Урицкий, Моисей Соломонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Моисе́й Соломо́нович Наппельба́ум ( 14 [26] декабря 1869 , Минск — 13 июня 1958 , Москва ) — советский фотомастер, создавший собственную творческую манеру исполнения студийного фотопортрета.
Родился в Минске в 1869 году.
В 1884 году поступил учеником в фотоателье минского фотографа Осипа Боретти. Прилежный ученик последовательно овладел копировкой снимков, ретушью , потом был допущен к самостоятельной съёмке; много позже фотохудожник с благодарностью вспоминал своего первого учителя .
В 1888 году покинул Минск и странствовал по России и другим странам. Побывал в Смоленске , Москве , Варшаве , Вильнюсе , Евпатории . Во время пребывания в Америке работал в Нью-Йорке , Филадельфии , Питтсбурге . В 1895 году вернулся в Минск и открыл павильон портретной фотографии.
В 1910 году переехал в Санкт-Петербург и сотрудничал с журналом « Солнце России ».
В Москве ателье Наппельбаума размещалось в доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста , в Петрограде — на Невском , 72.
В январе 1918 года сделал превосходный портрет Ленина — один из лучших в фотографической Лениниане. В те же годы сделал ряд портретов соратников Ленина. Среди них особо удачные Ф. Дзержинского , Вацлава Воровского , Луначарского и других.
В 1919 году при поддержке Якова Свердлова организовал при ВЦИКе первую государственную фотографию.
В 1920—1930 годы фотографировал выдающихся людей страны: артистов, писателей, художников и учёных.
В начале 1930-х годов Наппельбаум был лишён избирательных прав и как лишенец подлежал высылке из Москвы. С большим трудом ему удалось добиться отмены этого статуса и устроиться на работу в фотоателье, обслуживавшее туристов-фотолюбителей .
Умер в 1958 году. Похоронен на Востряковском кладбище .
Отец поэтесс Лили , Иды и Фредерики Наппельбаум, литературоведа Ольги Грудцовой .
В основу своей манеры Наппельбаум положил особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. Наппельбаум — мастер композиционного решения кадра, изобразительного нюанса . При кажущейся простоте его портреты полны внутреннего драматизма, типичного для русской художественной традиции. Искусно сочетал в своих работах элементы формализма и понимание фотографии как документа.
Несмотря на очевидную аполитичность, ещё в 1918 году Наппельбаум выполнил портрет Ленина, позже — Сталина .
В 1938 году, подписав договор с президиумом Академии наук СССР , выполнил знаменитую серию портретов действительных членов АН СССР.
К техническим особенностям следует отнести любовь фотографа к съемке с одним источником света, использование (чаще всего) объектива Фохтлендер Коллинеар 420 mm, 1: 7,7 и применение живописных кистей для обработки негатива в процессе проявки.