Interested Article - Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина

Мемориáльный музéй Алексáндра Никола́евича Скря́бина — мемориальный музей, посвящённый жизни и творчеству композитора и пианиста Александра Скрябина . Открытие состоялось 10 октября 1918 года в семикомнатной квартире в Большом Николопесковском переулке , в которой с 1912 по 1915 год проживал композитор. Позднее в состав музея вошёл бывший доходный дом , расположенный во дворе особняка. На 2018 год в нём функционирует Центр культурных инноваций «Дом Скрябина» .

Здание

Первые упоминания о деревянном одноэтажном доме по адресу Большой Николопесковский переулок, 11 относятся к 1802 году. Сильно пострадавшее во время пожара 1812 года , в 1850-х здание было снесено, а на его месте возведён кирпичный особняк. Спустя несколько лет к зданию был настроен второй этаж по проекту Сергея Воскресенского .

В 1902 году дом был снова перестроен архитектором Флегонтом Воскресенским : были добавлены элементы в стиле ампир , фасад был украшен продольным рустом , прямоугольным аттиком и эркерами .

Первой владелицей здания была Н. П. Чихаева, впоследствии продавшая особняк супруге декана историко-филологического факультета Московского университета Аполлона Грушка . Профессор проживал на первом этаже, в то время как второй был отведён под сдачу .

В 1901—1902 годах во дворе построили двухэтажное здание по проекту архитектора Ивана Машкова , служившее доходным домом . В нём снимали квартиры певицы Евгения Збруева и Маргарита Эйхенвальд . В 1920-е годы здесь размещалась театральная студия имени Фёдора Шаляпина .

В 1912 году Александр Скрябин поселился в доме в Николопесковском переулке вместе со своей семьёй: женой — Татьяной Шлёцер-Скрябиной , её матерью — Марией Шлёцер, и детьми — Ариадной , Юлианом и Мариной .

Композитор арендовал семикомнатную квартиру на втором этаже . Напротив его дома находилась церковь Николы на Песках , в честь которой переулок получил своё название. В этой квартире композитор создал последние фортепианные сочинения, работал над «Предварительным действом», которое осталось незавершённым .

Музей

Фотография Александра Николаевича Скрябина, 1905 год
Портрет Т. Шлёцер-Скрябиной, 1921 год

Инициатором создания музея стала вдова композитора — Татьяна Фёдоровна Шлёцер-Скрябина . В 1918 году благодаря участию Анатолия Луначарского и Александра Гольденвейзера вдове композитора была выдана охранная грамота, позволяющая избежать превращения квартиры в коммунальную .

В 1919-м в комнате Марии Шлёцер произошёл пожар, перекинувшийся на остальную часть здания и уничтоживший кровлю и мебель, при этом рукописи Скрябина, личную библиотеку композитора, картины и прочее удалось сохранить. Во время советской власти некоторые предметы интерьера были ликвидированы: венские стулья, кресла, дубовый стол, гардероб из красного дерева и кровать .

В 1922-м состоялось официальное открытие музея для посетителей . После смерти Татьяны Шлёцер-Скрябиной, в 1922 году заведующим был назначен Сергей Каштанов , и учреждение вошло в объединение « Толстовский музей » .

Во время Второй Мировой Войны учреждение находилось на : экспонаты были вывезены и хранились в Троице-Сергиевой лавре , пока в самом здании проходил ремонт . Несмотря на военное положение , здесь проводились музыкальные концерты композиторов Владимира Софроницкого и Самуила Фейнберга , а Сергей Дурылин и Мария Скрябина читали открытые лекции .

После войны музею был передан нижний этаж здания, где была открыта студия электронной музыки , просуществовавшая до конца 1970-х . Здесь работали Эдуард Артемьев , Софья Губайдулина и Эдисон Денисов .

В 1984—1988 годах в музее была проведена комплексная реставрация. С 2014 года в состав учреждения вошло второе строение. В начале XIX веке оно служило доходным домом : здесь жили певица Анна Тарасевич, исследователь Михаил Шевелёв, профессор Московского университета Сергей Познышев . В доме был открыт Центр культурных инноваций «Дом Скрябина», включающий в себя выставочный и концертный залы, интерактивный класс и музейное .

Экспозиция

Л. Сабанеев, А. Скрябин и Т. Шлёцер-Скрябина, 1912 год

Квартира устроена по анфиладному принципу: ряд комнат, связанных общим коридором, переходят одну в другую. В прихожей висит фонарь, на донышке которого выгравированы буквы IHS греческий вариант написания имени Иисуса Христа . Рядом находятся телефон и зеркало .

Актёр Михаил Державин впоследствии вспоминал:

Когда мы немножко подросли, мы вместе превосходно проводили время, когда прогуливали школу. Это были идеальные дни. Во-первых, мы обязательно шли в музей Скрябина. Этот музей находился почти напротив дома, там и по сию пору сохранилась квартира гениального композитора. Мы приходили туда, на ноги нам нацепляли детские музейные тапочки, чтобы мы не натоптали, и мы радостно шлепали по всем гулким помещениям музея. Вот колокольчик для прислуги. Вот стоит его рояль… Мы с детства знали, что Скрябин – первооткрыватель «цветомузыки». Нам разрешали нажимать на клавиши рояля, чтобы в ответ зажигались различные лампочки. В столовой висел гонг , который созывал всех домочадцев и гостей к обеду. Нам тоже разрешали позвенеть. Так пролетало время первых двух уроков ...

В кабинете композитора, обклеенном обоями с геральдическими лилиями , стоит рояль Бехштейн , подаренный композитору официальным представителем фирмы. Помимо Скрябина, на нём играли: Сергей Рахманинов , Владимир Горовиц , Генрих Нейгауз , Владимир Софроницкий и другие. Здесь также бывали художники Николай Шперлинг и Леонид Пастернак , режиссёры Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров , актриса Алиса Коонен , поэты Константин Бальмонт , Вячеслав Иванов и Юргис Балтрушайтис , философы Николай Бердяев и Сергей Булгаков .

В кабинете находится письменный стол и кресло, привезённые композитором из Брюсселя . На столе стоит лампа, бювар , а также цвето-световой аппарат с двенадцатью лампочками, который был создан профессором Александром Мозером для домашнего исполнения симфонической поэмы «Прометей». Рядом располагается высокая конторка, за которой музыкант работал стоя. Сейчас на ней хранятся эскизы «Предварительного действа» к «Мистерии» .

В застеклённом шкафу в стиле ар-нуво хранятся книги Платона , Бенедикта Спинозы , Артура Шопенгауэра , Фридриха Энгельса , Константина Бальмонта и другие .

Я любил наблюдать настроение слушателей этих концертов дома, смотря за ними косвенным взором и не жалея одновременно терять сам впечатления от исполнения. Во время исполнения все сидели в этой же комнате в креслах, где кого заставала музыка. Александр Николаевич не любил, чтобы во время игры кто-нибудь близко был от инструмента. Утонувшие в креслах, вырисовывались задумчивые и внимательные фигуры <…> Когда Скрябин кончал играть, обычно некоторое время было молчание, потом оно прерывалось какой-нибудь несколько официально звучавшей похвалой. Леонид Сабанеев

В гостиной принимали почётных гостей: сестёр Гнесиных , семьи Гагариных , Трубецких и Шаховских . Здесь стоит рояль фирмы Джона Беккера , подаренный Скрябину меценатом Митрофаном Беляевым . Тут же выставлен бюст Скрябина работы скульптора Серафима Судьбинина , заказанный в подарок композитору дирижёром Сергеем Кусевицким .

Столовая обставлена мебелью в светлых тонах, на которой хранятся подарки, преподнесённые Скрябину: фаянсовая миска и блюдо, панно - аппликация египетской фрески . Тут же висит большая люстра, выполненная в стиле модерн .

Скрябины были просты в приёме своих посетителей, особенно близких. Обычно в столовой проходил этот прием и «неизбежное питание», которое было гостеприимным, но скромным. Обычно это был чай, который разливала Татьяна Фёдоровна, сидя за самоваром , на узком конце стола, против окна. Александр Николаевич сидел традиционно напротив, в кресле-стуле. Леонид Сабанеев

Следующей комнатой экспозиции является комната Марии Шлёцер — тёщи композитора. Здесь представлены документы и материалы о жизни и творчестве Александра Скрябина . В спальне композитора расположены кровать, деревянная ширма, комод, ампирные кресла, и стол, а также фотопортрет Скрябина работы Александра Мозера .

Во всей квартире висят художественные произведения известных художников Бориса Кустодеева «Последний концерт Скрябина в Петрограде», «Торг Лошадей» Розы Бонёр , рисунки Леонида Пастернака, работы Николая Шперлинга, репродукции Леонардо да Винчи и Михаила Врубеля . В книжных шкафах хранится богатая библиотека композитора, включающая в себя издания по теософии , философии , эстетике и естественным наукам .

Примечания

  1. на YouTube
  2. . Музеи России. Дата обращения: 5 мая 2018. 13 мая 2018 года.
  3. , с. 9.
  4. . mos-holidays.ru. Дата обращения: 5 мая 2018. 18 декабря 2018 года.
  5. . Музей Скрябина. Дата обращения: 5 мая 2018. 13 мая 2018 года.
  6. , с. 264.
  7. , с. 495.
  8. , с. 31.
  9. , с. 230.
  10. , с. 30.
  11. , с. 201.
  12. . Прогулки по Москве. Дата обращения: 5 мая 2018. 17 октября 2018 года.
  13. , с. 9, 31.
  14. , с. 11.
  15. .
  16. , с. 13.
  17. . Теории и Практики. Дата обращения: 5 мая 2018. 18 декабря 2018 года.
  18. . Эхо Москвы (26 января 2018). Дата обращения: 5 мая 2018. 29 ноября 2018 года.
  19. , с. 14.
  20. , с. 223.
  21. , с. 16.
  22. , с. 17.
  23. , с. 19.
  24. . Хостелы в Москве. Дата обращения: 5 мая 2018. 27 мая 2018 года.

Литература

  • Дворцы и усадьбы. — Москва: Де Агостин, 2014. — С. 9—30. — 33 с.
  • Державин М. М. . — Москва: Эксмо, 2017. — С. 120. — 320 с. — ISBN 978-5-699-96351-5 .
  • Ефимова Е. А. Москва великая. — Москва: Эксим, 1997. — 480 с. — ISBN 5-8985-001-4.
  • Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. — Москва: Этерна, 2012. — 432 с. — ISBN 978-5-480-00285-0 .
  • Молева Н. М. Московские тайны. Дворцы, усадьбы, судьбы. — Москва: Эксмо, 2006. — 416 с. — ISBN 5-699-18489-9 .
  • Николаева Л. В. "Наш Старик". Александр Гольденвейзер и Московская консерватория. — Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 704 с. — ISBN 978-5-98712-166-5 .
  • Рыбакова Т. В. Дом, где собираются сердца. — Москва: ГУК «Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2007. — 336 с.
  • Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. — Москва: Классика XXI, 2000. — С. 223,. — 392 с.
  • Скрябин А. Н. Наставник. Александр Гольденвейзер глазами современников. — Москва: Центр Гуманитарных инициатив, 2014. — 528 с. — ISBN 78-5-98712-199-3.

Ссылки

Источник —

Same as Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина