Обитель Анубиса
- 1 year ago
- 0
- 0
Анубис ( др.-греч. Ἄνουβις , егип. Jnpw [a.ˈna.pʰa(w)] или [i.ˈn.pʰa(w)] Инпу ; копт. Ⲁⲛⲟⲩⲡ [a.ˈnuːp] ) — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации ( бальзамирования ) , «страж весов» на суде Осириса в царстве мёртвых , знаток целебных трав .
В период анимизма Анубис представлялся в образе североафриканского волка , который до 2015 года классифицировался как подвид шакала . С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой дикой собаки Саб ( егип. sb «судья») или человека с головой шакала, североафриканского волка или собаки . Апулей упоминает о двух ликах Анубиса «один чёрный, как ночь, другой — золотой, как день» .
Анубиса изображали в некрополе Фив на печати в виде лежащего на девяти луках шакала .
О небесном характере Анубиса Плутарх писал :
Под Анубисом они понимают горизонтальный круг, отделяющий невидимую часть мира, называемую ими Нефтидой, от видимой, которой они дали имя Исиды. И поскольку этот круг равно соприкасается с границами тьмы и света, его можно считать общим для них. Из этого обстоятельства и возникает сходство, которое они вообразили между Анубисом и Собакой, животным, которое одинаково бдительно и днём, и ночью.
Жена Сета по имени Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его супруги Исиды , зачала от него сына. Опасаясь гнева мужа, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его с помощью собак нашла Исида и вырастила . После Анубис вместе с Исидой ищет тело Осириса, охраняет его от врагов, в некоторых версиях мифа — погребает его, присутствует на суде Осириса .
Осуждённого Сета, обернувшегося в пантеру, боги решили сжечь, а Анубис снял шкуру с Сета и надел на себя. Затем он отправился в святилище Осириса и калёным железом выжег на шкуре свой знак. В память об этой легенде жрецы Анубиса-Имнута набрасывали шкуру леопарда на правое плечо .
Жрецы Гелиополя считали женой Анубиса богиню Инпут , которая иногда почиталась женской формой Анубиса . Его братом был Бата , что отразилось в « Сказке о двух братьях ». Дочерью Анубиса была Кебхут .
В глубокой древности Анубис был космическим богом и олицетворял какую-либо фазу ночного мрака, отчего запад — обиталище мёртвых — был его царством . Деревом Анубиса считался тамариск .
В поздний период с Анубисом стали отождествлять чёрного пса (одного из богов Дуата) Исдеса, кто в Легенде об Осирисе помогал искать Сета . Греки отождествляли Анубиса с Гермесом (как проводник мёртвых в Загробный мир) , иногда с Кроном .
Первоначально (согласно « Текстам пирамид ») Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате , но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) узурпировалась Осирисом (считавшимся умершим фараоном ), перенявшим и титулы Анубиса «владыка запада» ( Хентиаменти ), «владыка тех, кто на западе». Анубис в этот же период связывается с мумификацией умерших и погребальными обрядами . Именно Анубис наблюдал за установкой стрелки на коромысле весов и решал, уравновесило ли сердце покойного перо Маат или нет. Бог мудрости Тот принимал решение без возражений, как и советы богов, на которых Гор основывал своё обращение Осирису. В « Книге мёртвых » часто изображено, как Анубис подводит усопшего к весам, на других изображениях весы показаны с навершием в виде головы шакала .
Анубис подготавливал тело покойного к бальзамированию и превращению его в мумию . Затем он возлагал на неё руки и превращал покойника в ах («просветлённого», «блаженного»). Анубис расставлял в погребальной камере детей Гора и давал каждому канопу с внутренностями покойника для их охраны . Анубис заботился о телах умерших и вёл их души по каменистой пустыне запада к месту, где находился рай Осириса . В этой работе ему помогал бог-волк Упуату («тот, кто открывает дороги») .
Столица XVII египетского нома Каса (греч. Кинополь «город собаки») на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса . Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. Согласно некоторым источникам «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству .
В произведении Плутарха «Исида и Осирис» приводится трактовка, в которой Анубис приходился сыном Сета и Нефтиды, который был найден и воспитан Исидой . Также он сравнивает Анубиса с Гекатой — божеством, общим для небес и преисподней; считает, что Анубис обозначает время. Плутарх считал, что одно имя Анубиса выражает отношение к высшему, а второе Германубис ( др.-греч. Ἑρμανοῦβις ) — к низшему миру . Германубис в античной мифологии сочетал в себе внешность Гермеса ( древнегреческая мифология ) и Анубиса ( древнеегипетская мифология ) , был сыном Осириса и Нефтиды и разделял обязанности Анубиса (проводник душ) .
Страбон упоминает, что Анубис — египетское божество, почитаемое в XVII (Кинополисском) верхнеегипетском номе . Согласно Вергилию , Анубис изображён на щите Энея . Ювенал упоминает о почитании божества в Риме .
{{
citation
}}
:
|editor-first=
имеет универсальное имя (
справка
)