшественников Лествичник ссылается на Антония Великого (19:8), Григория Богослова (15:31; 22:1), Евагрия (14:12), Кассиана (4:105), Иоанна Савваита (4:110) и Оригена (5:41).

Из географических мест упомянуты Александрия (4:11, 23, 31), Египет (14:26) и Нил (14:26).

В предисловии к «Лествице», написанном неким «синайским монахом», который был «современником... преподобному Иоанну», приводится свидетельство Иоанна, что ему и его гостям в телесном образе явился пророк Моисей :

В тот самый день, когда поставили Иоанна нашим игуменом и когда сошлось к нам около шестисот посетителей и все они сидели, вкушая пищу, Иоанн видел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который, как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда те люди разошлись и служители сели за трапезу, искали сего повсюду ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий, преподобный отец наш Иоанн, говорит нам: «Оставьте его; господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте».

«Ступени»

«Ступени» из списка митрополита Киприана

Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей , по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Символика использованного числа «30» объясняется в предисловии к Лествице следующим образом:

Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.

«Ступени» можно сгруппировать следующим образом [ источник не указан 5033 дня ] :

Группа Ступени
Борьба с мирской суетой
(ступени 1-4)
Отречение мирского жития
Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире)
Странничество (ξενιτεία)
Послушание (ὑπακοῆς)
Скорби на пути к истинному блаженству
(ступени 5-7)
Покаяние (Μετάνοιά)
Память о смерти (Μνήμη θανάτου)
Плач (Πένθος)
Борьба с пороками
(ступени 8-26)
Кротость и безгневие
Удаление памятозлобия
Несквернословие
Молчание (ἡσυχία)
Правдивость
Отсутствие уныния и лености
Борьба с чревоугодием
Целомудрие
Борьба со сребролюбием
Нестяжание
Искоренение нечувствия
Малый сон, усердие к братской молитве
Телесное бдение
Отсутствие боязливости и укрепление в вере
Искоренение тщеславия
Отсутствие гордыни
Кротость, простота и незлобие
Смиренномудрие
Низложение страстей и укрепление добродетелей
Душевный мир
(ступени 27-29)
Безмолвие души и тела
Молитва (προσευχή)
Бесстрастие (ἀπάθεια)
Вершина пути — союз трёх главных добродетелей
(ступень 30)
Вера (πίστις), надежда (ἐλπὶς) и любовь (ἀγάπη)

«Лествица» также включает в себя «слово особенное к пастырю», которое в отличие от предыдущих глав относится исключительно к наставникам.

О монашестве

Идеалом христианина у Иоанна выступает монах ( μοναχὸς ), который также называется подвижником ( ἐργάτης ). Его жизнь имеет троякое основание: незлобие, пост и целомудрие (1:10). Лествичник упоминает два типа монашества: уединённое и общежительное (1:26). Жилищем монахов служат кельи (27:18). Из исторических монастырей он упоминает Тавенисси и Скит (27:32). Практика монахов заключается в чтении Священного Писания (27:78), молитвах ( Προσευχή ) и псалмопении (27:77). Особый подвиг составляет «странничество» ( ξενιτεία ), смысл которого в оставлении любой привязанности, в том числе и родственной. Высшей целью монахов является чистота (ἁγνεία), которая есть бесстрастие (15:65; 29:7), но отнюдь не нечувствие (ἀναισθησία).

Об искушении

Особое место в богословии Иоанна занимает так называемый «механизм искушения» (15:73), который начинается с «прилога» (простой мысли или представления, προσβολὴ). Затем следует «сосложение» или внимание (συνδυασμὸς). Грехом является акт согласия (συγκατάθεσις), после которого возникает зависимость (αἰχμαλωσία). Впрочем, человек способен бросить вызов греховной привычке и встать на путь борьбы (πάλη).

Иконография

Изображение Лествицы Иоанна часто встречается на иконах , в книгах, на нравоучительных лубках и так далее. От земли к небу изображается лестница, по которой взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и сбрасывают в ад (условно обозначенный разломом в скале). Преодолевших подъём принимают Христос и ангелы .

Иллюминированные рукописи Лествицы, наглядно представляющие идеалы монашеской аскетики, появляются во второй половине XI века . Некоторые содержат развёрнутый цикл иллюстраций различных ступеней покаяния и аскезы, но изначально в греческих рукописях было лишь выполненное чернилами изображение лестницы с тридцатью ступенями, увенчанной крестом .

См. также

Примечания

  1. Попова Т. Г. // Вестник Томского государственного университета. Серия Филология. — 2011. — № 4 (350) . — С. 29—32 . 28 октября 2014 года.
  2. . Дата обращения: 11 декабря 2007. Архивировано из 18 сентября 2008 года.
  3. Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы // Предисловие к книги именуемой Скрижали Духовные
  4. Пуцко В. Г. . от 5 марта 2008 на Wayback Machine .

Ссылки

Русский перевод

Церковно-славянский перевод

  • Москва : Печатный двор, 1 марта 1647 [15.01. — 01.03.7155]. — 347 л. РГБ. Полный текст списка . Церковно-славянский язык XVII века, перевод близок к греческому подлиннику. . .
  • Церковно-славянский перевод XIX века, под влиянием перевода прп. Паисия Величковского :

Греческий подлинник и новогреческий перевод

  • Древнегреческий подлинник (не совсем точный) по Патрологии Миня: (Лествица со стр. 596 печатной, 302 в файле), .

Рукописи

  • , напис. устав . 1334 года, в четверть, 216 л. Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры . Полный текст списка .
  • . Рукопись № 37. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА . Полный текст списка .
  • , в лист на белой лощёной бумаге на 304 л., полууставом крупным начала XVII в. Рукопись № 37. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА. Полный текст списка .
  • . Рукопись № 152. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА. Полный текст списка .
Источник —

Same as Лествица