Никольский, Николай Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Миха́йлович Нико́льский ( 1 ноября [ 13 ноября ] 1877 , Москва — 19 ноября 1959 , Минск ) — русский советский историк, библеист , востоковед , сын М. В. Никольского (также востоковеда). Выпускник Московского университета (1900). Некоторое время преподавал в народном университете в Нижнем Новгороде . Академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР (с 04.12.1946, по отделению истории и философии ); автор работ по истории религии , истории Древнего Востока . Филолог , специалист по семитским языкам и клинописи .
Во время оккупации Белоруссии нацистскими войсками в годы Великой Отечественной войны академик Н. М. Никольский находился в партизанском отряде .
Был награждён двумя орденами Ленина , орденом Трудового Красного Знамени .
Родился в 1877 году в Москве, в семье крупного учёного-востоковеда Михаила Васильевича Никольского (1848—1917), положившего начало ассириологии в России. Окончив в 1900 году историко-филологический факультет Московского университета , преподавал историю в гимназии, успешно сочетая учительскую работу, которой он отдал 19 лет, с научно-исследовательской.
В студенческие годы заинтересовался марксистско-ленинской теорией , приобщение к которой он считал переломным этапом в своей жизни и деятельности. «Марксистско-ленинскому учению, — писал он впоследствии, обращаясь к студентам-историкам, — я обязан всеми научными удачами и успехами» . В годы первой русской революции молодой учитель сразу и безоговорочно принял сторону большевиков: участвовал в работе лекторской группы Московского комитета РСДРП , активно сотрудничал в большевистской печати, предоставил свою квартиру для заседаний МК РСДРП . После Великой Октябрьской социалистической революции Никольский с головой окунулся в водоворот научно-исследовательской, преподавательской и организаторской деятельности. Преподавал в Социалистической академии общественных наук в Москве. В 1918 Никольский был одним из организаторов и профессоров Смоленского государственного университета , ректором которого проработал с 1919 по 1921 год.
Переехав в 1921 году в Минск , Никольский стал профессором Белорусского государственного университета , затем деканом педагогического факультета, а с 1929 года начал работать в системе АН БССР . Членом этой академии его избрали в 1931 году. С января 1937 года возглавлял Институт истории Академии наук Белорусской ССР . В 1938 году ему было присвоено почётное звание заслуженного деятеля науки БССР.
В годы Великой Отечественной войны Никольский, не успевший эвакуироваться из Минска, отказался сотрудничать с гитлеровцами, за что вместе с семьей подвергался всевозможным притеснениям. Белорусские подпольщики отряда М. Ф. Молокович по указанию подпольных партийных организаций вывезли Никольского и его семью в партизанскую зону, а затем переправили в Москву. Все это время учёный занимался напряжённой научно-исследовательской деятельностью, итогом которой явились две книги: «Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье» и «Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов». На титульном листе одной из рукописей написано: «Начато собирание материалов 12.IX.1941 г., начато писание текста 16.11.1942 г.; закончена 18.III.1943 г., в оккупированном Минске, в честь Советской Родины. Окончательно отредактирована и переписана к 14.XII.1943 г. в партизанских отрядах Белоруссии» .
В 1946 году избран членом-корреспондентом Академии наук СССР . В 1947 году избран депутатом Верховного Совета Белорусской ССР .
Умер в 1959 году, оставив огромное научно-педагогическое наследие и множество учеников — продолжателей его дела.
Из того, что в годы Первой русской революции 1905—1907 гг. Никольский читал лекции под эгидой лекторской группы при Московском комитете РСДРП , некоторые биографы делают вывод, что после Великой Октябрьской социалистической революции
взгляды Никольского, в значительной мере соответствовавшие идеологии победившей партии, часто получали официальную поддержку, что облегчило его научную карьеру в годы коммунистической диктатуры .
— Электронная еврейская энциклопедия
Однако «совпадение научных взглядов» было далеко не полным, а вместо поддержки Н. М. Никольский нередко испытывал давление более именитых коллег с целью заставить его сойти со своих не вполне марксистских, на их взгляд, позиций. За словами того же источника
Он, однако, по-прежнему подчеркивал резкое отличие социальных форм древневосточного общества от общества античного. В противоположность мнению большинства советских историков, Никольский рассматривал все государства Древнего Востока, в том числе Израильское и Иудейское царства, как формы восточной деспотии, опирающейся на чрезвычайную устойчивость сельской общины. Эти социальные формы он считал не рабовладельческими, а феодальными (позднее полупатриархальными и полуфеодальными) .
— там же
скрывается серьёзное идейное противоречие между общепринятой в научном коммунизме концепцией смены общественных формаций и личными взглядами Н. М. Никольского. В первой дискуссии об азиатском способе производства ( 1925 — 1931 ) позиции, которых придерживался Н. М. Никольский, были признаны ошибочными, и, как этот факт часто комментируется, «азиатчики были разгромлены» . Тем не менее, несмотря на «разгром», Н. М. Никольский никаким репрессиям не подвергался; более того, его труды в СССР продолжали публиковать и переиздавать без изъятий, хотя и с редакторскими комментариями относительно «ошибочности» тех или иных авторских формулировок .
Н. М. Никольский — автор почти всех статей о Библии и иудаизме в Энциклопедическом словаре «Гранат» и многих статей на аналогичные темы в 1-м издании Большой советской энциклопедии .
«Н. М. Никольский был первым историком религии, познакомившим широкие круги русских читателей с достижениями библейской критики. Являлся убеждённым сторонником школы Юлиуса Велльгаузена (перевёл его „Введение в историю Израиля“ , выводы которого он расширил и дополнил)». Далее « Электронная еврейская энциклопедия » утверждает, что
в условиях «духовной цензуры» в (царской?) России Никольский был лишён возможности вести научную и преподавательскую работу в университетах; его деятельность протекала в рамках различных общественных организаций,
однако добавляет, что
он был также преподавателем Нижегородского народного университета .
А. В. Мень в «Библиологическом словаре» отмечает, что первоначально Н. М. Никольский был близок к идеям религиозно-исторической школы. К этому этапу отнесена вышедшая в начале XX века серия книг «Религия в свете научной мысли и свободной критики», редактором которой был сам Н. М. Никольский. Серия книг включала переводы работ крупнейших либеральных теологов; сам Никольский опубликовал в этой серии книгу «Царь Давид и псалмы» (СПб., 1908). В этом сочинении Никольский отнёс к т. н. допленному периоду лишь 10 псалмов, датировав прочие периодом плена и периодом Второго Храма . За работой о псалмах последовал популярный труд «Древний Израиль» ( 1911 , 2-е испр. и доп. изд. 1922 ) , «написанный живо и ярко, с позиций светской историографии» . Примыкающая к нему книга «Иисус и первые христианские общины» была издана уже после революции ( 1918 ). В ней Никольский выступил с критикой т. н. мифологической теории ; в частности — против попыток отождествить евангельский рассказ о Страстях с языческими мифами об умирающих богах :
«Осирис, Адонис, Аттис, Таммуз гибнут от враждебных богов или от враждебных стихий; там нет ничего человеческого, естественного, похожего на историческую действительность. Иисус погибает в неравной борьбе с правящими иудейскими сферами… Тут нет ничего несообразного, напротив, всё чрезвычайно стройно укладывается в рамки тогдашней бурной иудейской жизни»
Евангелия Никольский датировал между 70 и 90 гг. н. э. Из посланий только восемь считал принадлежащими ап. Павлу. Эсхатологии первых христиан посвящён его очерк «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» (М., 1922). Тематика работ, опубликованных в 1920-е гг.: о херувимах , о проблеме монархомахии (цареборчества) в Ветхом Завете , о талмудических свидетельствах, касающихся Христа . «Библиологический словарь» отмечает в работах Никольского с начала 1930-х гг. «усиление тенденции к гиперкритицизму» , которую авторы усматривает в том, что Никольский отрицал, на основании Ветхого Завета, наличие у иудеев подлинного монотеизма в допленный период.